связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и
народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно
организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не
на основе общности, а совместных интересов н договоре
Понятие “обществом -следует отличать от понятия “народ”, “нация” и
“государство”. Народ–это форма общности людей, связанных, прежде всего,
языком и культурой (отсюда древнеславянское “языцы”), а также
происхождением. Нация–это форма организации жизни одного народа (или
нескольких близких), связанная с государственностью, экономическими,
политическими н духовными отношениями людей. Государство–основанное на
праве и законе, форма организации жизни народов и наций.
Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность
множества различных частей и элементов. Они не изолированы, а тесно
связаны, постоянно взаимодействуют и общество существует как единый
целостный организм, единая система. Представление о системности в обществе
и природе возникло еще в античности (упорядоченность, целостность бытия),
далее в 19-20 в. над этой проблемой работали Спенсер, Маркс, Вебер,
Сорокин. Они определили основные положения и категории:
Элемент, часть–мельчайшая частица системы или их совокупность (социальные
объекты, отношения, институты)
Отношения–связь, зависимость между субъектами общества.
Структура- форма устойчивых связей, отношений.
Субъект–носитель активности, направленной на другое явление.
Объект–явление, на которое направлена активность.
«Социальная система»-совокупность социальных объектов и субъектов, их
свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Ее признаки:
-множественность (элементов, подсистем, функций)
-разнокачественность (социальных элементов)
-уникальность основного элемента–человека.
Сложность и многообразие явлений общественной жизни представляют
разновидности совместной деятельности людей и совокупность отдельных
социальных групп и их организаций. Структура социальных сообщностей: семья,
род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.д.
Выделяют 4 типа общественной деятельности:
-материальная–создание определенных вещей для удовлетворения потребностей
людей
-духовная–создание идей, образов, научных и художественных ценностей
-регулятивная (управленческая)–поддержание связей между людьми,
регулирование их деятельности
-гуманитарная (социальная)–деятельность по обслуживанию людей (единство и
взаимосвязь)
Основные свойства общества как целого:
-самодеятельность
-самоорганизация
-самодостаточность (главное отличие общества от его составных
частей)–способность своей деятельностью создавать и воссоздавать все
необходимые условия современного существования.
58. Культура и цивилизация
Если первоначальный смысл слова культура означал обработка, возделывание, а
затем стал тождественным по смыслу словам воспитание и образование, то
термин цивилизация подчеркивал первоначально собственно гражданские,
государственные качества и характеристики. Очень долго оба эти термина
применяли только для того, чтобы охарактеризовать человека. Еще в начале
века противопоставляли человека истинно культурного, т.е. воспитанного и
образованного человеку цивилизованному, считая, что цивилизованность
предполагает лишь внешнюю характеристику, следование образцу и не может
дать полное представление о человеке.
При этом все многообразие точек зрения на соотношение культуры и
цивилизации, в конечном счете, сводилось к двум основным.
В первом случае понятия цивилизации и культуры резко противопоставлялись.
Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого
культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы»
(1918–1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и
распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер,
«как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за
развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней
и задушевным детством». (Цитируется по 1, с. 9) Культура, по его мнению,
представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития
искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и
индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в
ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей,
превращая их в безликие существа. Концом развития любой культуры Шпенглер
считал стадию цивилизации, в которую, по его мнению, вступила Европа. Эта
стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, упадком в
области литературы и искусства, огромным ростом городов (урбанизацией). В
этот период, считал Шпенглер, народ теряет «душу культуры», происходит
«омассовление» всех сфер жизнедеятельности, их омертвление, т.к. ритм и
подобие жизни в период цивилизации массы получают от бездушных
механических, технических устройств, цивилизация побеждает пространство и
отбрасывает время, она формирует стремление к мировому господству–это
внутренний источник гибели культуры, погибающей в борьбе за мировое
господство от войн.
Во втором случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы,
между ними отсутствуют сколько–нибудь существенные различия. В качестве
примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А.
Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы
культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и
определяющим элементом. В отличие от Шпенглера Тойнби не считает, что
цивилизация–всегда эпоха деградации и упадок. Он называет цивилизацией
характеристику конкретного общества, предлагая рассматривать цивилизацию
как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными
пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры
технологического развития. Тойнби считает, что каждая цивилизация живет до
тех пор, пока она в состоянии давать «ответы» на «вызов» исторической
ситуации, однако, когда общество не в состоянии дать ответ и прибегает к
силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и происходит ее гибель.
По мнению Тойнби в современном мире существуют одновременно пять
цивилизаций, географически он их делит на китайскую, индийскую,
исламистскую, русскую и западную. Каждая из бывших в истории и ныне
существующих цивилизаций проходит одинаковые стадии: возникновение, рост,
надлом, разложение и гибель, но эти стадии в каждой из цивилизаций имеют
разные временные характеристики. За все время существования человечества
оно живет в условиях цивилизации не более 2% времени своего существования и
в наше время необходимо задуматься над тем, как предотвратить стадии гибели
и разложения современных цивилизаций, а это предполагает необходимость
разработки общей для всех философской концепции смысла жизни, понимание ее
самоценности и неповторимости.
Особый интерес вызывает вопрос о причинах возникновения той или иной
цивилизации. Достаточно распространенной является точка зрения, объясняющая
существование той или иной цивилизации мистически, с позиций религиозного
сознания. Так, например, объясняется богоизбранность народа «колена
израилева» или мессианская роль русского народа в борьбе за сохранение
христианской культуры. Немалое количество исследователей разделяют точку
зрения представителей географического детерминизма, считающих, что решающее
воздействие на характер цивилизации и ее особенности оказывают
географические условия существования того или иного народа.
Еще более интересными являются концепции современных русских ученых А.Л.
Чижевского и Л.Н.–Гумилева, в которых источник особенностей развития
народов ищется в космических процессах. Самая знаменитая работа Чижевского
называется «Земное эхо солнечных бурь», в ней автор показывает воздействие
физико-химических процессов, происходящих на солнце на исторические
процессы, происходящие на земле, будь то войны, революции, эпидемии,
переселения народов и другие массовые социальные потрясения. В работах Л.Н.
Гумилева исследуются процессы становления этносов и рассматриваются
временные параметры их существования. Автор считает, что начало своего
исторического пути этносы получают из космоса. Могучий всплеск космической
энергии, сконцентрированный в сравнительно небольшой земной области,
формирует «пассионарность» этноса и способствует его высокой социальной
активности примерно в течение тысячелетия, после чего идет угасание
активности, гибель этноса, который может проходить как засыпание,
растворение этноса в других народах, но может приносить и огромные
социальные конфликты и потрясения.
Независимо от причин, лежащих в основе существования той или иной
цивилизации, современные исследователи согласны с тем, что цивилизации
выступают как определенная характеристика народов мира, причем чаще всего в
отличие от процессов культуры цивилизационные характеристики имеют
нейтральную, а зачастую и негативную оценку.
Многие исследователи считают, что цивилизация противостоит культуре подобно
тому, как массовые процессы и потребление стандартных вещей и знаков
культуры противостоят процессу творчества в духовном производстве, как
противостоит необходимость свободе, стандарт уникальному, внешние признаки
культуры ее внутреннему богатству.
№ 56 Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36