Рефераты. Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей






По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения:

жизненно-практический и теоретический.

- Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на

здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют

национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура,

профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также

опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает

ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью,

обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

- Более высокий уровень мировоззрения–теоретический, он обоснован научно,

т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и

ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения

мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Мы воспринимаем только целостно(в логике–можно раздробить явление).

Целостность–одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию

может быть:

научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и

реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим,

религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении:

догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности

существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б.

коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше

неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим;

системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или

непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д.

Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику(нам

безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание. 1.

Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном)

восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-

вражда и т.д.) 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической

деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение.

Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего

общества.

Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире,

чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает

мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что

философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма

общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически

обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто

мировоззрение. Философия–система основополагающих идей в составе

мировоззрения человека и общества.

Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое

знание; духовная практика; ценностная ориентация.

Философия и наука. Является ли философия наукой? Первое.

Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из

положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в

науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия–в ней

также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки

были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои

выводы фактами. Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в

философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука(

«философия»–любовь к мудрости, истине). Третье. Любая наука имеет научный

аппарат(методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.

Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В

философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих

категорий–это основное достоинство. С помощью категорий человек может

изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии.

Философия–наука особенная–проблемы философии неразрешимы. Если проблема

разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново

решает философские проблемы.

№4. Общая характеристика античной философии. Античный полис и философия.

1. Зарождение АФ

2. Досократовская философия

3. Классический этап развития греческой философии(сократовская, эллинская)

4. Поздняя античность(эллинистическая философия, иногда сюда включают

римскую философию, но она отсюда истекает)

Философия зародилась в 3-х центрах- это мнение не совсем верно. Философия

возникла в одном центре–Греции. Учения Индии и Китая имеют свою иную

логику. Причины появления античной философии:

Др. Греч. философия возникла в ионийских городах западного побережья мал

Азии, основ. греками. Здесь раньше развилась раб., торговля. и выросшая на

их основе культура.(связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта- более

древние цив.)

. Географический фактор–Греция находилась на пересечении торговых путей:

потоки торгового и культурных обменов.

. Особенности формирования греческого эпоса. Греция как бы тупик, скифский

коридор. Он начинается в степях Манчжурии, далее–южная

Сибирь–скандинавские народы. Под давлением–смещение языков.

. Чрезвычайное разнообразие географического ландшафта- различные промыслы-

развитие кругозора.

. Социально–политический фактор: постоянно под угрозой вторжения,

нападения, возникает необходимость зашиты. Греки не могли содержать

наемную армию. В Греции возник полис, грек был свободен(относительно).

Греческий полис–трансформация греческой общины, но она не подавляла

личности. Чтобы свободено мыслить–не д.быть проблем быта. Греки решили

эту проблему–рабовладением. В Греции рабство–не основа производит.сил, а

на уровне домашнего хозяйства, рабы избавляли от проблем быта. Основа

экономики Греции в отличие от Рима–свободные работники.

Начало развития европейской философии было положено в Дреыней Греции в 5-4

вв до н.э. Она возникла и развивалась в соответствии с зачатками конкретных

знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и

естествоиспытателями. Они днлали попытки научно объяснить происхождение

Земли, звезд, животных, растений и человека. Главным вопросом

древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле

философия перкликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую

проблематику. Но в мифах вопрос стоит: кто родил сущее? , а у философов

Греции: из чего все произошло?

Натурфилософы: Фалес( все вещи возникают из воды и вновь превращаются в

воду; вода–вечное начало), Анаксимен( субстрат всех вещей–воздух),

Анаксимандр( апейрон–“бесконечное”–неопределенное, вечное и бесконечное,

постоянно находящееся в движении первоначало)., Гераклит Эфесский-

- огонь–начало, субстанция бытия.

Наивный материализм- эллейская школа–Парменид, Зенон, Ксенофан–дальнейший

этап на пути рационализации знания. Элеаты впервые перешли от конкретных

природных стихий к бытию как таковому.

Стихийная диалектика- Гераклит, Кратил

Демокрит–бытие–нечто простое, далее неделимое, непроницаемое–атом.

• Натурфилософы видели единое многообразие мира в его вещественной основе.

Им не удалось объяснить социальные и духовные явления.

• Школа Сократа–Платона развила концепцию идей, на основе которой можно

было объяснять не только природу, но и человека и общество.

• Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность

отдельной вещи.

• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла

жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.

60 Человек в современном информационно-техническом мире.

Характерная особенность развития науки - наука стала непосредственной

производительной силой общества, исполняет роль основы, института и метода,

а также прогнозирования общественного развития. Человечество достигло

уровня техногенной цивилизации. Характеризуется общественным,

экономическим, производственным процессами. Сейчас возникла ситуация, когда

неограниченные возможности науки породили ее культ, пришли в противоречие с

теми проблемами, которые породила сама наука. Наука в определенной мере

ответственна за то, что человечество стоит на грани экономической

катастрофы, создаются достижения, которые используются против человека или

неосознанно могут быть обращены против человека. При бесспорном вкладе

науки, а процесс гуманизации общества, прогресс науки сопровождается

определенными утратами определенных ценностей. Характер науки является

таковым, что он порождает нежелательные последствия. Обвинения науки в

проявлении негуманизированных тенденций имеют древнюю традицию.

В чем проявляются негуманизированные тенденции?

Основная причина: аналитическая декомпозиционная направленность научной

методологии.

1. Тенденции: аналитический характер научной деятельности. Наука по своей

направленности, по способам овладевания миром носит аналитический

характер. Конечной задачей является синтез. Ученые чаще всего

«разбирают» объект, а «сборка»-переносится на более позднее время.

Зачастую «разбирают» одни, а «собирают» -другие, не только временная,

но и типологическая разорванность.

Аналитическое обращение с природой снимает с нее ореол таинственности,

загадочности, природа утратила печать недоступности и определенной интриги.

Полемика поэта Гете с гигантом науки И.Ньютоном–как они понимают, что такое

свет. Гете, создавшим свою теорию света, был неприемлем подход ученого,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.