Рефераты. Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым






Коэффициент конкурентоспособности ГП «Алушта» показал, что в 2009 году предприятие было более конкурентоспособным, чем ЗАТ «Бурлюк», в то время как два предыдущих периода характеризовались критическим, неустойчивым положением предприятия. Такое изменение в отчётном году произошло за счёт обратного изменения индекса изменения объёмов выручки на предприятиях.

Динамика рассматриваемых показателей, представленная на рисунках 2.3 и 2.4 говорит об отсутствии чётко определённой тенденции изменения конкурентоспособности виноградарства на предприятиях, что обусловлено спецификой рассматриваемой отрасли. Но всё же можем сделать вывод, что на СПК «Изумрудный» конкурентоспособность производства винограда за исследуемый период возросла.

Таким образом, конкурентоспособность исследуемых предприятий может быть охарактеризована как весьма низкая, а единичные случаи превышения уровня выборки не носят системный характер, что обуславливает острую необходимость разработки и внедрения мероприятий по повышению конкурентоспособности исследуемого хозяйствующего субъекта.

Рис. 2.3--Динамика конкурентоспособности СПК «Изумрудный» Джанкойского района

Рис. 2.4--Динамика конкурентоспособности ГП «Алушта», г. Алушта

3. Пути повышения конкурентоспособности производства продукции виноградарства

3.1 Направления повышения конкурентоспособности производства

Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

Чтобы проанализировать степень влияния отдельно взятых факторов на конкурентоспособность производства винограда сгруппируем им по уровням внешнего и внутреннего воздействия.

К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально - психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные

Анализ внешней среды дает возможности организации для прогнозирования ее возможностей, для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе стратегичес-кого планирования.

Среди рассмотренных факторов внешней среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции своих конкурентов.

Внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность винограда:

1. Реклама (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса).

2. Качество оборудования, уровень технологии.

3. Уровень квалификации персонала.

4. Наличие на предприятии маркетинговой службы, занимающейся планированием сбыта винограда.

5. Доступность источников финансирования, привлечение предприятием заёмных источников.

6. Уровень развития внешних связей.

7. Ассортимент винодельческой продукции, выращенного винограда.

8. Специализация предприятия.

9. Принятие предприятием мер по эффективному использованию земель: соблюдение агротехнологии, контроль качества земель.

10. Внутрихозяйственный контроль качества продукции, премирование работников за качество.

Внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность винограда

1. Уровень среднерыночных цен на виноград

2. Острота конкуренции

3. Национальные и региональные особенности региона, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу--в Крыму это туристическая привлекательность полуострова, которая обеспечивает дополнительный платёжеспособный спрос производителю виноград

4. Имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

5. Государственная политика в поддержке производителей в отрасли виноградарства -- в приобретении основных средств, обновлении виноградников.

6. Климатические, погодные условия, сложившиеся в определённый период.

7. Объём рынка

8. Государственная политика по недопущению недобросовестной конкуренции, включая систему штрафов и уголовной ответственности.

9. Разработка стандартов качества продукции, контроль соответствия произведённой продукции утверждённым стандартам

10. Структура и размер инвестиций в отрасль.

Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности.

Для анализа сведём данные факторы в две таблицы (табл. 3.1, табл. 3.2).

Факторы сравниваются попарно друг с другом, самому важному фактору выставляется бал значимости 3,5,7,9 , менее значимому--1/3,1/5,1/7,1/9. В результате чего мы получаем ранжированный ряд факторов по степени значимости. Для этого сначала находим построчное произведение факторов, из которого извлекаем корень такой степени, сколько факторов было использовано (в нашем случае 10) и определяем структуру в %.

В ходе анализа влияния внутренних факторов конкурентоспособности на первое место вышел уровень квалификации персонала. Ведь на самом деле все процессы производства--от ухода за виноградом до его продажи сопровождаются работниками предприятий. И именно от их квалификации, отношению к работе и труду зависит конечный результат.

Таблица 3.1

Внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность производства винограда в аграрных предприятиях АР Крым

п/п

Факторы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Произведе-ние

баллов

v

Струк-тура, %

Ранжиро-ванный

ряд

1

Реклама

1

1/7

1/7

1/9

5

1/5

7

5

3

1/7

0,03

0,71

5,17

7

2

Качество оборудования, уровень технологии

7

1

1/7

5

1/9

5

3

3

3

1/5

15

1,31

9,5

3

3

Уровень квалификации персонала

7

7

1

5

7

7

3

5

7

9

11344725

5,08

36,79

1

4

Наличие на предприятии маркетинговой службы

9

1/5

5

1

1/7

7

3

5

1/3

1/3

15

1,31

9,5

3

5

Доступность источников финансирования, привлечение предприятием заёмных источников.

1/5

9

1/7

7

1

1/7

1/5

5

5

3

3,86

1,14

8,30

4

6

Уровень развития внешних

связей

1/5

1/5

1/7

1/7

7

1

1/5

1/5

1/3

1/7

0,00001

0,32

2,31

8

7

Ассортимент винодельческой продукции, выращенного винограда

1/7

1/3

1/3

1/3

5

5

1

7

1/5

1/5

0,04

0,72

5,21

6

8

Специализация предприятия

1/5

1/3

1/5

1/5

1/5

5

1/7

1

1/7

1/7

0,000008

0,31

2,24

9

9

Принятие предприятием мер по эффективному использованию земель.

1/3

1/3

1/7

3

1/5

3

5

7

1

3

3,00

1,12

8,09

5

10

Внутрихозяйственный контроль качества продукции

7

5

1/9

3

1/3

7

5

7

1/3

1

317,59

1,78

12,89

2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.