Рефераты. Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей






вещи, это и все процессы(физические, химические, геологические,

биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и

отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного

воображения–все это тоже существует как разновидность духовной реальности,

как часть бытия.

Бытие в обыденном понимании–существование.

Бытие как философская категория–это не просто существование, а то, что

гарантирует существование.

Почему бытие не называют существованием? Понятие существование наделяет

предмет субъективным смыслом. Я могу сказать человеку: «Ты для меня не

существуешь». Бытие же имеет смысл «есть», эта связка подчеркивает смысл

существующего(Сидоров есть человек).

Аспекты бытия:

. Что существует? Мир.

. Где? Здесь и везде.

. Как долго? Сейчас и всегда.

Следовательно мир есть и будет, правда доказать это мы не можем.

1. Признание существования или несуществования мира. Везде или нет–мир? Все

ли пространство заполнено миром? Все существующее должно иметь предел.

Нам проще представить мир безграничным, как только представим

безграничным- ?–где граница? Непротиворечивое определение бытия: «ВСЕ

СУЩЕСТВЕТ»

2. Мы воспринимаем мир единым и бесконечным. Все явления в мире конечны, а

мир–бесконечен. Существование–предпосылка единства мира. Если есть мы и

природа–бытие- это уже предпосылка единства мира. Материальность,

единство пространства и времени( Е=mc2). Тождество бытия: А=А- одно из

фундаментальных понятий логики мышления(объект не должен изменяться в

процессе наших рассуждений).

3. Как все то, что существует в отдельности существует? Все то, что нас

окружает–действительность, имеет ли оно логику существования или нет?(Мы

выделяем растения и животные, т.к. нам это хочется или это разделение не

зависит от нас)

Реальность: как мы эту действительность познаем.

Действительность: все то, что существует и действует на нас.

Уровни бытия:

. Бытие природы

. Бытие общества

. Бытие личности

Сферы бытия:

- Органическая сфера

- Неорганическая сфера

- Техносфера и т.д.

Формы бытия:

I. Вещей и процессов–естественное бытие, иногда его разделяют на миры:

микромир–на уровне элементарных частиц, макромир–на уровне человека,

мегамир–дали.

Представлены первой и второй природой: Первая природа–существовала до

человека, с ним и после него

Вторая природа–вечный мир, созданный человеком. Человек создает вторую

природу на основе законов первой природы.

II. Человека. Человек существует как человек благодаря уникальной связи

природного(человеческого ) тела и человеческого духа(сознания). Эта

уникальность связи в других объектах отсутствует.

III. Духовного(идеального).

. Индивидуализированного духовного- наш внутренний мир, нет нас–мир уходит

с нами.Мы произвольны в формировании своего духовного мира(он

субъективен).

. Объективированного духовного–не зависит от конкретного индивида.

Например, Тургенев написал роман «Отцы т дети»–вначале-это И.Д,, после

роман стал существовать сам по себе–О.Д. Парадокс взаимоотношения И.Д. и

О.Д.: источник О.Д,- сознание, оно может существовать благодаря

индивидуальному сознанию, но от него не зависит.

. Социального духовного–форм общества.

Итог: Бытие- это существование во всех его многообразных формах.

Бытие–категория единая, его деление произведено в познавательных целях.

№29 Основные течения западной философии 20 века: прагматизм, неопозитивизм,

феноменология, экзистенциализм, неотомизм(одно по выбору)

феноменология

Феномен–это в переводе с греческого то, что является. В нашем случае речь

идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее

в процессе его осмысления. Феномен–это и ощущение, и восприятие, и

представление, и мысль. Феноменология–это учение о сознании, о феноменах и

их смыслах. Основателем феноменологии в том виде, в котором она

культивируется в конце XX века, считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников

феноменологии можно обнаружить в любой стране. Из российских философов

прекрасными феноменологами были Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев. Обозначим ту

проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое философское

направление жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает

действительно важную проблему, которая беспокоит многих.

Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный

красками, запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через сознание и

достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций, оказывается

чрезвычайно обедненным, сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это

происходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо понимаем само

сознание. Забвение жизненного мира–это результат плохого философствования.

