Рефераты. Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым






, (1.5)

где: - чистая выручка от реализации товара; - затраты на производство продукции и её перевозку.

Если при оценке конкурентоспособности товара с позиции покупателя коэффициент может равняться или быть больше единицы, то во втором случае данный коэффициент должен быть только больше единицы. Здесь конкурентоспособность рассматривается из той позиции, что чем больше реализуется отмеченной продукции, тем высший уровень ее конкурентоспособности. Отдельные исследователи для оценки уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции соглашаются, что следует использовать норму прибыли [26, с.307]. Но, на наш взгляд, этот показатель в виноградарстве не может отображать конкурентоспособность из-за того, что возникает сложность при выделении стоимости основных средств, которые используются в отрасли. Русские ученые отмечают, что конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции можно определять по упрощенной схеме - рассчитывая показатель нормы прибыли, как отношение рыночной цены к индивидуальным расходам производства (коммерческой себестоимости продукции) [3]. Учитывая это, мы предлагаем использовать уровень рентабельности, который более четко отображает эффективность виноградарства. То есть, конкурентоспособность винограда лучше определять по коэффициенту:

, (1.6)

где: К - коэффициент конкурентоспособности продукции; - уровень рентабельности отрасли анализируемого предприятия за отчётный год (период); - уровень рентабельности отрасли анализируемого предприятия в базисном году (периоде), или другого предприятия (их группы).

Если показатель равняется единице или приближенный к ней, то отрасль конкурентоспособна. Это свидетельствует о наличии условий выживания в конкурентной борьбе. Если коэффициент находится в пределах от 0 к - 1, то продукция неконкурентоспособна. В случае, когда показатель имеет отрицательное значение, нецелесообразно утверждать о конкурентоспособности периода, отрасли, предприятий (убыточное предприятие или отрасль не могут конкурировать на рынке). Поэтому не имеет смысла определять индекс. В таком случае вместо индекса целесообразно использовать отклонение между показателями рентабельности и оценить уровень ведения производства. В качестве дополнительного индикатора конкурентоспособности продукции может выступать размер прибыли на 1 гектар многолетних насаждений. Такой показатель можно определять, только учитывая специфику сельского хозяйства и возможности предприятия по расширенному воссозданию всех его составляющих [7]. Таким образом, в качестве показателей конкурентоспособности винограда есть смысл использовать размер прибыли с 1 га плодоносных насаждений и уровень рентабельности.

Анализ других подходов к оценке конкурентоспособности товара, основанных на выявлении мнения потребителя, в частности работ по маркетингу, показывает, что и в этом случае такая важнейшая составляющая конкурентоспособности товара как «особенности потребителей» учитывается недостаточно. В тех редких изданиях, которые посвящены проблеме конкуренции, в лучшем случае говорится лишь о потребителях как об одной из сторон рыночного механизма без изучения такой важнейшей составляющей поведения покупателя как потребительское поведение. Так обширнейшее исследование рынков, осуществленное Ф.М. Шерером и Д.Россом в части, касающейся потребителя, во-первых, отводит ему лишь 2,2% всего материала, а, во-вторых, рассматривает потребителя как некую единицу, обладающую общей совокупностью свойств. Очевидно, что это не так - потребители реагируют на товар и его свойства самым различным образом.

В общем случае можно утверждать, что уровень конкурентоспособности всех сельскохозяйственных формирований оценивают показатели экономической эффективности определенной отрасли. Но следует иметь в виду и особенности предприятий. Например, для хозяйств с избытком трудовых ресурсов главным показателем является максимальный выход чистого дохода (валового дохода) [25, с.215]. Поэтому целесообразно использовать предложенную нами следующую методику оценки конкурентоспособности продукции, которая включает два подхода.

На первом из них проводится оценка уровня конкурентоспособности винограда по сравнению с другими сельскохозяйственными продуктами предприятия (зерном, подсолнухом но др.) с помощью вышеуказанного нами индекса конкурентоспособности по уровню рентабельности. В качестве базовой величины используется показатель передового (лучшего) хозяйства.

При втором подходе определяется рейтинг отрасли в избранных предприятиях. За базовые показатели при вычислении рейтинга рекомендуется брать прибыль на 1 гектар насаждений и уровень рентабельности. Просуммировав значение рейтинговых показателей по виноградарству, мы должны иметь возможность определить место каждого агропромышленного предприятия в регионе. При оценке конкурентоспособности продукции виноделия также определяется рейтинг предприятий, а в качестве базовой величины используется средний показатель по объединению (корпорации, региону).

  • 2. Состояние и конкурентоспособность производства продукции виноградарства в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятий

Для анализа состояния конкурентоспособности и производства винограда нами были выбраны следующие предприятия: СПК «Изумрудное» Джанкойского района, ЗАТ «Бурлюк» Бахчисарайского района, ГП «Алушта», г. Алушта.

