Рефераты. Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым






Министр аграрной политики АРК считает, что с учетом потребности перерабатывающей промышленности и отдыхающих площади виноградников в Крыму необходимо довести до 50 тыс. га с валовым производством винограда в 300-350 тыс. тонн. Тогда как 2009 году в Крыму было собрано 100 тыс. т винограда.

Объемы переработки винограда на виноматериалы предприятиями Украины в 2009 г. составили 421,2 тыс. тонн, что на 35,7 тыс. тонн, или на 9% больше, чем в 2008 г. Было произведено 31,1 млн. дал виноматериалов, что на 4,5 млн. дал, или на 17% больше, чем в 2008 г. Объемы переработки винограда на виноматериалы предприятиями Украины в 2009 г. составили 421,2 тыс. тонн, что на 35,7 тыс. тонн, или на 9% больше, чем в 2008 г. Было произведено 31,1 млн. дал виноматериалов, что на 4,5 млн. дал, или на 17% больше, чем в 2008 г.

На Крым приходится 26% общего переработанного виноматериала в Украине. На первом месте Одесская область, на которую приходится 47% переработки. Из-за неблагоприятных погодных условий летом текущего года, стоимость виноматериалов в 2010 г. выросла на 40-60% по сравнению с ценой в 2009 г. В связи с этим, украинские виноделы пытаются восполнить недостаток сырья за счет более дешевого импорта.

2010 год стал катастрофическим для крымских виноградников. Они пострадали из-за аномальной жары, которая наблюдалась этим летом. При температуре выше 35 градусов в гроздьях прекращаются процессы сахаронакопления. Проще говоря, виноград становится кислым или безвкусным. По данным экспертов, жара затронула абсолютно все участки виноградников в регионах крымского полуострова. [46].

По данным Министерства Агрополитики Украины в этом году отечественные винодельческие предприятия обеспечены сырьём лишь на 60%. Таким образом можем наблюдать усугубляющие положение виногрдарско-винодельческой отрасли внешние факторы, которые напрямую влияют на конкурентоспособность предприятия. Но если рассматривать их в аспекте конкретного хозяйства, то они являются двигателем для внедрения новых технологий. Так в предприятии Бахчисарайского района внедрение капельного орошение помогло спасти виноградники и 70% урожая, что естественно повышает конкурентоспособность данного предприятия на локальном рынке.

Конкуренция является составляющей предпринимательской деятельности. В современных переходных условиях любое производство должно быть экономически выгодным, то есть прибыльным. Эффективность отрасли в решающей мере зависит от технологии производства. В виноградарстве усовершенствование технологий заключается в культивировании производительных сортов, формировании кустов, применении современной техники, в возделывании насаждений новыми эффективными препаратами защиты растений, внесении необходимых удобрений, обеспечении квалифицированными трудовыми ресурсами. Мы разделяем взгляды Бойка В.И., Шумейка А.И., Макаренко Ю.М., которые отделяют ряд факторов, которые влияют на объемы производства винограда: соблюдение основных агротехнических приемов его выращивания, обеспечения средствами механизации, и трудовыми ресурсами (потому что эта отрасль требует много затрат ручного труда) [10].

Влияние этих факторов на развитие виноградарства формирует конкурентоспособность предприятия, как способность действовать в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для усовершенствования производства, стимулирования работников и обеспечение содержания высококачественной продукции.

1.3 Методика диагностики конкурентоспособности продукции

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка.

Конкурентоспособность товара в общем случае определяется, как это было показано выше, тремя необходимыми элементами:

свойствами данного товара, свойствами конкурирующих товаров, особенностями потребителей.

М.Портер несколько расширяет список составляющих конкурентоспособности товара: в любой отрасли экономики - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:

- угрозой появления новых конкурентов;

-угрозой появления товаров или услуг - заменителей;

-способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;

-способностью покупателей торговаться;

-соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

Конкурентоспособный товар обладает какими-либо конкурентными преимуществами. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Развивая эту позицию, М.Портер определяет свойства и причины конкурентоспособности товаров на международных рынках. Вполне обоснованно определяя решающий вклад в конкурентоспособность товара именно указанными двумя составляющими конкурентного преимущества, он, все же не раскрывает влияние характеристик потребителей товара на оценку его конкурентоспособности.

