Рефераты. Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей






в одном понятии? Представим, что Бог–это окружность. Она имеет

диаметр(нечто конечное, единичное). Увеличивая окружность до бесконечности

мы добьемся того, что диаметр будет стремиться к бесконечности. Мир тоже

бесконечен.

Изучая проблему Бога, Н.К. пришел к выводу, что природа, мир и Бог–одно и

тоже(идея пантеизма, всебожия). Изучая Бога, необходимо изучать и природу,

по его трудам(природе) можно познать Бога. «Ученое незнание»–несоответствие

между конечностью человеческого разума и бесконечностью, к которой он

стремится.

Джованни Мирандола(1463-1494). Человек–венец природы, т.к. Бог создал его

по-своему подобию–распространенная идея Э.В. М. считал человека самым

неудачным творением Бога. Бог осознал это и попытался компенсировать ошибку

и дал человеку возможность бесконечного совершенствования. Человек

человеком не рождается, он им становится(сам себя делает). Эта идея стала

основой индивидуализма.

№14 Космогонические взгляды Н.Коперника, Дж.Бруно, Г.Галилея, и их

философское значение.

Николай Коперник( 1473–1543). Был астрономом, математиком. Рассчитывая дни

пасхальных праздников, обнаружил, что все планеты движутся в одну сторону,

делают петлю, идут в обратную сторону. Заподозрил ошибку в астрономических

взглядах. Утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, которое является

центром мироздания. Это открытие перевернуло мировоззрение человека:

научные наблюдения не согласуются со Священным Писанием. Появилась теория

двух истин(истина откровения и научного открытия). Человек был центром

Вселенной, а Коперник это опроверг. Потребовалось выяснить, что значит

человек в этом мире, каков смысл его жизни. Человек утратил чувство

определенности, это стимулировало развитие науки.

Джордано Бруно(1548-1600), Галилео Галилей(1564-1642). Занимались наукой,

были знакомы с учением коперника, пропагандировали его. За это их

судили(инквизиция), Бруно сожгли, Галилей отказался от своих взглядов.

Бруно высказывал идею о множестве миров(каждая звезда–Солнце, в космосе

есть жизнь). Этим он подчеркивал величие Бога. За эти взгляды церковь его

осудила.

Галилей разработал учение об инерции, изобрел телескоп и т.д. Он являет

собой тип современного ученого. Ученый должен стремиться к истине, которая

не зависит от заблуждений, т.е. ученый не отвеяает за результаты своего

творчества. Г. отказался от своих взглядов, т.к. считал, что это не меняет

истинности открытий Коперника.

Воззрения Джордано Бруно(1548–1600), являющегося философом и поэтом,

характеризуются как пантеизм(pan–все и theos–Бог)–философское учение,

согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом

мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению

пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Дж.

Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в

познании не сверх природного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах».

Разделяя космологическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное

влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном

множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем

родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно,

отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и

материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой

оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую

субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во

всем единичном по принципу «все во всем».

Этические воззрения Бруно заключаются в утверждении «героического

энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей

божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, которые

возвышаются над размеренной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на

таких мыслителей, как Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др..; 17

февраля 1600 г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Его

труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью

и творчеством Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения

Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития

философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на

античность, в месте с тем продолжив все лучшее из того, что дало

средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узко европейское, но

мировое явление. Для философии Возрождения характерны: широкое, общее и

свободное чувство человечности; освобождение человеческого разума от

непреклонных и незыблемых догм. Культура Возрождения подготовила

интенсивное развитие философских достижений Нового времени.

№15 Рационалистическая философия 17 века(Декарт, Спиноза, Лейбниц)

Западная философия Нового времени открывает следующий период в развитии

философской мысли. Этот период в жизни общества характеризуется разложением

феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в

экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят

существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется

сознание людей и мировоззрение в целом. Жизнь рождает новых гениев. Бурно

развивается наука, прежде всего экспериментально-математическое

естествознание, основы которого заложил Г. Галилей. Этот период именуют

эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в жизни

общества. При этом главенствующее место в науке занимает механика. Именно в

механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания. Применение

механистического метода привело к поразительному прогрессу в познании

физического мира. Представление о механической обусловленности явлений

особенно упрочилось под мощным влиянием открытий Исаака Ньютона(1643–1727),

в воззрениях которого механическая причинность получила глубокое

математическое обоснование. Вместе с тем, имея в виду мировоззренческий

аспект трудов Ньютона, нельзя не отметить, что этот величайший ученый

несомненно рассматривал свою научную работу в религиозном аспекте. Оба его

основных труда–«Математические начала натуральной философии» и

«Оптика»–имеют религиозные завершения. В последнем поучении «Начал» Ньютон

пишет: «Рассуждение о Боге на основании совершающихся явлений, конечно,

относится к предмету натуральной философии»'.

Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углубленному

изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с

естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления

распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии.

Философия Нового Времени гносеоцентрична( центральные проблемы–проблемы

научного познания). 16 век–сделаны географические открытия. Развитие

торговли, промышленности, науки(естествознания). Создание Академий.

Фрэнсис Бэкон(1561- 1626). Лейтмотив его философии–«знание–сила». Основная

заслуга в том, что он первым изменил отношение к теории познания. Основной

метод научных исследований был прежде аристотелевским(дедукция–от общего к

единичному путем логических выводов). На пути чисто логических выводов не

найти принципиально новое знание, можно лишь выявить уже известное,

существовавшее скрыто. Основой познавательной деятельности должна быть

индукция, которая опирается на опыт. Чтобы получить общее представление о

чем-либо, нужно иметь определенный опыт(стул–мебель).

Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имели крестьяне,

невежественные люди, а образованные люди опыта не имели). Б.: «Получить

знание можно, если избавиться от заблуждений»- идолов, призраков:

. Идола рода(люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой

природы, перенося на него свои качества–антропоморфность мифа)

. Идола пещер(каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из

образования, воспитания, социального положения, национальности)

. Идола площади или рынка(на рынке люди общаются, некритически усваивая

мнения других людей, что приводит к ошибочным выводам, слова обыденной

речи переносятся в науку без уточнения).

. Идола театра(в театре люди черпали образцы должного поведения, нужно

критично относится к мнениям авторитетных людей)

В «Новом Органоне» Б. изложил свои взгляды. Цель приобретения

знания–покорение природы. С этого момента эксперименты над природой стали

проводиться постоянно. Проблемы, с которыми столкнулся Б.: на каком этапе

ученый может делать выводы и обобщения?(эта проблема не решена до сих пор).

Метод индукции не требует логического дополнения до тех пор, пока мы не

столкнемся с исключением. Метод индукции не всегда дает результаты, Б.

разработал опыты плодоносные(дают практический результат) и светоносные(не

дают результата, но двигают науку вперед, избавляя нас от заблуждений).

Б. принадлежал к эмпирикам(в основе познания лежит опыт). Он восстановил

материалистическую традицию в европейской науке(сам материалистом не был),

предложил новое понимание материи(совокупность частиц–отражение в физике

Ньютона). Б.–основатель теоретической механики(движение–неотъемлемая часть

материи).

Рационализм противостоял эмпиризму. Рене Декарт(1596-1660)–видный

рационалист, дуалист, деист, скептик(гносеологически). В основе

познания–разум, в основе мира- духовная и материальная субстанции. Мир

создан богом и развивается по своим законам( без участия бога–деист). Д.

Занимает позицию скептика: можно сомневаться во всем, кроме самого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.