Издревле(начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии)
проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще
более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала
научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться
"в тисках" информационно-техногенного общества.
Человек- особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны,
биологическим началом(приближающим его к высшим млекопитающим), с другой
стороны, духовным- способностью к глубокому абстрактному мышлению,
членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости,
усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной(общественной)
организации.
Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного
знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему
очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным
углом зрения.
По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в структуре
философского знания, в системе философской антропологии, обозначилась такая
ветвь, как «персонализм»–философская концепция личности и ее универсального
статуса, свободного развития.
С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других
объектов, вещь среди других вещей. Ее нельзя познать извне. Личность есть
та единственная цельность, которую мы и познаем, и создаем изнутри.
Российский персонализм(Н. Бердяев) рассматривает личность как нечто
неповторимое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой,
а не из чего-либо внешнего(природа, социальность, даже трансцендентное).
Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы
над рабством, победа над тяжестью мира.
Большинство философов считали, что индивид становится личностью, не
замыкаясь в себе, а вступая в сложные отношения с Другими, обнаруживаясь в
ансамбле общественных отношений, представая как социальный индивид.
Исходя из того, что в разных теоретических построениях личность «смотрится»
не одинаково, можно утверждать с той или иной мерой доказательности, что
каждый индивид–личность, и наоборот, что не все могут полагаться как
личности. Так, для юриста новорожденный есть личность, защищенная законом и
обладающая некоторой совокупностью прав(имущественных, правом на защиту
достоинства и т.п.). А для педагога или психолога новорожденный это только
потенция полноценной личности, ему еще надо «выделаться», стать личностью.
В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями,
независимо от любых различий(возрастных, этнических, наличия или отсутствия
таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение к
покойным–это неотъемлемая черта любой гуманистически ориентированной
культуры.
Иногда предлагают(М.С. Каган) развести три понятия, характеризующие
отдельного человека, таким образом:
Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь», единичный
представитель вида «гомо сапиенс»;
Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя
обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире
совокупности ценностных ориентаций.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков
используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных
духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в
социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на
первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его
«самость» и незаменимость.
Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в
условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм
социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального
развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в
личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого
общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал,
социального и биологического, в человеке оставалось только одно-
биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к
членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после
возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз
доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что
человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого
общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть
полноценным человеком и даже не достигает уровня животных(например, у
которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического индивида в социально-
биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо
определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам
самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою
социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.
При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому
понятию, как качества личности- врожденные или приобретенные привычки,
образ мышления и поведения.
По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно
дать характеристику личности человека. В значительной мере качества
формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются позитивные моральные качества:• гуманизм;•
человечность;• честь;• совесть;• скромность; великодушие;• справедливость;•
верность;• иные качества. и общественно осуждаемые-негативные: •
чванливость;• цинизм;• грубость;• тунеядство; трусость;• нигилизм;• иные
негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: • воля;•
решительность;• мудрость;• умение; установки;• убеждения;• патриотизм.
Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни качества
развиты больше, другие- меньше.
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие
потребностей и интересов.
Потребности- это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности
могут быть:
• биологическими(естественными)- в сохранении жизни, питании размножении и
др.;
• духовными- стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям
культуры; материальными- обеспечить достойный уровень жизни;.
• социальными- реализовать профессиональные способности, получить должную
оценку со стороны общества.
Потребности- основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных
действий. Удовлетворение потребностей- важный компонент человеческого
счастья. Значительная доля потребностей(кроме биологических) формируется
обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу
соответствует определенный уровень потребностей и возможность их
удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы- конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо.
Совместно с потребностями интересы- также двигатель прогресса. Среди
интересов выделяются:
• личные(индивидуальные);
• групповые;
• классовые(интересы социальных групп- рабочих, учителей, банкиров,
номенклатуры);
• общественные(всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
• государственные
• интересы всего человечества(например, в недопущении ядерной войны,
экологической катастрофы и др.). Также интересы могут быть:
• материальными и духовными;
• нормальными и ненормальными;
• долговременными и ближайшими;
• разрешенными и неразрешенными;
• общими и антагоническими.
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба
являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов
способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в
том случае, если потребности и интересы не являются крайне
антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение(человека, группы,
класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами.
• Особым аспектом нормальной жизни человека(личности) в обществе является
наличие социальных норм.
Социальные нормы- общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение
людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:
• поддерживают порядок, равновесие в обществе;
• подавляют скрытые, в человеке биологические инстинкты, "окультуривают"
человека;
• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.
Видами социальных норм являются: «^ нормы морали;
• нормы группы, коллектива;
• специальные(профессиональные) нормы;
• нормы права.
Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они
охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми(или
большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм
является сам человек(его совесть) и общество, которое может подвергнуть
осуждению нарушителя норм морали.
Групповые нормы- особые нормы, регулирующие поведение членов узких
коллективов(ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы
преступной группировки, нормы секты и т. д.).
Специальные(профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей
тех или иных профессий(например, нормы поведения грузчиков, сезонных
рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36