Следует отметить, что в подавляющем большинстве работ, посвященных конкуренции и конкурентоспособности, рассматриваются только свойства данного товара и свойства конкурирующих товаров. Многочисленные расчетные способы определения конкурентоспособности товара оперируют именно этими группами показателей - параметров качества (технических) и экономических параметров. Рассмотрим более подробно эти способы и определим преимущества и недостатки их использования в системе конкурентоспособности.

От выбора базы сравнения в значительной степени зависит правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения. Базой сравнения могут выступать: потребность покупателей; величина необходимого полезного эффекта; конкурирующий товар; гипотетический образец; группа аналогов.

В том случае, когда базой сравнения является потребность покупателей, осуществляется выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции, которыми потребитель пользуется при оценке продукции на рынке, а также весомости этих параметров в общем их наборе.

Когда за базу сравнения принимается величина необходимого потребителю полезного эффекта продукции, а также сумма средств, которые потребитель готов израсходовать на приобретение, и потребление продукции, выделяются сам полезный эффект в качестве эталона или сумма средств

Отметим, что оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец - это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:

, (1.1)

где gi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Пi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Пin - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n - количество анализируемых параметров.

Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.

Многие научные работники выделяют цену, как один из показателей оценки конкурентоспособности. Юданов А.Ю. предлагает определять его как разницу между ценой продукции на рынке и ценой потребителя. Но Г. Пастернак-Таранущенко отметил, что в использовании данного подхода есть два недостатка [27, с.33]. Первый: не возможно определить цену, которую покупатель согласен заплатить за продукт. Люди разные, они имеют разные материальные поступления и желания. Кроме того, цену часто формирует случайность и интуитивность. То есть ее практически невозможно определить не только для одного, но и для группы покупателей. Второй: данным методом возможно определить конкурентоспособность только товара, но не предприятия, региона или страны. Анализ [27, с.34] показывает, что наиболее распространенна формула коэффициента конкурентоспособности как отношение цен продукции:

, (1.2)

где: - цена продукции; - цена эталона, продукции базисной кондиции.

Цена эталона принимается на уровне продукции того же вида, который реализуется на рынке по наивысшей цене. В сельском хозяйстве нет возможности определить эталон продукции, этот термин больше подходит для промышленной продукции. Поэтому за эталон предлагается брать значение показателя в наиболее прибыльный год, то есть базисный год или период. Что касается виноградарства, то мы предлагаем вернуться к методике определения цены базисной кондиции дифференцированной по ампелографичних сортам. В виноградарстве за основу берётся уровень сахаристости 16%. За каждый процент должна ити надбавка к цене на уровне, например, 5-6%. Таким образом, определение цены с учётом параметров качества имеет следующий вид:

, (1.3)

где Рі - количественное изменение параметра качества продукции в сравнении с эталоном (і = 1,2,3....n), n - количество параметров, к которым относятся сахаристость, кислотность ягод, наличие повреждённых, раздавленных и сухих и т.д.

Но данный показатель не учитывает предложение.

Оценивая маркетинг в аграрной экономике, научные работники под руководством Малыша М.И. предлагают определять аналогичный показатель, который основывается на сравнении товаров с параметрами существующего образца, - интегральный показатель относительной конкурентоспособности - К [5. с.562]:

(), (1.4)

где: і - показатели конкурентоспособности по потребительским и экономическим. Этот коэффициент показывает степень привлекательности произведённого товара для потребителя. Со стороны продавца, выгодность этого товара будет уже проявляться в чистой выручке. Со стороны продавца прибыльность этого товара будет уже проявляться в чистой выручке. Поэтому эффект (),который будет анализировать товар будет равен:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.