СПК «Изумрудное» находится в северной степной зоне Крыма--зона засушливого характера с умеренно мягкой зимой -- имеет более продолжительный холодный период. Характерна неустойчивая зима со значительными колебаниями температур, обуславливающее отсутствие устойчивого снежного покрова и неоднократную смену мёрзлого состояния почвы полным её оттаиванием.

Зима здесь длится более 2,5 месяцев. Средний из абсолютных минимумов температур -20, -23°С, в отдельные годы морозы могут достигать -28°С. Вероятность зим с умеренными минимумами температур (не ниже -20°С) в районе составляет 45--60%, в том числе вероятность зим с морозами -18°С составляет не более 35--45%. В некоторые годы морозы могут достигать -28, -32°С (вероятность зим с морозами -25° и ниже составляет 15-25%).

Продолжительность опасных заморозков составляет 2-3 недели. Последние самые ранние заморозки весной в воздухе наблюдаются 24 марта, самые поздние - 16мая. Для полевых культур не меньшую опасность представляют заморозки на поверхности почвы. Во многих случаях температура на поверхности почвы бывает ниже, чем в воздухе, на 1-3°C ; временами эта разница достигает 4-7°C.

Весной заморозки на поверхности почвы заканчиваются на 3-5 дней позже, а осенью начинаются на 5-6 дней раньше, чем в воздухе. Продолжительность солнечного сияния составляет 2270-2280 часов в год.

Продолжительность безморозного периода, как и периода со среднесуточной температурой воздуха выше 10° тепла, около 6 месяцев, опасные для растений заморозки наблюдаются не ежегодно.

Зимние оттепели несколько усиливаются за счет доходящих сюда слабых фенов -- теплых ветров, которые приводят к периодическим оттепелям, что нарушает покой зимующих плодовых культур и снижает их устойчивость к морозам. Это ограничивает возможность возделывания культуры абрикоса. Здесь возможно ежегодное созревание очень ранних сортов винограда.

Годовые суммы осадков 325--375 мм (на теплый период приходится 185--225 мм). Атмосферные осадки в умеренных зонах выпадают не равномерно, поэтому большинство хозяйств этого района используют искусственное орошение, т.к. вдоль района протекает Северо-крымский канал. Общее число дней с суховеями средней и большой интенсивности здесь составляет 25--30 дней.

Бахчисарайский район, в котором находится ЗАТ «Бурлюк», находится между Внешней и Внутренней грядами Крымских гор.

Предприятие расположено в Юго-Западной части предгорного Крыма, в долине реки Альма. Центральная усадьба хозяйства расположена в селе Каштаны. Транспортная связь между населенными пунктами осуществляется с помощью автобусов.

Удачное местонахождение хозяйства позволяет своевременно и без дополнительных затрат осуществлять поставки продукции к местам реализации. Данное условие определяет низкие транзакционные издержки и формирует конкурентное преимущество по издержкам.

Естественные климатические ресурсы предприятия представлены умеренно-жарким, засушливым летом и мягкой зимой. Зима длится около 1,5-2 месяцев. Вероятность зим с умеренным климатом и с умеренными минимумами температур составляет 70-80 %. В отдельные годы морозы могут достигать минус 20-25°С. Продолжительность безморозного периода составляет около 7 месяцев, опасные для растений продолжительные заморозки почти полностью отсутствуют. Зимние оттепели бывают не очень интенсивными. Благодаря большой продолжительности периода со среднесуточной температурой выше 10°С и при сумме эффективных температур (выше плюс 10°С), составляющих 3300-3500°С, здесь возможно ежегодное созревание плодов винограда ранних и средних сортов.

Водные ресурсы определяются наличием грунтовых вод и уровнем ежегодно выпадающих осадков. Среднегодовое количество осадков по Альминской долине составляет 370-490 мм. Наибольшее их количество выпадает в конце лета и в середине осени, наименьшее - в весенний период. Летние осадки имеют ливневый характер. В связи с этим одной из основных задач по сохранению влаги являются улавливания вод ливневых осадков. Для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур необходимо, чтобы количество осадков составляло около 700 мм в год, а так как оно составляет всего 370-490 мм, то необходимо орошение.

В пределах долинной части землепользования грунтовые воды залегают неглубоко в слое рыхлых отложений. В западной части и в северо-западной части хозяйства грунтовых вод мало и они залегают довольно глубоко. Учитывая это, в совхозе имеется ряд водоемов, которые заполняются в зимний и весенний период, а затем вода используется для полива. Орошаемые земли практически все водообеспечены. Орошаемые земли расположены в основном вдоль долины реки Альма. Источниками орошения этих земель является Альминская оросительная система РМ-18, река Альма и частично скважины.

Почвенно-геологические ресурсы предприятия определяются ландшафтной структурой и характеристикой почв. Ландшафтная структура в совхозе-заводе «Плодовое» отличается большим разнообразием. Территория пересекается целой сетью балок, лощин, имеется целый ряд недоступных для землепользования холмов. Наиболее крупной и хорошо оформленной в географическом отношении является долина реки Альма. Наличие значительного количества балок и лощин, большей частью открывающихся в долину реки Альма, обуславливает наличие смытых в различной степени почв.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.