Рефераты. Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей






Дени Дидро(1713–1784)–знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист.

Характерная черта его политического мировоззрения–остро выраженный

демократизм. Это удивительно одаренная, всесторонне развитая

личность–философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и

художественный критик. Дидро сначала был верующим христианином, потом

скептиком, но от веры в Бога. как творца мироздания не отошел. В последние

годы жизни он склонялся к воззрениям, близким к воззрениям Г. Лейбница.

Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему

общественную мысль. В философии быстро прошел путь от деизма и этического

идеализма до материализма(в учении о природе, в психологии, в теории

познания) и атеизма. В механистическое материалистическое понимание

природы, общее у него с Ламетри и Гольбахом, внес некоторые элементы

диалектики–идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе

процессов, вечной изменчивости природных форм. Вопрос о способе,

посредством которого механическое движение материальных частиц может

порождать специфическое содержание ощущений, Д. решает в пользу мысли о

всеобщей чувствительности материи. Наметил материалистическую природу

психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах.

Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь

существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния

максимального расцвета разума. На вопрос, можно ли предположить, что и

камень чувствует, Дидро ответил: «Почему бы и нет?» И действительно,

прикоснитесь ладонью к камню и информация о вашем прикосновении останется

надолго на камне. Дидро, конечно, не знал и не мог знать информатики, но он

силой интуиции прозревал нечто подобное. Это выразилось и в его тонкой

характеристике сути живого. Специфическими особенностями жизни являются

раздражимость и чувствительность, говорил Дидро, уделявший большое внимание

биологическим проблемам. Образованность и прозорливость позволили Дидро

высказать идею, ставшую предвестием эволюционной теории в мире живого.

Дидро утверждал, что душа–продукт единства организма, его целостности.

Учение о природе получило развитие в работах Дени Дидро Прошел путь от

этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, психологии,

теор. познания. Материалист. Внес в учение о природе элементы диалектики.

По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир

беспрерывно зарождается и умирает. Глубже всех понимал природу движения,

различая внешнее(пространственное перемещение) и внутреннее(молекулярное).

Материальную субстанцию рассматривает вместе с единым атрибутом движение и

формами его существования пространство-время. Особое внимание Д. привлекала

проблема материалистического истолкования ощущений

Наметил теорию о псих функциях. Наши чувства- клавиши по которым часто

ударяет окружающая нас природа и которые сами часто по себе ударяют. Отсюда

следует, что человек заключает в своей организации нечто автоматическое.

Этот автоматизм не лишен одушевленности и предполагает лежащую в основе

всей мат способность ощущения. Признание существования независимого от

сознания внешнего мира, а также признание способности ощущений отражать

свойства внешних вещей не означает однако будто ощущения есть зеркальные

копии предметов. По Д. между большинством ощущений и их причинами не больше

сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Д. различает в

вещах первичные качества(существование в самих вещах и независимо от

сознания) и вторичные(заключающиеся в отношении предмета к другим вещам или

к ним самим). Гносеология. Источник знаний--- внешний и внутренний мир. Они

познаваемы. Увидели необходимость чувственного и рационального момента в

познании. Чувство- свидетельские показания, разум есть судья. Он не должен

отрываться от ощущений, но и не должен безоговорочно им доверять. Методы

познания--- наблюдение и эксперимент. Суждение, понимание--- далее. Все

знания приходят через опыт, переход от чувственного к абстрактному есть

непрерывный процесс.

Поль Генрих Дитрих Гольбах(1723–1789), барон–французский философ-

материалист. Главное его сочинение «Система природы»–«эта библия

материализма». Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности

тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования.

Добродетель, по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей

как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье

заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по

себе, являясь причиной всего: она–своя собственная причина. Все

материальные тела состоят из атомов. Именно Гольбах дал «классическое»

определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что,

воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Подобно

тому как удары пальцев музыканта по клавишам, скажем, клавесина рождают

музыкальные звуки, так и воздействия предметов на наши органы чувств

рождают ощущения всевозможных свойств. Он, как видим, весьма упрощенно

трактовал процесс познания, хотя ранее так много гениального было уже

сказано на этот счет.

Основу всех процессов природы составляет материя с присущим ей свойством

движения. Материальные процессы–являются строго необходимыми, случайность и

целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на

человека. Материя состоит из неизменных и неделимых атомов, свойства

которых--- протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Из действия и

противодействия всех существ получается ряд движений, подчиненных

постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода движения: 1.движ. масс,

благодаря которому тела переносятся с одного места на другое; 2. внутреннее

и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии. Г. доказывает

универсальность движения в природе. Сущность природы в том, чтобы

действовать. Природа получила свое движение от себя самой(никаких

первотолчков), ибо природа есть великое целое, вне которого ничто не может

существовать Движение есть необходимый способ существования материи.

№19 Критическая философия И.Канта(1724–1804)

родился в Кенигсберге, в семье немецкого ремесленника, шорника. У отца

хватило средств на его обучение в гимназии, далее–в университете. Был

болезненным, робким ребенком. Окончил университет, но степень магистра не

получил, поэтому учительствовал. Позднее защитился, получил место приват-

доцента. В основном читал курсы естественных наук, также логику,

математику. Принцип историзма–основной принцип идей Канта(и научных, и

философских).

До 1770 г–докритический период его творчества. В 1770 году пишет докторскую

диссертацию, получает место профессора, полностью посвящает себя философии.

Лекции читал до 1797 года.

Образ жизни Канта–это целая наука, при этом удивительно оригинальная и

поучительная. Спать он ложился ровно в 9 вечера. Подъем в 5 утра. Обед

только в кругу остроумных друзей, за обедом: немного сухого вина,

свежевыловленная треска, шутливые рассказы, анекдоты, непременно шутки,

смех... Родившись очень слабеньким и болезненным ребенком(как и Ньютон),

Кант, благодаря мудрому образу жизни, прожил долгую и духовно удивительно

богатую жизнь.

Не только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким,

проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения

Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является

одной из фундаментальных научных идей астрономии. Высказал идею, что

причина отливов и приливов–влияние Луны. Кроме того, он выдвинул идею

распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею

естественного происхождения человеческих рас.

Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного

развития. Если до начала 80-х гг. XVIII в. его интересовали главным образом

естественно- научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые

метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека,

нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы

философии.(«Человек, этика и право–вот альфа и омега всего философского

учения великого мыслителя»)

С 1770 года–критический период его творчества. До Канта в теории познания

господствовало представление, что структура и знание определяются объектом

познания. Кант говорил обратное: структуру познания определяет субъект

познания. Для доказательства нужны следующие понятия: феномен, ноумен, вещь

в себе.

Феномен–явление, т.е. чувственное восприятие вещи, как она является нам(в

повседневной жизни имеем дело с феноменами).

Ноумен–постигаемая сущность явления, проникновение нашего мышления вглубь

предмета–промежуточная стадия между феноменом и вещью в себе. Имея дело с

феноменом, мы постигаем ноумен, но никогда не познаем вещь в себе. Чтобы

ориентироваться в мире феноменов, мы используем априорные формы рассудка,

которые живут в нашем сознании, но которых нет в реальной жизни(меридианы

есть на карте, но их нет на самом деле).

Несоответствие феномена и вещи в себе–основание для скандала в философии:

мы знаем, что мир существует, но доказать это логически не сможем. Мы будем

работать не с предметами, а с их феноменами.

Кант: «Разум имеет дело с феноменами, способен немного проникнуть с помощью

ноумена вглубь вещи, но познать вещь в себе невозможно», следовательно,

этот мир непознаваем. Разум может себя чувствовать спокойно и уверенно в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.