Рефераты. Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей






числовым способом

Необходим довесок- философия- в методологическом аспекте. Философия

пользуется особой понятийной сеткой. По своей природе философские

определения являются определениями с размытыми краями. То что

понятно–наука, а то что непонятно–философия.

Лобачевский–«без философского обобщения наука мертва и превращается в

скопище фактов.»

У философии 2 основные функции: мировоззренческая и методологическая

Сейчас больший удельный вес в нашей философии уделяется методологии. На

Западе методология является так же основой философии.

Методология- наука, которая изучает методы.

Метод- это определенным образом упорядоченная деятельность. Метод–это

алгоритм.

Философский метод отличается неоднозначной заданностью. В философском

методе обязательно есть определенная совокупность операций, а в некоторых

случаях и определенная последовательность. Методология важна в том плане,

что она позволяет посмотреть на знание как на процесс. Лейбниц: «Важнее

знания об открытии может быть знание о том, как это открытие было сделано.»

Метод=знание, теория= знание, метод(теория

Теория- это движение мысли по структуре объекта. Метод- это движение мысли

по структуре теории. Декарт:«Метод-это дорожка, которую проходят дважды».

Решаем 1 задачу. Поставив вторую задачу, обращаемся к решению 1-ой задачи,

после ее решения говорим, что владеем методом решения данных задач.

Существует 2 вида методов:

1. Общенаучные или философские методы

2. Методы конкретных наук.

Представления каждой науки требуют, чтобы у каждой науки была методология,

но это методика, так как методология не умещается в рамках одной

науки(точка зрения Боровкова).

Каждая наука пользуется своим набором методов. Методы конкретных наук–это

методы решения задач в конкретных дисциплинах.

Философский метод- это метод пригодный, необходимый в различных областях

науки.

Гегель разработал законы диалектики, эти законы имеют высокую ценность в

методологическом плане. Это связано с теми проблемами, которые в конце18

начале 19 веков волновали математиков: проблема бесконечно малых величин,

которые могли существовать в процессе своего уничтожения.

Диалектика- наука об уничтожении вещей(пример, как метод конкретной науки

мог быть применим в методологическом плане)

Проблема основного вопроса философии: что первично?, материя или

сознание(дух)

В методологическом плане эти 2 вопроса недоказуемы и

неоправергаемы(первична материя или сознание)

Общий путь познания

1. Предварительное определение логического и интуитивного

2. Понятие сознательного и бессознательного

3. Этапы творческого процесса познания

А. Эйнштейн признавал философию как мать всех наук.

На пути чисто логического рассуждения принципиально нового знания получить

невозможно, знание аналитическое не может быть принципиально новым. Мы

выявляем то знание, которое для нас лежит в предпосылках. Приращивание

знания возможно только интуицией.

Интуитивное знание- сугубо личностное, для его выражения мы должны его

перевести на язык логики.

Логическое- выводное знание, основанное на логике. Логика–это наука о

правильном мышлении. Логика–это учение о выводе.

Интуитивное–это прямое усмотрение истины без логических выводов.

В интуитивном мышлении: Недостаток: «я знаю, но я не знаю как я знаю».

Логическое- это то, что от нас требует определенного интеллектуального

усилия, сознательная деятельность.

Интуитивное–это бессознательная деятельность

Сознательная деятельность–это целесообразная деятельность, самосознание,

знание.

Знание- умение, навык, владение.

Знание–это установление однозначного соответствия знака и объекта, который

этим знаком обозначается. Знание предполагает понимание как вложение

смысла.

Уровни понимания:

1. Способность слежения за текстом. Текст- это все, что может быть

подвергнуто интерпретации(картина, музыка, следы на снегу)

2. Способность воспроизведения текста–уровень «натаскивания»

3. Способность опровержения текста- высший уровень понимания

Знание- это не просто соотношение знака и объекта познания, но и понимание

Самосознание–это способность выделить себя из окружающей действительности.

Бессознательная деятельность- это деятельность, не подверженная правилам

логики.

Открытие- это логическое преступление.

Научная деятельность- это деятельность бессознательная. Научное творчество

близко деятельности художника, писателя.

Писатель мыслит до и после работы, во время работы он не мыслит, он пишет.

Отличие логического и интуитивного:

1. Логическое–сознательная деятельность. Интуитивное- бессознательная

деятельность

2. Доказательность логических операций. Интуитивные действия-

бездоказательны

3. Отчетливость логического мышления. Интуитивное мышление- безотчетное

4. Подсознательное- в сознании не было на сознание действует из вне.

Бессознательное находится в сознании

Сверхсознание- информационное поле, ноосфера, космический разум, который

является «складом» всех истин.

48. Научное познание и его специфические признаки. Методы научного

познания.

Обыденное познание дает знания для ориентации в окружающем мире. На его

основе накапливается материал для научного познания. Оно субъективно и

возникает как результат научной деятельности.

Наука:

- социальный институт (люди и отношения между ними)

- -специфическая познавательная деятельность (познание)

- специфическое знание (физика и т.д.).

Наука–система теоретических знаний, теория возникает на основе обобщения

знаний.

Метод–совокупность действий, призванных помочь достижению желаемых

результатов.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть

несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания

можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и

теоретические, методы исследования и изложения и т. п. Выделяют также

качественные и количественные методы, методы непосредственного и

опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция

методологического знания. В этом плане все методы научного познания по

степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных

групп:

Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический

и метафизический. Но философские методы не исчерпываются двумя названными.

К их числу также относятся аналитический (характерный для современной

аналитической философии), интуитивный, фе- . номенологический,

герменевтический (понимание) и др. Предпринимаются попытки соединить разные

методы (например, Гадамер пытается совместить герменевтику с

рационалистической диалектикой

II. Обгн^научные подходы и методы исследования, получившие широкое развитие

и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной

промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-

методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего

относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура,

функция, система, элемент, оптимальность и т. д.

III. Частно-научные методы, т. е. совокупность способов, принципов

познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной

отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это

методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

IV. Дисциплинарные методы, т. е. системы приемов, применяемых в той или

иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на

стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс

дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные

методы исследования.

V. Методы междисциплинарного- исследования как совокупность ряда

синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания

элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на

стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная,

целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней,

сфер дeйcт-' вий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с

учетом конкретных условий.

Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средства научного

исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.

Научными методами эмпирического исследования являются

наблюдение–целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное

с их описанием и измерением), сравнение и эксперимент, где происходит

активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.

Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют

формализацию, аксиоматический и гипотетнко-дедуктнвнЫй методы.''

1. Формализация–отображение содержательного знания в знаковом формализме

(формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с

целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации

рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками

(формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и

отношениях предметов. Формализация играет существенную роль в уточнении

научных понятий. Она может проводиться с разной степенью полноты, но, как

показал Гедель, в теории всегда останется неформализуемый остаток, т. е. ни

одна теория не может быть полностью формализована. Формальный метод–даже

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.