Рефераты. Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей






обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался, в частности, в

отказе от претензий • на обладание достоверным знанием. Сократ применял так

называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой–искусство определять

понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он

выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл

разнообразных понятий(благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.),

Сократ, по словам Аристотеля, впервые начал использовать индуктивные

доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным

вкладом в формирование науки логики.

Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из родоначальников

диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод

диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в

рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и

ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной

признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность

и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии

философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его

сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание

переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к

рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский

принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!»

Главная цель его философии–восстановить авторитет знания, поколебленный

софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей

возлюбленной. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась

трудом непрестанным и упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину.

Софисты не считались с истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался

верен истине и жил в бедности. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ

твердил: он знает только то, что он ничего не знает'.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что

добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не

станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура

интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди

злы лишь по неведению! Тут можно возразить великому мудрецу: почему же даже

среди людей, очень образованных и прекрасно знающих, что такое добро и что

такое зло, так много творящих зло,–утонченных проходимцев, воров, лжецов и

убийц?!

Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в

государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным,

справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством

государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки

современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее–это

большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в

политических, государственных вопросах и могут оценить степень

профессионализма ' избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень.

Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о

том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.

В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся

от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за

«развращение юношества» «крамольными» идеями. В результате различного рода

интриг он был, в конечном счете, приговорен к смерти. Отказавшись от

предоставленной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял

смерть, выпив яд(цикуту).

№ 9 Аристотель, его место и роль в истории античной философии.

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях

Аристотеля(384–322 до н.э.), родился в семье лекаря, обучался в

платоновской академии. Был воспитателем македонского царя–Александра,

воспитывался им до 15 лет. Стремление Александром Македонским завоевать

весь мир–заложил Аристотель. А.–основатель психологии, систематизировал

знания о природе, в первую очередь–проблемы философии как таковой. В 335

году основал школу–лицей.

До нас дошли не все тексты А.. Многие из дошедших по видимому не являются

текстами самого А.. Например "Метафизика" по-видимому представляет

составленные слушателями своды различных по времени курсов А. Очень важны

для понимания А. его сочинения: "О душе", "Физика", "Категории". Ф. А.

охватывает вопросы логики, психологии теории познания, учения о бытии,

космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики,

педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные

положения П., атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов.

Аристотель–ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился

со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей

совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно

Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Он

стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и

миром идей.

Учение А.- объективный идеализм. Оно сложилось в резкой критики учения П.

об идеях. Эта теория(об идеях) несостоятельна по ряду причин:

1. Идеи П суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не

отличаются от них по своему содержанию.

2.Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать

существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещи причастны к идеям,

эта их причастность просто метафора. Учение П не может объяснить отношение

идей к вещам еще и потому, что П. отрицает способность идей быть сущностями

вещей.

3. Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному П.

впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и

сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и

несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более

общей идее, которая и будет ее сущностью.

4. П. учение о существовании идей, независимых по отношению к вещам чувств

мира, приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть

сходство и так как по П., для всего сходного должна существовать идея, то

кроме идеи, например чел. И кроме соответствующей ей вещей, должна

существовать идея того сходного, что существует между ними. Далее для этой

новой идеи чел и для находящейся под нею первой идеи и ее вещей должна

существовать еще одна- третья- идея...

5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого

чувственного мира, П. лишил себя возможности объяснить факты рождения,

гибели и движения.

У Аристотеля идея–это эйдос–вид, форма. Он признавал значимость этого вида,

говорил, что форма–активное начало. Идея определяет данную вещь. Форма и

понятие идеи у Аристотеля сливаются. Аристотель снимает разрыв между вещью

и ее идеей. Форма–активное начало, определяет бытие любой вещи(имело еще

божественную значимость).

Материя: первая–то, что есть истинная потенциальность(не дает ей

определение); вторая- «субстрат», из чего сделана данная вещь. Четыре

причины существования вещи:

1) материя, или пассивная возможность становления(из чего сделана вещь)-

Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность

эта- бесконечно разнообразная.

2) форма- сущность бытия, действительность того, что материи дано- Эйдос

вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть

только возможность осуществления эйдоса. Эйдос(идея) вещи является такой её

сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя

понять, что такое данная вещь.

3) начало движения; если вещи движутся, а для движения должна существовать

какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо

признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для

самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так

или иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от

движения другой вещи.

4) цель(цель существования вещей–бог) Нельзя мыслить движение в абстрактном

виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи

подразумевает цель движения- специфическую категорию вещи, которая не есть

ни её форма, ни её материя, ни её причина.

Общая формулировка четырехпринципной структуры- вещь есть материя, форма,

действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь

есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

Учение о форме и четырех причинах. Аристотель–великий ученик Платона,

учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил

собственное философское учение. Выше мы видели, что Платон встретился с

большими трудностями при осмыслении природы идей. Аристотель стремился

разъяснить сложившуюся проблемную ситуацию. Он перенес акцент с идеи на

форму.

Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное,

человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю(субстрат) и форму. В

бронзовой статуе материя–это бронза, а форма–очертания статуи. Сложнее

обстоит дело с отдельным человеком, его материя–это кости и мясо, а

форма–душа. Для животного формой является животная душа, для

растения–растительная душа. Что важнее–материя или форма? На первый взгляд

кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь

только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит,

форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная–сущность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.