Феноменология как раз и стремится восполнить этот недостаток. Феноменологи

считают, что их коллеги, представители других философских направлений, не

обращают должного внимания на работу сознания. А между тем современный мир,

всемерно культивируя идеалы обезжизненно-го знания, не только не избегает

кризисных явлений, а наоборот, плодит их(бесконечные войны, конфликты,

экологические катастрофы, обезличивание жизни человека).

Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать забвения жизненного

мира. С этой целью вырабатывается особый феноменологический метод.

феноменологический метод

Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недоволен жестким(как,

например, у Канта) противопоставлением субъекта объекту. При таком

противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта(что приводит к

субъективизму), либо объекта(что приводит к натурализму). Субъективизм

приводит к психологизму, полагают, что содержание науки берется

исключительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пассивное

отражение реальности, а между тем оно активно. Правильная точка зрения

состоит в том, что в явлениях сознания субъект и объект даны в их

соотносительности.

Эпохе, феноменологическая редукция, интенция. Внешний для человека предмет

дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не

закончено, а только начинается. Теперь наступает черед специальной работы

сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир «заключить в скобки»,

воздержаться от поспешных суждений о нем(такое воздержание со времен

древних греков называется эпохе). На время анализа внешний мир «замкнут»,

сведен(редуцирован) к явлениям сознания. При этом нельзя забывать, что в

стратегическом смысле сознание всегда ориентировано, направлено на предмет.

Это и означает, что сознание интенционально, т.е. направлено на предмет.

Идентирование. Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменологический метод на

конкретном примере. Как воспринять и осмыслить, что такое яблоня? Человек

рассматривает конкретную яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия.

Человек имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэтому

синтезирование выступает как идентирование, т.е. «схваты вание»

одинакового. Так субъект формирует представление «об этой яблоне».

Но как составить себе идею(по Гуссерлю, эйдос) о яблоне вообще? Кстати

Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эйдос–это идея, не потерявшая

своей конкретности, образности. На пути к эйдосу «яблоня» субъект

воображает(фантазирует), представляет себе различные яблони, в том числе и

такие ее свойства, которые присущи всякой яблоне. В результате достигается

эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без какого-либо

вмешательства предмета.

Акту переживания соответствует высказывание. Динамике переживаний

соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание

обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь

указывают на нечто, это бедные знаки. И есть высказывания-подлинные,

полновесные знаки, в которых человек выражает свое отношение к

происходящему, делает себя ответственным за происходящее.

Феноменолог стремится сохранить и преумножить полноту бытия, которая

реализуется в динамике созерцаний, переживаний, их смыслов(эйдосов),

высказываний. Но благодаря чему удается совершить переход от созерцания

отдельных предметов к их смыслу? Благодаря интуиции.

Существенное обстоятельство состоит в следующем: едва ли не во всяком

высказывании содержится больше того, на что указывает содержание. Допустим,

я, указывая пальцем на книгу, утверждаю: «На этом столе лежит книга». Я

вижу два предмета–стол и книгу. Я никогда не увижу в словах «на», «этом»,

«лежит» тот смысл, который вкладываю в слово «книга». Человек образует

смысл не на пустом месте, а благодаря исходным созерцаниям. Но в смыслах

заключено больше, чем в созерцаниях.

Итак, феноменолог берет предмет созерцания «в скобки», затем он обогащает

созерцание смыслами и только после этого полученный эйдос возвращается

предмету, что и означает сохранить полноту жизненного мира. В этом смысле

очень показательно, что Алексей Лосев, высоко оценивая гегелевскую

диалектику идей, настаивал на замене идей эйдосами. Эйдосы по сравнению с

идеями более конкретны, более жизненны, более смыслоемки.

Ценность–это значимость предмета для человека. Так считает феноменолог.

Ценность связывает субъект и объект. Применительно к этике это показал

немец М. Шелер, а применительно к эстетике француз М.Дюфренн. Для них обоих

ценность есть феноменологическая интерпретация. Интерпретация, которая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.