Рефераты. Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей






который разложил свет на цвета, свет утратил целостность.

Научный эксперимент это естественное следствие аналитической науки.

Галилей–эксперимент–это удавка, которую набрасывают на природу. Особенность

страха–опыты над животными, когда необходимого результата добиваются ценой

жизни или уродования тела животного. Устремления ученого непосредственно

сопровождаются утратой духовных ценностей.

В середине прошлого века поэт Гейне обескуражил результатами НТП. «В

область чистой мысли вторгся грубый факт, разрушающий поэзию и искусство».

Шиллер обратил внимание, что аналитическая устремленность ученого-

прагматика имеет отрицательное воздействие на самого человека. Шпенглер

предсказал гибель и распад науки и цивилизации в своей книге «Закат

Европы». Погружаясь в аналитику, исследователь подчиняет ей все действия,

строй мыслей. Заложенная в природе науки линия на добросовестное проведение

аналитического исследований таит в себе ловушки, которые могут привести

исследователя к ограниченному взгляду на природу, на весь мир в целом.

2. Усиление абстрактности научной деятельности.

Ведущая тенденция науки–приращение абстрактности. Это не может не

сопровождаться потерей связи с природой, учета ее качественного

многообразия. Квантовая механика очень абстрактная дисциплина. «Новая

квантовая теория имеет дело уже не с природой, а с нашими знаниями о

природе». Подобный поворот в научной деятельности отлучает человека от

природы. Связь между ними становится возможной лишь благодаря приборам,

которые фиксируют лишь следы природных объектов.

Формализация и математизация науки.

Формализация дает определенный выигрыш в развитии науки, но есть и

отрицательные моменты. Математизация науки–математическому описанию

поддаются те области, которые подверглись обработке формально логическим

инструментом. Природа объединяется и лишается качественных и существенных

характеристик. Математика не оставляет предметам никаких свойств, лишает

предметы индивидуальности. Выхолащивание природных определений достигает в

математике высших значений. Математизация и формализация унифицирует

личность, подводит ее под какой-то стандарт. Паскаль–боится, что когда-

нибудь его самого примут за теорему, т.е. попытаются его разгадать,

распознать.

3. Компьютеризация.

Стало возможно развитие компьютерных технологий благодаря формализации и

математизации. Компьютер меняем методы творческой деятельности. Проблема

создания виртуальных миров, психологии хакеров. Компьютер превращается в

собеседника, в оппонента. Все эти тенденции приводят к отрицательным

последствиям.

5 Досократовская философия Формирование основных идей, понятий и

направлений филосфии(натурфило-софия, наивный материализм, стихийная

диалектика)

Основные представители Милетской школы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр( 6

век до н.э) Милет находится на переферии–торговый город, морпорт. Там

начали возни-кать первые противоречия между демосом(народом) и

аристократией(“арис”–лучшие). Народ считал, что ими правят не по традиции,

он стал требовать гласности, наш-лись люди, которые эту гласность

претворили в жизнь (Одиссея). Миф был последней инстанцией, к которой

обращался грек; он анализировал миф, это было не в поль-зу мифа. Вопросы:

“Что есть мир? ”(проблема космоса, “космос”- порядок). Греческую философию

в первую оче-редь определяют как космоцентричную. Греки по-своему пытались

решить проблему субстанции–археи.

Каждый философ внес свою лепту. Задавшись вопросом откуда все возникает и

во что превращается они искали начало происхождения и изменения всех вещей.

Первовещество- живое в целом и в частях, наделенное душой и движением.

Занимались и разносторонней практической деятельностью.

Фалес Милетский(625–547 г до н.э.). Уникальная лич-ность, купец, много

путешествовал (знаком с математикой, и принципами астрономических

наблюдений, построил первый каменный водопровод, построил первую обсерва-

торию; солнечные часы для публичного пользования). Предсказал солнечное

затмение в Греции- 585 г до н.э. Есть теорема Фалеса(равенство углов при

основании в рав-нобедренном треугольнике). Фалес поставил вопрос об

архэ–первопричине всего сущего. Вода по Фалесу–перво-причина всего

сущего(нет воды–нет жизни). Вода–суб-станция, из которой все проистекает,и

все в нее возвраща-ется. Этот круговорот подчиняется Логосу(закону). Богам

в системе Фалеса не было места. Фалес предложил использо-вать понятие воды

в философском смысле(абстрактном). Даже Земля, по его мнению, плавает на

воде, подобно кус-ку дерева. Фалес сталкивается с проблемой–вода обладает

определ.качествами(несмотря на многообразие ее форм), а мир

разнокачественен.

Родоначальник европейской науки и философии; кроме то-го, он математик,

астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением

сограждан. Фалес происходил из знатного финикийского рода. Он-автор многих

технических усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и

храмов в Египте.

Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею

субстанции-первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущие и

усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель

ска-зал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства

мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в

воду изчезает.

Анаксимандр. Преемник Фалеса(около 610–540 до н.э.) первым возвысился до

оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял

апейрон–неопре-деленную и беспредельную субстанцию: ее части изменя-ются,

целое же остается неизменным. Это бесконечное на-чало характеризуется как

божественное, созидательно-дви-жущее начало: оно недоступно чувственному

восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно

неистощимо в своих возможностях образования конк-ретных реальностей. Это

вечно живой источник новообра-зований: в нем все находится в неопределенном

состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рас-сыпано в

виде крохотных долек. Так малые крупицы золо-та образуют целые слитки, а

частички земли–ее конкрет-ные массивы. Он изначально лишил субстанцию

качества. Поэтому она может быть разнокачественной. Его теория передана

фрагматично. Первоисточник- это некое первове-щество(апейрон) из которого

обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам.

Апейрон не имеет границ, он беспределен. Все обособившееся от

беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и

разрушаются.

Анаксимен.(ок. 585–525 до н.э.). Полагал, что первонача-лом всего является

воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и

превращаемости ве-щей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и

представляют собой его модификации, образующиеся пу-тем его сгущения и

разряжения. Первовещество- воздух. Все вещества получаются посредством

сгущения и разря-жения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь

мир(воздушные испарения, поднимаясь вверх и разряжа-ясь, превращаются в

огненные небесные светила,и, наобо-рот, твердые вещества–земля,камни–есть

не что иное как сгустившийся и застывший воздух). Воздух можно ощу-щать и

т.д.–это более понятно. Наивная, банальная филосо-фия.

Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в ко-торых однозначно был

поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они

положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхож-дения

сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и

явлений мироздания. В 5 веке до н.э. Милет утратил самостоятельность(Персы)

и развитие здесь философии прекратилось.

Гераклит(ок.530–470 дон.э.) был великим диалектиком, пытался понять

сущность мира и его единства, опирается не на то, из чего он сделан, а на

то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака выделил

свойст-во–изменчивость(его фраза:“В одну реку нельзя войти дважды”).

Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его

познать?( Основа всего–огонь, это и образ вечного движения).

Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить

себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной

немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно

ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к

крайнему скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все

течет; скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного.

Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одно-го состояния в

другое совершается через борьбу противо-положностей, которую он называл

вечным всеобщим Лого-сом, т.е. единым, общим для всего существования

законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все–едино. По

Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разу-мен и является

причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает

разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов

и ни-кем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, за-кономерно

воспламеняющимся и закономерно угасающим.

Огонь как душа Космоса предполагает разумность и бо-жественность. А ведь

разум обладает властной силой уп-равления всем сущим: он все направляет и

всему дает фор-му. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объ-

ективная ценность человеческого разума определяется степенью его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.