Рефераты. Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей






связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и

народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно

организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не

на основе общности, а совместных интересов н договоре

Понятие “обществом -следует отличать от понятия “народ”, “нация” и

“государство”. Народ–это форма общности людей, связанных, прежде всего,

языком и культурой (отсюда древнеславянское “языцы”), а также

происхождением. Нация–это форма организации жизни одного народа (или

нескольких близких), связанная с государственностью, экономическими,

политическими н духовными отношениями людей. Государство–основанное на

праве и законе, форма организации жизни народов и наций.

Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность

множества различных частей и элементов. Они не изолированы, а тесно

связаны, постоянно взаимодействуют и общество существует как единый

целостный организм, единая система. Представление о системности в обществе

и природе возникло еще в античности (упорядоченность, целостность бытия),

далее в 19-20 в. над этой проблемой работали Спенсер, Маркс, Вебер,

Сорокин. Они определили основные положения и категории:

Элемент, часть–мельчайшая частица системы или их совокупность (социальные

объекты, отношения, институты)

Отношения–связь, зависимость между субъектами общества.

Структура- форма устойчивых связей, отношений.

Субъект–носитель активности, направленной на другое явление.

Объект–явление, на которое направлена активность.

«Социальная система»-совокупность социальных объектов и субъектов, их

свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Ее признаки:

-множественность (элементов, подсистем, функций)

-разнокачественность (социальных элементов)

-уникальность основного элемента–человека.

Сложность и многообразие явлений общественной жизни представляют

разновидности совместной деятельности людей и совокупность отдельных

социальных групп и их организаций. Структура социальных сообщностей: семья,

род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.д.

Выделяют 4 типа общественной деятельности:

-материальная–создание определенных вещей для удовлетворения потребностей

людей

-духовная–создание идей, образов, научных и художественных ценностей

-регулятивная (управленческая)–поддержание связей между людьми,

регулирование их деятельности

-гуманитарная (социальная)–деятельность по обслуживанию людей (единство и

взаимосвязь)

Основные свойства общества как целого:

-самодеятельность

-самоорганизация

-самодостаточность (главное отличие общества от его составных

частей)–способность своей деятельностью создавать и воссоздавать все

необходимые условия современного существования.

58. Культура и цивилизация

Если первоначальный смысл слова культура означал обработка, возделывание, а

затем стал тождественным по смыслу словам воспитание и образование, то

термин цивилизация подчеркивал первоначально собственно гражданские,

государственные качества и характеристики. Очень долго оба эти термина

применяли только для того, чтобы охарактеризовать человека. Еще в начале

века противопоставляли человека истинно культурного, т.е. воспитанного и

образованного человеку цивилизованному, считая, что цивилизованность

предполагает лишь внешнюю характеристику, следование образцу и не может

дать полное представление о человеке.

При этом все многообразие точек зрения на соотношение культуры и

цивилизации, в конечном счете, сводилось к двум основным.

В первом случае понятия цивилизации и культуры резко противопоставлялись.

Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого

культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы»

(1918–1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и

распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер,

«как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за

развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней

и задушевным детством». (Цитируется по 1, с. 9) Культура, по его мнению,

представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития

искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и

индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в

ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей,

превращая их в безликие существа. Концом развития любой культуры Шпенглер

считал стадию цивилизации, в которую, по его мнению, вступила Европа. Эта

стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, упадком в

области литературы и искусства, огромным ростом городов (урбанизацией). В

этот период, считал Шпенглер, народ теряет «душу культуры», происходит

«омассовление» всех сфер жизнедеятельности, их омертвление, т.к. ритм и

подобие жизни в период цивилизации массы получают от бездушных

механических, технических устройств, цивилизация побеждает пространство и

отбрасывает время, она формирует стремление к мировому господству–это

внутренний источник гибели культуры, погибающей в борьбе за мировое

господство от войн.

Во втором случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы,

между ними отсутствуют сколько–нибудь существенные различия. В качестве

примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А.

Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы

культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и

определяющим элементом. В отличие от Шпенглера Тойнби не считает, что

цивилизация–всегда эпоха деградации и упадок. Он называет цивилизацией

характеристику конкретного общества, предлагая рассматривать цивилизацию

как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными

пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры

технологического развития. Тойнби считает, что каждая цивилизация живет до

тех пор, пока она в состоянии давать «ответы» на «вызов» исторической

ситуации, однако, когда общество не в состоянии дать ответ и прибегает к

силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и происходит ее гибель.

По мнению Тойнби в современном мире существуют одновременно пять

цивилизаций, географически он их делит на китайскую, индийскую,

исламистскую, русскую и западную. Каждая из бывших в истории и ныне

существующих цивилизаций проходит одинаковые стадии: возникновение, рост,

надлом, разложение и гибель, но эти стадии в каждой из цивилизаций имеют

разные временные характеристики. За все время существования человечества

оно живет в условиях цивилизации не более 2% времени своего существования и

в наше время необходимо задуматься над тем, как предотвратить стадии гибели

и разложения современных цивилизаций, а это предполагает необходимость

разработки общей для всех философской концепции смысла жизни, понимание ее

самоценности и неповторимости.

Особый интерес вызывает вопрос о причинах возникновения той или иной

цивилизации. Достаточно распространенной является точка зрения, объясняющая

существование той или иной цивилизации мистически, с позиций религиозного

сознания. Так, например, объясняется богоизбранность народа «колена

израилева» или мессианская роль русского народа в борьбе за сохранение

христианской культуры. Немалое количество исследователей разделяют точку

зрения представителей географического детерминизма, считающих, что решающее

воздействие на характер цивилизации и ее особенности оказывают

географические условия существования того или иного народа.

Еще более интересными являются концепции современных русских ученых А.Л.

Чижевского и Л.Н.–Гумилева, в которых источник особенностей развития

народов ищется в космических процессах. Самая знаменитая работа Чижевского

называется «Земное эхо солнечных бурь», в ней автор показывает воздействие

физико-химических процессов, происходящих на солнце на исторические

процессы, происходящие на земле, будь то войны, революции, эпидемии,

переселения народов и другие массовые социальные потрясения. В работах Л.Н.

Гумилева исследуются процессы становления этносов и рассматриваются

временные параметры их существования. Автор считает, что начало своего

исторического пути этносы получают из космоса. Могучий всплеск космической

энергии, сконцентрированный в сравнительно небольшой земной области,

формирует «пассионарность» этноса и способствует его высокой социальной

активности примерно в течение тысячелетия, после чего идет угасание

активности, гибель этноса, который может проходить как засыпание,

растворение этноса в других народах, но может приносить и огромные

социальные конфликты и потрясения.

Независимо от причин, лежащих в основе существования той или иной

цивилизации, современные исследователи согласны с тем, что цивилизации

выступают как определенная характеристика народов мира, причем чаще всего в

отличие от процессов культуры цивилизационные характеристики имеют

нейтральную, а зачастую и негативную оценку.

Многие исследователи считают, что цивилизация противостоит культуре подобно

тому, как массовые процессы и потребление стандартных вещей и знаков

культуры противостоят процессу творчества в духовном производстве, как

противостоит необходимость свободе, стандарт уникальному, внешние признаки

культуры ее внутреннему богатству.

№ 56 Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.