Рефераты. Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей






отказался, человек жить без бога не может.

Самое основное–его материализм. Он положительно решил основной вопрос

философии: что первично дух или материя?

1. Ф.–представитель антропологического материализма.

2. Этика Ф. основана на любви–«этика любви к ближнему, преклонение «я»

перед «ты».

3. Человек–подлинный творец бога, следовательно нужно поклоняться не богу,

а человеку.

Людвиг Фейербах(1804–1872)–немецкий философ, создатель одного из вариантов

антропологического материализма. В молодости–ученик и страстный поклонник

идей Г. Гегеля, впоследствии–его непримиримый критик, особенно взглядов

Гегеля на религию. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения

от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто

производное от определенного уровня организации материального. Парадокс,

однако, заключается в том, что Фейербах, являясь материалистом, не считал

себя материалистом.

Фейербаху импонировала идея «реального чувствующего человека». Характерной

чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании

человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном

единстве с ней. Природа–основа духа. Она же должна стать основой новой

философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа

наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной

организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к

физиологическим процессам. Однако «природная» сторона в человеке Фейербахом

гипертрофировалась, а социальная–недооценивалась.

Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду

нравственную любовь. Не вникая во все тонкости гносеологии, он

сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое

выражение в его основном труде «Сущность христианства».

Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в

концептуальном афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога».

Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих

сил, придав им потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. По

Фейербаху, религия–не просто продукт человеческого невежества, как полагали

некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя не

видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую

очередь к возвышенному чувству взаимной любви.

Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично

ярко характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах

стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию

созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость.

Видимо, этим объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократической

партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил

своих поначалу влюбленных в его идеи К. Маркса и ф, Энгельса'.

Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной и

сверхчеловеческой сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отношении

бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек.

Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления

к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке, в

существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое

фактическое, реальное решение.

Науки вскрывают неразрывную связь мышления с материальными процессами в

человеческом организме, с чувственными восприятиями и т.д. Человек

неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему

биологической, физиологической деятельности. Антропология Ф. указывает на

его стремление разработать материалистическую систему взглядов. Ф. возражал

против характера своего учения как материализма, в особенности из за

вульгарных материалистов(мысль- это вещество, выделяемое мозгом).

Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является

по Ф. научное истолкование общественного сознания, в котором он видит

отражение сущности человека. Эта сущность по Ф. прежде всего чувственная

жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. Речь идет

следовательно о том, чтобы рассматривать различные формы общ сознания(и

религию) с точки зрения заключенном в ней жизненном содержании. Здесь он

идет дальше предшествующих материалистов, которые утверждали, что религия

лишена реального содержания. Ф. сводит сверхестественное к естественному,

нереальное к реальному- в этом основная черта его антропологического

метода.

Основой антропологии Ф. является материалистическое учение о природе.

Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В

человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о

себе. Многообразие явлений природы не может быть сведено к общей,

однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение

относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. У

природы нет ни начала не конца, все в ней находится во взаимодействии; все

относительно. Все одновременно является действием и причиной, все в ней

всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко диалектичная догадка не

находит дальнейшего развития у Ф.

Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не

указывает на качественное многообразие форм движения материи, на их

взаимопереход. Ф. говорит и о развитии, но понимает ее метафизично.

Пытается преодолеть механицизм. Он говорит о не сводимости высших форм

существующей материи к низшим. Психические акты существенно отличаются от

их физиологической основы. Единство субъективного с объективным,

психического с физическим не устраняет внутреннего различия между ними.

Многообразие человеческих ощущений соответствует многообразию качеств

природы, оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому

нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной

определенности чувственно- воспринимаемых явлений. Тем не менее, Ф.

понимание субъекта и объекта носит антропологический характер. Несмотря на

ограниченность его взглядов, Ф. явился непосредственным предшественником

марксизма.

В заключение необходимо сказать, что немецкая классическая философия–это

громадное достижение в области философии, достижение, значимость которого

трудно переоценить. Мы рассмотрели философские идеи каждого мыслителя, что

позволяет увидеть все основные черты выдающейся индивидуальности. Вместе с

тем весь период развития классической философии предстает как целостный

процесс, включающий в себя взаимодействие и противоборство различных

концепций, а также их взаимовлияние.

№24 Философия Маркса

Карл Маркс считал, что у Гегеля «...диалектика стоит на голове. Надо

поставить ее на ноги...». Идеи надо пересадить в голову и считать, что

человек приобретает их в процессе своей общественной практической жизни,

это просто-напросто мысли, посредством которых мы преобразуем мир. Решающее

человеческое дело состоит в преобразовании мира, детальнее, в развитии

производительных сил, отношений собственности, наконец, в революциях, после

буржуазной рано или поздно наступает черед социалистической революции. Для

Маркса центральная проблема–это проблема общества, общественного. Маркс

выдвигает целый блок новых проблем.

Центр философии Нового времени–субъект разумный. Гегель в центр философии

ставит разум(мировой). Маркс сдвигает философию в сторону общества. Теперь

субъект понимается как атом, в кот. сосредоточен ансамбль существующих

общественных отношений. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Кант,

Гегель, Маркс едины в высокой оценке разумного начала. Все–рационалисты.

Философия Н.В. по преимуществу рационалистична.

Общественный труд–солнце человека. Итак, что такое общество? В чем состоит

его тайна? Как случилось, что на протяжении многих тысяч лет человек не мог

познать ее? На эти вопросы Маркс предлагает вполне определенные ответы.

Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга,

обмениваются результатами своего труда. Внешне труд отдельного человека

кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является

представителем общественного труда, величина которого определяется товарно-

денежным механизмом. Реальность общественного труда не бросается в глаза,

уже по этой причине его трудно обнаружить. К тому же общественный труд

становится по-настоящему значимым лишь при капитализме, ибо здесь

совместная трудовая деятельность людей приобретает особую масштабность.

Все, что происходит в человеческом обществе, вращается вокруг общественного

труда. Маркс называет общественный труд солнцем человека.

Маркс за справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть

труда рабочих присваивают безвозмездно, т.е. обманывают, эксплуатируют их.

Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права. Что же

касается социалистической революции, то будучи результатом заговора, она

обречена на провал. Надо чтобы для нее созрели объективные, материальные

условия, т.е. чтобы общественный труд был развит всемерно, когда

олицетворение частной собственности, а именно таким олицетворением и

являются капиталисты, станет излишним и основная масса людей не будет их

терпеть. Такова концепция Маркса, практического подтверждения которой пока

не достигнуто.

Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности

познания–это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.