Рефераты. Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей






уничтожаются. Атомы отделены друг от друга пустотой; атом–бытие,

пустота–небытие. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни

верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь.

Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой

самодвижения: такова их извечная природа. Атомы складываются в различные

конфигурации, которые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей,

различность же структур этих конфигураций, т.е. качественное разнообразие

мира, зависит от разных типов взаимодействий между атомами

Человек–скопление атомов, отличается от других существ наличием души.

Душа–вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов.

Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании

бытия Бога. По Демокриту, боги состоят из атомов, а Бог есть космический

разум.

Атомизм составляет одно из величайших учений. В отличие от всех

выдвигавшихся до сих пор идей первоначала, идея атома содержит в себе,

кроме всего прочего, принцип предела делимости материи: атом мыслился как

наименьшая частица, которая выступает как исходный в созидании и последний

в разложении вещественный элемент сущего. А это–гениальный взлет мысли на

принципиально новый уровень философского постижения сущего.

Основа познания- ощущения. От вещей отделяются “видики”- материальные формы

вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в

органы чувств через поры. Если поры соответствуют по величине и форме

проникающим в них «видикам», то в ощущениях возникает образ предмета,

соответствующий самому предмету. Т.о. уже в ощущениях мы получаем верный

образ предмета. Однако существуют предметы, которые в силу своей малой

величины недоступны чувствам, такие свойства вещ постигаются умом, и это

познание также м.б. достоверным.

№8 Объективный идеализм Платона.

Объективный идеализм–одна из разновидностей идеализма. Признавая

первичность духа и вторичность материи, О.И. в отличие от субъективного

идеализма, считает первоосновой не личное, человеческое сознание, а

некоторое объективное, потустороннее сознание.

Платон(427–347 до н.э.)–был представителем аристократии, очень знатного

происхождения. Отец–потомок греческого царя Кодры, мать–принадлежала к дому

Солона(законодатель Афин). Платон получил великолепное образование,

совершенствовал свою душу и тело, в этом преуспел. Смерть Сократа сильно

повлияла на него: «Каким д.б. чтобы в нем все было разумно?».

Путешествовал(Африка, Сицилия и Южная Италия), Классическая философия,

понятие о рациональном типе мышления зародились благодаря деятельности

Платона.

Сократовская проблематика–проблема общих понятий. Платон разрешил проблему,

дал определение общим понятиям. Его учение об идеях. Были разработаны общие

принципы идеалистической философии. Сократ: «Что такое прекрасное?»–Платон

это определил.

Онтология Платона. Признавал существование бытия как истинного и

неизменного, сущность его предопределена идеями(«идея»–образ).

Мир идей–истинное бытие–они неизменны, вечны. Можно порождать новые идеи.

Истину ищем в мире идей.

Небытие–то, что может стать всем. Между миром идей и небытием находиться

мир становления, мир чувственных вещей, мир в котором живем.

Мир становления–мир чувственных идей–о нем нет истинного знания. Философ

живет в мире становления, мир идей с ним не связан, как же его познать?

Платон: «Мы не можем познать мир идей, но можем его вспомнить». Встает

проблема души. Платон считал, что душа бессмертна, тело–гробница для

души(душа перемещается из мира идей в человеческое тело и забывает все, что

знала). Задача философии- разбудить души и заставить вспомнить ее то, что

она раньше знала. Мир идей и мир становления не связаны, идея–причина

существования вещей, но идеи в вещах не присутствуют–основное противоречие

Платона.

У Платона есть картина: «Пещера Платона». Представляет пещеру, где живут

люди, они скованы и смотрят на стену–там видны лишь тени, которые

представляют за реальный мир. Если кто-либо увидит свет–ослепнет, сойдет с

ума, ему не поверят. Задача философии–повернуться к миру идей.

Платон создал учение об идеальном государстве. По отношению к обществу

государство выполняет ту же роль какую душа по отношению к телу. Душа

состоит из 3-х частей: разумная(добродетель- мудрость); аффектная(

добродетель–мужество); вожделеющая( добродетель–умеренность); общая

добродетель–справедливость–присутствует в каждой части души. Эти четыре

добродетели–основа античной этики. Соответственно этому в государстве д.б.

3 сословия(в зависимости от преобладания какой либо части души у человека):

правители, воины, народ. В этом государстве не было места рабам( они–вещь),

Платон не предусмотрел искусства.

Основа Ф учения П.- учение об идеях, которое имеет смысл, если признать

бессмертие души. В соответствии с составными частями души П попытался

построить целесообразное государство. Резко разграничил мир идей и мир

вещей.

№ 7 Софисты и Сократ.

В период становления человеческое познание направлено «вовне», на

объективный мир. Накопление философией объема знаний, разработка

инструментария мышления, изменения общественной жизни, под влиянием которых

формируется человеческая личность обусловили дальнейший шаг развития

философской проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения

природы к рассмотрению человека, его жизни, возникает

субъективно–антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками ее

являются–софисты и Сократ. Именно с их деятельностью начинается переход от

философии как любви к мудрости вообще к философии в подлинном смысле этого

слова(философия–осмысление мыслителем своего места, своего предназначения в

бытии).

В 5 в до н.э. на смену политической власти аристократии и тирании во многих

городах Греции пришла власть демократии. Развитие созданных ею новых

выборных учреждений- народного собрания и суда, игравшего большую роль в

борьбе партий и классов свободного населения, породило потребность в

подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического

красноречия, умеющих убеждать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой

обл. людей становились учителями риторики, политических знаний... Однако

нерасчлененность тогдашнего знания и большая роль, которую приобрела в то

время философия , привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не

только политической и юридической мудрости, но связывали ее с общими

вопросами философии и мировоззрения. Их стали называть "софистами" т.е.

мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в

своих речах стремился к доказательству предвзятой, иной раз заведомо

ложной, точки зрения. Такая характеристика опиралась на то, что нов.

учителя ф. стали доводить до крайности мысль об относительности всякого

знания.

Начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор(480–410

гг. до н.э.), Горгий(480-380 гг. до н.э.).

Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной

деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености.

Таким почитали Солона и Пифагора. Впоследствии смысл этого понятия сузился,

хотя и не заключал еще негативного смысла(«софия»–мудрость).

В своем стремлении к убедительности, софисты доходили до идеи, что можно, а

нередко и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть,

в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному

отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались

приемы мышления, которые стали именоваться софистикой....

Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор. Ему принадлежит

знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они

существуют, и несуществующих, что они не существуют». Впервые обратились к

проблеме человека. Он говорил об относительности всякого знания, доказывая,

что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено

противоречащее ему утверждение. Критерием оценки любого явления выступают

чувства человека. Софисты ориентируются на отдельного индивида, объявляя

его- со всеми его особенностями, субъектом познания.

Продик проявлял исключительный интерес к языку, к назывной(номинативной)

функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации

совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял

этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал

проблему омонимии, т.е. различения смысла графически совпадающих словесных

конструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание

уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения,

что имело огромное значение в дискуссиях.

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения

Сократа(469–399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для

выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу

мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские

споры'. Посещая занятия софистов, Сократ вступал в дискуссии с многими из

них, но больше всего уделял внимание Продику, считая его своим учителем и

особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений.

Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его

практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде

принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.