Рефераты. Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей






истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более

важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного

рассмотрения реализуется в переходе от общего к частному, от

фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться

от заблуждений и ведет вперед к истине. Против этих утверждений Маркса

трудно что-либо возразить.

Основные достижения философии Маркса: 1) в талантливой критике недостатков

капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы

природы общественного.

Профессиональные философы относятся к Марксу с большим уважением. Маркс

написал мало философских работ, тем не менее он был крупным мыслителем,

влияние его идей сказывается по настоящее время. Друг Маркса Фридрих

Энгельс уступал ему в философском таланте, но во многих отношениях был

очень интересным человеком, смелым, скромным(прекрасный бизнесмен,

полиглот, говорил и писал на 20 языках).

№ 26 Русская философская мысль начала 20 века.

Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях

истории, где главная тема–человек, его судьба и жизненные пути, что

обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского

народа, общенациональных особенностей русской души.

Россия вступила в XX в. в период тяжких испытаний(революция 1905 г. и

большевистский переворот 1917 г.), последствия которых она испытывает до

сих пор. Это коснулось всего государственного, социального строя и,

разумеется, всей духовной жизни общества.

В 1922 г. большевики по инициативе Ленина выслали идеологически неугодных

за границу. Этой участи подверглись Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А.

Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский. Немалое число

философов погибло в тюрьмах и ссылке. Среди них русский «Леонардо да

Винчи»–Павел Флоренский.

Оказавшись в насильственной эмиграции, философы занимались педагогической и

творческой деятельностью, разрабатывая многие философские проблемы. На этом

мы кратко и остановимся.

Н.А. Бердяев(1874–1948)–философ и публицист. В начале своего творчества

примыкал к «легальному марксизму», а позже, став активным противником

учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в

сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи» и др. В Париже основал и

редактировал русский религиозно-философский журнал «Путь». Особой чертой

его творчества была страсть к философской публицистике, имевшей чаще всего

характер проповеди; в этом он был моралист. К философской систематике

Бердяев относился довольно презрительно. Мышление его весьма афористично и

фрагментарно, что нашло выражение в разработке им отдельных тем(«О

назначении человека», «О смысле творчества», «О рабстве и свободе человека»

и др.). Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам

метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в его

творчестве были все же этические искания.

Н.О. Лосский( 1870–1965)–один из самых плодовитых русских философов. В

своей системе и ее исходных идеях он весьма многогранен и сложен. Сам он

называл свою систему «интуитивизм», либо «идеал-реализм», либо

«органическое мировоззрение». Эти разные аспекты его построений, хотя и не

имеющие внутренней связи, внешне искусно связаны благодаря мастерству

слова. Его главная работа «Обоснование интуитивизма» посвящена вопросам

гносеологии, которой он особенно много занимался. Лосскому присуща

тенденция к «всеобъемлющему» синтезу. Для его трудов характерны четкость и

ясность изложения.

П.А. Флоренский(1882–1937)–религиозный философ, ученый-энциклопедист.

Обладал блестящими дарованиями и изумительной ученостью в самых различных

областях. Закончив математическое отделение Московского университета,

поступил в Московскую духовную академию, читал лекции по философии. Его

диссертация «Столп и утверждение истины(Опыт православной теодицеи в 12

письмах)» обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не

от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины. Хотя

Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору в

православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах

религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему

философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства,

Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну

природного бытия.

С.Н. Булгаков(1871–1944) был философом-богословом. В молодости испытал

влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг(сб. «От марксизма к

идеализму»). Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему

ограничиться «чистой философией». Это свидетельствует о его зорком уме, ибо

философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с

богословием, и поэтому «чистой философии» быть не может. Углубив темы

космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской

философии. В «Свете Невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной

тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков

развивает учение о Софии–Премудрости Божией–как предвечно сущей в

божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу,

вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София

имеет действенный характер–одновременно небесный, божественный, и тварно-

человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и

жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего-'.

А.Ф. Лосев(1893–1988)–философ, филолог, автор ряда фундаментальных работ по

античной эстетике, логике, языковедению, переводчик философской и

художественной литературы с древних языков. В философии Лосева развивается

платоновско-ге-гелевская линия диалектического мировоззрения, традиция

православия и русской философии, используется феноменологический метод Э.

Гуссерля.

В мире нет и не было мыслителя, который написал бы такое количество работ,

какое написал этот исключительно одаренный и неимоверно трудолюбивый

человек. Его работы по античной философии несравнимы по своей обширности,

глубине и научности анализа, совмещающего в себе одновременно философские,

филологические и искусствоведческие аспекты. Думается, что они останутся в

веках как неподражаемый образец.(Я говорю об этом с уверенностью человека,

общавшегося с А.Ф. Лосевым более 30 лет. А в молодости я учился у него

латинскому и греческому языкам.)

№ 27 Общие черты классического типа философствования.

Философские направления: классическая и неклассическая. Основные этапы

развития знания:

1. Магико-архаическая форма

2. Античное научно–философское знание

3. Традиционное священнокнижие

4. Европейское теологизированное знание(богословие)

5. Классическое рациональное знание(Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Юм,

немецкая классическая)–17-19 века

6. Неклассическое(постклассическое) философствование начало 20 века.

Для Европы 19 век–классический.

Основные принципы классической философии в ее понимании мира и человека:

1. Безграничная вера в «рацио»- разум, т.е. классика 17-19 вв. выразила и

провела позицию индивида, который самостоятельно может ориентироваться в

мире и рационально перестраивать общественный строй и

миропорядок(взаимоотношение человека и природы).(Декарт–считал идеи

врожденными, Лейбниц–монада, ее предрасположенность к мышлению;

Спиноза–возможно интуитивно отражать структуру бытия).

2. Оптимизм в отношении познания–возможность разума беспредельна.

3. Не признается возможность противоречия или конфликта между знанием и

бытием. Истинное знание тождественно бытию.(Кант пытался разрушить

идиллию между знанием и бытием).

4. Беспередпосылочность знания. Когда мы мыслим, наша мысль незамутнена

ничем, знание объективно. Человек познает окружающий мир адекватным

образом независимо от того, к какому классу он принадлежит.

5. Идея механицизма. Мир представляется как единый механизм, созданный

Богом. Механицизм–предтеча попытки подчинить себе природу. Механицизм

противостоял безумию мира.

6. Вера в целесообразность(телеологичность) развития общества, в

определенный смысл общественного развития, в то, что существуют законы

развития общества, подчиняющиеся определенной схеме.

7. Вера в то, что разум задает направления этого развития.

8. Вера в прогресс. Источник прогресса–развитие человеческого разума, что

проявлялось в развитии наук.

Прогрессистская философия истории, которая начала формироваться в 18–19

в(Вольтер, Гердер). Эта философия подвигла Маркса создать свое учение о

формациях.

Рационализм–классический тип философствования, он не знал противоречий,

противоречия преодолевались по мере возникновения. В середине 19 века

господство рационализма было нарушено.

№ 25 Русская философия 19 в.(основные идеи темы)

Истоки русской философии.

Одна их проблем философского знания заключается в определении понятия

«национальная философия».

С X века говорят о наличии русской философии. Крещение Руси способствовало

возникновению философских взглядов на Руси, отработке национальной

философской проблематики. До принятия христианства было множество племен, у

каждого племени были свои Боги. Принятие христианства позволяло говорить

каждому славянину, что мы молимся одному Богу.

Первые священники были греки. На Руси–православное

христианство(ортодоксальное христианство).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.