от всего остального. Т.к. человек выделяет себя из мира, выявляя свое
отношение к миру, посредством сознательной деятельности может в этот мир
вписаться.
Особенности сознания.
. С.–продукт общественной трудовой деятельности.
. Много структурность С. определяется много структурностью деятельности.
. Целеполагающая деятельность С.
. Творчески-активный характер С.
. Проектирующая деятельность С.
. С. как субъективный образ объективного мира.
. С. как идеальный образ материального мира.
. С.–продукт развития материи.
. С.–свойство высокоорганизованной материи
. С.–функция мозга, которая действует на основе потребностей человека.
. С.–материализуется в языке.
Язык фиксирует структуру мысли. Язык возник, когда люди стали отличаться от
животных с возникновением второй сигнальной системы. Слово–сигнал сигнала.
Мышление нельзя отождествлять с языком, но в речи мысль формируется.
Однако, существует мышление вне языка.
№43 Теория познания и ее предмет.
Учение о познании–гносеология- «гносис»–познание, «логос»–учение.
Основные понятия гносеологии: знание и познание. Человек сознательно может
создавать оптимальные условия для жизни.
Познание–обусловленный общественно–исторической практикой процесс
приобретения и развития знания.
Знание–объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек
в своей деятельностя определяет и воспроизводит. Знание образует довольно
сложную структуру, это–система, которую можно представить в виде социальной
памяти, за счет которой из поколение в поколение передается мастерство,
опыт.
В гносеологии знание употребляется в смыслах:
1. Любая познавательно–значимая адекватная информация общество объекте.
2. Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека
к действителности, которая существует наряду с практическим отношением.
Знание–как результат, познание–как процесс.
Гносеология используется в смысле:
. Учение о всеобщих механизмах и законах познавательной деятельности
человека и общества.
. Философская концепция, предметом кот. является познание в его
специфике(рассматривая любого философа- его гносеологический взгляды).
Иногда вместо гносеологии используется термин эпистемология. Э.
используется в англоязычных странах, означает «точное» знание, но эти
понятия не тождественны. В зависимости от того каковы ответы на вопросы:
«Познаваем ли мир?», «Есть ли границы этого познания?»–в философии
сформировались различные концепции:
. Скептицизм
. Агностицизм
. Гносеологический оптимизм
«Скепсис»- сомнения–необходимый элемент познавательной деятельности. В
Древней Греции–Пиррон, Корниад–впервые высказали сомнения о том, что
человек может получить объективные знания. Скептицизм не отрицает
возможности познания, он сомневается в качестве конечного продукта
познания(в темноте не разобрать какие камни мы взяли–простое стекло или
драгоценности).
Агностицизм–реально существует то, что можно мыслить, логически обосновать
и т.д.–отрицают полностью или частично познание мира. Получил развитие у
Юма и Канта.
Гносеологический оптимизм- нет в мире объекта, который был бы неподвластен
человеческому познанию(начало–Новое Время). В н.в. он терпит удар со
стороны теоретической физики, астрофизики, неформальной логики и т.д.
Человек познает мир в силу проявления своей познавательной
активности(«Лошадь можно загнать в воду, но сколько ее не бей, пить ее не
заставишь»). Познание всегда включено в общий контекст жизнедеятельности
человека. Изолированное познание–абстрактное понятие.
Практика по отношению к познанию выполняет ряд функций:
1. Дает необходимый практический материал
2. Ставит перед субъектом познавательные задачи
3. Практика–способ приложения знаний, цель познания.
Познание по отношению к практике выполняет функции:
1. Информативно–отражательная функция
2. Проектно–конструктивная функция
3. Регуляритивная функция.
39. Общество и природа. Понятие ноосферы.
История чело общества в опред смысле являет картину его изменяющегося
взаимод с природой. Однако общество не сущ изначально. История его
возникнов не отделима от истории становления самого человека. Являясь
частью прир человек постепенно, в поцессе труда и общения формир как
социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел из
животного мира, формир у него социальных побудит мотивов вповедении. В силу
вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к сообществам)
Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально значимым
требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое
закреплялось естеств отбором и передачей опыта. В преобразов первобытного
стада в челов общество все большую роль играли соц закономерности на фоне
действия биологич. Это осущ в первую очередь в проц труда.
Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ
способ деятельности.
Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой, процесс, в кот
человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и
контролирует обмен в-еств между собой и природой. Т.о. труд-та главная мат
сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой жизни-
общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка.,
кот является важнейшим средством осущ трудового процесса.
Одна из актуальных проблем философии–проблема взаимоотношения общества и
природы.
Природа ( в широком смысле)–окружающий нас мир во всем бесконечном
многообразии проявлений. Это объективная реальность, которая существует вне
и независимо от нашего сознания.
Природа ( в узком смысле слова)–совокупность естественных условий
существования.
Общество–форма совместной жизнедеятельности людей.
С развитием общества и философской мысли менялись представления о
взаимоотношениях общества и природы.
Античность: человечество и природа–единое целое, гармонично взаимосвязаны.
Идея общества–жить в согласии с природой.
Средние века: человечество и природа–творение Божие. Человек–высшее
существо, противопоставлен «низшей» природе, возвеличен над природой.
Возрождение: Природа–источник радости, красоты, вдохновения. Призыв:
вернуться к природе. Природа противопоставляется разрушающей цивилизации.
Новое время: развитие естественных наук, «человек должен покорить природу,
стать ее господином».
ХХ век: поиск разумного баланса во взаимоотношениях между природой и
человеком.
Зависимость человека от природы привела к необходимости изучения
соотношения биологического и социального в человеке и обществе.
Теория психоанализа З.Фрейда: в антропосоциогенезе главная
причина–биологическая.
«Органическая теория общества»: Спенсер, Шеффле: общество–биологический
суперорганизм (экономическая жизнь–обмен веществ, деньга–частицы «крови»).
Необходимость выживания человека как биологического вида обусловила
появление специфического вида социальной общности–человеческой семьи (как
следствие прироста народонаселения).
Вопрсы взаимодействия природы и человека связаны с понятиями
«географическая среда», «окружающая среда», «биосфера».
«Географическая среда»-часть природы (растительный и животный мир, вода,
почва, атмосфера), которая вовлечена в сферу жизни общества, в
производственный процесс; оказывает существенное влияние на развитие
материального производства.
«Окружающая среда»-поверхность Земли,ее недра, часть Солнечной системы,
попадаемая в сферу деятельности человека. 2 составляющие:
1.Естественная среда (1 природа)–живая и неживая природа–биосфера
2.Искусственная среда ( 2 природа)–то, что создано человеком–предметы,
животные и растения ( в результате селекции), отношения между людми
ноосфера
--- это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором
становится деят человека. По аналогии антропосфера, социосфера и
техносфера. Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий
пласт, развивающийся вне биосф и над ней
В этой ситуации чек должен взять на себя ответственность за дальнейшее
развитие и эволюцию ноосф, деятельность его должна быть основана на научном
понимании естеств и соц процессов
Жизнь и разум --- является ли это венцом эволюции Вселенной и материи,
является ли это этапом или этот тупиковая ветвь эволюции, которая приведет
к саморазрушению. Теория циклической Вселенной, которая время от времени
умирает, а вечны только материя и др
Если сначала природа воспринималась как господин, в новое время как слуга,
то теперь она должна стать партнером ч-ка. Для ч-ка жизненно важно
сохранить свою среду обитания
. Ноосфера:
1.сфера господства разума (Фихте)
2.сфера разумного воздействия человека на природу (Гейяр де Шарден,
Вернадский).
Ноосфера по Гейяру Де Шардену–коллективное сознание, которое станет
контролировать направление будущей эволюции.
Вернадский: Ноосфера–растущее глобальное осознание вторжения человека в
естетсвенные циклы и взвешенный и целенаправленный контроль человека над
биохимией.
Данная концепция напоминает натурфилософские системы и сцеинтистские
утопии. Ее ценность–дает конструктивную модель вероятного будущего;
ограниченность–рассматривает человека как разумное существо. «Самая суть
понятия ноосфера–вера в призвание людей, которые должны изменить биосферу с
помощью науки и техники»-Гейяр Де Шарден.
№ 41 Смысл человеческого существования
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни, предполагает постоянное
личностное усиление. Зрелой и развитой формой учения является
интеллектуальная работа. Человек- существо потенциально неограниченное, в
силу этого наши потребности должны быть ограничены каким-то пределом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36