Рефераты. Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей






полового инстинкта.

Постепенно возникли нормы морали, частной собственности.

Человек является человеческим существом благодаря тонкой пленке, которая

называется культура, она возникла в процессе воспитания и образования.

Третья теория–концепция "водяной обезьяны". Когда предки спустились на

землю, то расселились по берегам водоемов. На отмели приходилось вставать

на задние конечности руки освобождались, становились более

чувствительными, а развитие рук напрямую с развитием головного мозга. Люди

постоянно находились в воде, выходили на землю, лохматые дольше сохли (

чаще болели ( выживали "лысые". Так как они ели морепродукты нужна была

определенная сноровка ( развивалось сознание.

Биологический и социальный человек. Существуют две крайности: 1)

социологизаторы; 2) биологизаторы.

Биологическое представлено в человеке индивидуальностью, а

социальное–обществом. Общество настолько является стабильным, насколько ему

удается наладить консенсус между индивидуальным и социальным.

Индивидуальное в человеке–биологическое ( более консервативно).

Социальное–постоянно прогрессирует, прогресс человека продолжается на

социальном уровне.

№ 38 Проблема сознания в философии.

Проблема идеального. Все учения разделяются на материалистические и

идеалистические. Идеалисты выделяют субстанцией бытия–духовное начало.

Понятие идеального оперирует и в рамках материалистической философии.

Идеальное не имеет четкого определения ввиду множества подходов.

Идеальное в современном представлении определяется через понятия сознания,

психики, иногда как космический разум, информационные поля, но идеальное не

является синонимом этих понятий. Понятие идеального соотносят с духовными

монадами.

Многие определения идут из далекого прошлого, но их обсуждение не утратило

своей актуальности и в настоящее время.

Понятие идеального используется для характеристики специфического бытия

объекта, в первую очередь- чтобы отличить мысль объект объекте от самого

объекта.

С точки зрения материалистической философии: бытие определяет сознание.

Сознание–синоним идеального–это неверно. Три точки зрения на природу

идеального:

1. Природу идеального ищут на стороне

субъекта(Дубровин)–идеальное–внутренний духовный мир человека.

2. Природу идеального ищут на стороне

практики(Ильенков)–идеальное–объективированные мыслительные формы- как

схема предметно–практической деятельности.

3. Природу идеального ищут на стороне объекта(Лившиц)–идеальное–объективный

эталон- образец, каким должен быть предмет либо явление(перепев с

философией Платона). Необходимо синтезировать эти три позиции.

В истории философии:

Сознание–особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку

он обладает сознанием, наделен душевными страданиями.

Античная философия. Указала на особенность сознания: направленность

сознания на объект(Платон, Аристотель). Объект запечатлевается в разуме

аналогично буквам на бумаге.

Разум–был представлен как вещь, когда не мыслит–все равно разум,

следовательно, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Когда

они встречаются, получается знание.

А.Ф. не рассматривала способность человека рефлексировать(смотреть на

самого себя). Эта проблема–в рамках восточной философии.

Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание- не только

знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение:

Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря

сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и

царством божьим. Сущность сознания: противостояние настоящему, прошлому и

будущему. Земной мир вечен, неземной–нет, там нет времени. Мы мыслим. Т.к.

соотносим время. Мышление Бога можно соотнести с интуицией.

Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как

начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему

реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно

искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Нового времени

признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека.

Религиозные и мистические компоненты были утеряны, восторжествовала логика.

XX век. Сознание индивида–функция надындивидуального опыта, знания

сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями

общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни

социально–культурного развития общества. Индивидуальное сознание

детерминировано.

Маркс показал половину правды. Фрейд–определял сознание биологическими

особенностями человека, разработал структуру из трех частей: «Я»–эго,

суперэго, оно. Различие подходов Маркса и Фрейда: сознание детерминировано

у обоих, но Фрейд не связывал сознание человека с общественными

изменениями, сознание определялось психологическими и биологическими

потребностями человека.

Маркс: «Человек должен осознать себя представителем того или иного класса».

