Рефераты. Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей






от всего остального. Т.к. человек выделяет себя из мира, выявляя свое

отношение к миру, посредством сознательной деятельности может в этот мир

вписаться.

Особенности сознания.

. С.–продукт общественной трудовой деятельности.

. Много структурность С. определяется много структурностью деятельности.

. Целеполагающая деятельность С.

. Творчески-активный характер С.

. Проектирующая деятельность С.

. С. как субъективный образ объективного мира.

. С. как идеальный образ материального мира.

. С.–продукт развития материи.

. С.–свойство высокоорганизованной материи

. С.–функция мозга, которая действует на основе потребностей человека.

. С.–материализуется в языке.

Язык фиксирует структуру мысли. Язык возник, когда люди стали отличаться от

животных с возникновением второй сигнальной системы. Слово–сигнал сигнала.

Мышление нельзя отождествлять с языком, но в речи мысль формируется.

Однако, существует мышление вне языка.

№43 Теория познания и ее предмет.

Учение о познании–гносеология- «гносис»–познание, «логос»–учение.

Основные понятия гносеологии: знание и познание. Человек сознательно может

создавать оптимальные условия для жизни.

Познание–обусловленный общественно–исторической практикой процесс

приобретения и развития знания.

Знание–объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек

в своей деятельностя определяет и воспроизводит. Знание образует довольно

сложную структуру, это–система, которую можно представить в виде социальной

памяти, за счет которой из поколение в поколение передается мастерство,

опыт.

В гносеологии знание употребляется в смыслах:

1. Любая познавательно–значимая адекватная информация общество объекте.

2. Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека

к действителности, которая существует наряду с практическим отношением.

Знание–как результат, познание–как процесс.

Гносеология используется в смысле:

. Учение о всеобщих механизмах и законах познавательной деятельности

человека и общества.

. Философская концепция, предметом кот. является познание в его

специфике(рассматривая любого философа- его гносеологический взгляды).

Иногда вместо гносеологии используется термин эпистемология. Э.

используется в англоязычных странах, означает «точное» знание, но эти

понятия не тождественны. В зависимости от того каковы ответы на вопросы:

«Познаваем ли мир?», «Есть ли границы этого познания?»–в философии

сформировались различные концепции:

. Скептицизм

. Агностицизм

. Гносеологический оптимизм

«Скепсис»- сомнения–необходимый элемент познавательной деятельности. В

Древней Греции–Пиррон, Корниад–впервые высказали сомнения о том, что

человек может получить объективные знания. Скептицизм не отрицает

возможности познания, он сомневается в качестве конечного продукта

познания(в темноте не разобрать какие камни мы взяли–простое стекло или

драгоценности).

Агностицизм–реально существует то, что можно мыслить, логически обосновать

и т.д.–отрицают полностью или частично познание мира. Получил развитие у

Юма и Канта.

Гносеологический оптимизм- нет в мире объекта, который был бы неподвластен

человеческому познанию(начало–Новое Время). В н.в. он терпит удар со

стороны теоретической физики, астрофизики, неформальной логики и т.д.

Человек познает мир в силу проявления своей познавательной

активности(«Лошадь можно загнать в воду, но сколько ее не бей, пить ее не

заставишь»). Познание всегда включено в общий контекст жизнедеятельности

человека. Изолированное познание–абстрактное понятие.

Практика по отношению к познанию выполняет ряд функций:

1. Дает необходимый практический материал

2. Ставит перед субъектом познавательные задачи

3. Практика–способ приложения знаний, цель познания.

Познание по отношению к практике выполняет функции:

1. Информативно–отражательная функция

2. Проектно–конструктивная функция

3. Регуляритивная функция.

39. Общество и природа. Понятие ноосферы.

История чело общества в опред смысле являет картину его изменяющегося

взаимод с природой. Однако общество не сущ изначально. История его

возникнов не отделима от истории становления самого человека. Являясь

частью прир человек постепенно, в поцессе труда и общения формир как

социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел из

животного мира, формир у него социальных побудит мотивов вповедении. В силу

вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к сообществам)

Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально значимым

требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое

закреплялось естеств отбором и передачей опыта. В преобразов первобытного

стада в челов общество все большую роль играли соц закономерности на фоне

действия биологич. Это осущ в первую очередь в проц труда.

Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ

способ деятельности.

Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой, процесс, в кот

человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и

контролирует обмен в-еств между собой и природой. Т.о. труд-та главная мат

сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой жизни-

общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка.,

кот является важнейшим средством осущ трудового процесса.

Одна из актуальных проблем философии–проблема взаимоотношения общества и

природы.

Природа ( в широком смысле)–окружающий нас мир во всем бесконечном

многообразии проявлений. Это объективная реальность, которая существует вне

и независимо от нашего сознания.

Природа ( в узком смысле слова)–совокупность естественных условий

существования.

Общество–форма совместной жизнедеятельности людей.

С развитием общества и философской мысли менялись представления о

взаимоотношениях общества и природы.

Античность: человечество и природа–единое целое, гармонично взаимосвязаны.

Идея общества–жить в согласии с природой.

Средние века: человечество и природа–творение Божие. Человек–высшее

существо, противопоставлен «низшей» природе, возвеличен над природой.

Возрождение: Природа–источник радости, красоты, вдохновения. Призыв:

вернуться к природе. Природа противопоставляется разрушающей цивилизации.

Новое время: развитие естественных наук, «человек должен покорить природу,

стать ее господином».

ХХ век: поиск разумного баланса во взаимоотношениях между природой и

человеком.

Зависимость человека от природы привела к необходимости изучения

соотношения биологического и социального в человеке и обществе.

Теория психоанализа З.Фрейда: в антропосоциогенезе главная

причина–биологическая.

«Органическая теория общества»: Спенсер, Шеффле: общество–биологический

суперорганизм (экономическая жизнь–обмен веществ, деньга–частицы «крови»).

Необходимость выживания человека как биологического вида обусловила

появление специфического вида социальной общности–человеческой семьи (как

следствие прироста народонаселения).

Вопрсы взаимодействия природы и человека связаны с понятиями

«географическая среда», «окружающая среда», «биосфера».

«Географическая среда»-часть природы (растительный и животный мир, вода,

почва, атмосфера), которая вовлечена в сферу жизни общества, в

производственный процесс; оказывает существенное влияние на развитие

материального производства.

«Окружающая среда»-поверхность Земли,ее недра, часть Солнечной системы,

попадаемая в сферу деятельности человека. 2 составляющие:

1.Естественная среда (1 природа)–живая и неживая природа–биосфера

2.Искусственная среда ( 2 природа)–то, что создано человеком–предметы,

животные и растения ( в результате селекции), отношения между людми

ноосфера

--- это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором

становится деят человека. По аналогии антропосфера, социосфера и

техносфера. Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий

пласт, развивающийся вне биосф и над ней

В этой ситуации чек должен взять на себя ответственность за дальнейшее

развитие и эволюцию ноосф, деятельность его должна быть основана на научном

понимании естеств и соц процессов

Жизнь и разум --- является ли это венцом эволюции Вселенной и материи,

является ли это этапом или этот тупиковая ветвь эволюции, которая приведет

к саморазрушению. Теория циклической Вселенной, которая время от времени

умирает, а вечны только материя и др

Если сначала природа воспринималась как господин, в новое время как слуга,

то теперь она должна стать партнером ч-ка. Для ч-ка жизненно важно

сохранить свою среду обитания

. Ноосфера:

1.сфера господства разума (Фихте)

2.сфера разумного воздействия человека на природу (Гейяр де Шарден,

Вернадский).

Ноосфера по Гейяру Де Шардену–коллективное сознание, которое станет

контролировать направление будущей эволюции.

Вернадский: Ноосфера–растущее глобальное осознание вторжения человека в

естетсвенные циклы и взвешенный и целенаправленный контроль человека над

биохимией.

Данная концепция напоминает натурфилософские системы и сцеинтистские

утопии. Ее ценность–дает конструктивную модель вероятного будущего;

ограниченность–рассматривает человека как разумное существо. «Самая суть

понятия ноосфера–вера в призвание людей, которые должны изменить биосферу с

помощью науки и техники»-Гейяр Де Шарден.

№ 41 Смысл человеческого существования

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни, предполагает постоянное

личностное усиление. Зрелой и развитой формой учения является

интеллектуальная работа. Человек- существо потенциально неограниченное, в

силу этого наши потребности должны быть ограничены каким-то пределом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.