Фрейд: «Необходимо осознать инстинкты, бессознательное, чтобы стать

свободным(психоанализ)». Вывод:

1. Философы не изобрели того или иного понимания сознания, они

воспроизводили реальную для них историческую ситуацию, в рамках которой

пытались определить сознание.

2. Сущность(структура) сознания во все времена философами связывалась со

спецификой мировоззрения(неосознанной).

Проблема природы сознания.

Выделим три основные концепции, в русле которых действуют

противоборствующие тенденции:

1. Существуют ли качественное отличие сознания от физических процессов и

явлений?

2. Является ли сознание атрибутом человека, либо это явление

надчеловечное(космическое).

3. Как соотносится сознание и близкие ему реальности.

I. Сознание и физические процессы.

Актуальность обусловлена тем, что многие философы считают, что сознания нет

как такового.

Научный материализм(близко к марксистской философии). Его крайняя

форма–физикализм(научный смысл имеют те положения, которые можно перевести

на язык физики). «Все есть физическое». Аргументы:

- Успехи в моделировании искусственного интеллекта.

- Генетика

- Воздействие фармакологии на мыслительные способности человека

- Связь типа мышления с полушариями мозга.

- Т.е. сознание не существует как качественная реалия, следовательно,

как часть физики. Они говорили: «Философские утверждения о

реальности аналогичны вере в бога»(например, отказ

рисковать–трусость, они сводили к методам дисфункции). Физикалисты

сродни с вульгарным материализмом, их свойство–редукционизм. Но сам

физикализм имеет и положительные стороны, он заставил обратить

внимание на проблемы:

- Внимание к генетической и нейрофизиологической обусловленности

психики и С.

- Прикладные разработки по проблеме «духовное–телесное»(помощь людям с

дисфункцией).

Тождество телесного и духовного не было доказано.

II. Своеобразие сознания по отношению к физическим материальным объектам.

Иногда при определении С. отрицается его материальный субстрат.

Солипсизм–утверждение, что материальный мир–порождение сознания. Является

ли сознание атрибутом человека?

Три подхода к решению этого вопроса:

> С.–космическое образование, которое не связано с миром живого.

> С.–свойство живых организмов.

> С.–атрибут человека.

С.–космическое образование- в религиозных течениях, в центре которых

космический разум. Соловьев придерживался этой точки зрения. Соединить

божественное и материальное начала может только человек. Даниил Андреев:

неделимые монады–носители разума, а это–тончайшая энергия материи.

С.–явление надчеловеческое–не только проявление божественного

разума(информационное поле, энергия разума и т.д.)

Рерих «Живая этика»: нельзя ограничит мысль сферою земной.

Талбот: Вселенная–гигантский разум, мышление–результат взаимодействия

полей.

С.–свойство живых организмов

Социобиология: С.–биологическая реакция самосохранения. Мотивы

чувств–биологические. В психике животных есть воображение, способность к

элементарному счету, могут говорить жестами–существует своеобразная мораль.

С.–атрибут человека.

Мистическая концепция: С.–тайна человеческой души. Материалистическая

концепция: С.–свойство высокоорганизованной материи.

Отражение–основная функция материи(след, информация, материя). Каждая вещь-

эхо и зеркало Вселенной(дерево отражает природные процессы). Уровни

отражения:

. Отражение неорганической природы–механическое, физическое,

химическое(потенциальная информация).

. Отражение в живой природе–раздражимость, чувствительность(активно

используется информация)

. Социально–психическая форма отражения–антропогенный

уровень(целенаправленно используется информация)

В чем отличие психической деятельности животных от деятельности людей?

Животные. Заданы алгоритмы поведения, построения новых форм поведения,

свобода деятельности животного ограничена.

Человек. Сам создает алгоритмы поведения, которые не передаются

генетическим путем.

Общественная природа сознания.

. Человек в процессе общественной жизнедеятельности приобретает алгоритмы

деятельности, которые передаются посредством культуры.

. Человек рассматривает любую ситуацию с позиции тех норм, которые в данном

обществе уже имеются(зачастую неосознанно).

. Человек как существо сознательное должен осознать себя как нечто отличное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.