Рефераты. Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым






Считается, что допустимый коэффициент изреженности виноградников в специализированных предприятиях--не более 10%. В зарубежных странах изреженности нет вообще--на месте иссохшего куста сразу же садят новый. Рассмотрим какими темпами осуществляется обновление виноградников в аграрных предприятиях АР Крым.

Коэффициенты обновления виноградников подтверждают, что посадка виноградников с каждым годом снижается, обновление виноградников производится катастрофически низкими темпами.

Таблица 3.3

Коэффициент обновления виноградников в предприятиях, производящих продукцию виноградарства, АР Крым за 2007-2009 гг.

Предприятия

2007г.

2008г.

2009г.

В среднем за исследуемый период

СПК "Изумрудный" Джанкойского района

1,78

0,15

0

0,64

ЗАТ "Бурлюк" Бахчисарайского района

8,11

3,57

7,63

6,44

ГП "Алушта", г. Алушта

4,71

0

5,93

3,55

Назрела также неотложная потребность в выработке единой технологической политики производства посадочного материала относительно обеспечения контроля за технологией и реализацией саженцев. Производство посадочного материала на ближайшие 8 - 10 лет должно быть направлено на получение, с одной стороны, элитных с другой - сертифицированных саженцев. Кроме того, внедрение и производство саженцев высоких категорий качества даст возможность получать стойкие урожаи винограда, снизить себестоимость продукции и повысить экономическую эффективность отрасли [9]. Значительный рост производства высококачественной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (в том числе винограда и винопродукции), как указывают Лайко П.А., Бабиенко М.Ф., Бузовский Е.А. и Ищенко Т.Д., возможно при таких обстоятельствах, если: в течение нескольких лет сформировать эффективную систему поддержки украинского аграрного производителя в соответствии с требованиями ВТО и ЕС [22].

Среди внешних факторов, влияющих на конкурентоспособность исследуемых предприятий основополагающим стал климат и погодные условия. Климат--основной физико-географический фактор, определяющий качество винограда и возможности его дальнейшего использования. Крым относится к особым регионам культурного виноградарства на ряду с такими как Балканы, Молдова, Средняя Азия. Виноград разных сортов и в разных местах имеет неодинаковую ценность как сырьё для различных видов производства и потребления в свежем виде.

Именно климат обеспечивает основу конкурентоспособности--качество товара. Так ранние заморозки могут привести к отсутствию винограда, чрезмерная летняя жара--к остановке накопления сахара в винограде, что снижает его качества, и, как следствие, конкурентоспособность. Если проследить тенденцию последних лет, то всё больше и больше наблюдаем смещение зоны возделывания винограда всё ближе и ближе к побережью Чёрного моря. Северные регионы становятся непригодными для выращивания исследуемой культуры в результате нестабильности весенних температур. Даже Симферопольские район, который традиционно был виноградарским регионом постепенно теряет былые позиции в результате изменения климатических условий. На примере исследуемых предприятий мы видим, что СПК «Изумрудный» Джанкойского района ежегодно уменьшает производство винограда и переходит на другие культуры--в частности на выращивание зерновых. Это вызвано тем, что всё тяжелее и тяжелее собрать полноценный урожай. На качество винограда влияет и рельеф местности. Римляне говорили: «Вакх любит холмы». И действительно, лучшие виноградники мира находятся на склонах или возвышенных плато--это также приоритет южного берега Крыма.

Второе место по значимости среде факторов внешней среды занял имидж фирмы--объективный показатель конкурентоспособности предприятия. Имидж (по словарю) - образ товара, услуги, предприятия и совокупность впечатлений о них, складывающихся в сознании людей.

Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческого предприятия на рынке за счет привлечения потребителей и партнеров и облегчения доступа к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным). «Добрая слава» предприятия повышает его «рыночную силу», поскольку сопротивление действию последней на рынке со стороны различных контактных групп в таком случае уменьшается.

Анализ также показал, что значительное влияние на конкурентоспособность предприятия оказывает острота конкуренции. Так как конкуренция--главный двигатель инновационного и технологического развития экономики, повышения качества человеческого капитала и развития общества. Свободная конкуренция и состязательность--первичные механизмы конкурентоспособности предприятий.

Необходимо учитывать специфику региона. Так, Крым--туристический край. Это говорит о том, что здесь возникает дополнительный спрос на продукцию виноделия--как неотъемлемого элемента крымского отдыха и на столовый виноград.

Также на конкурентоспособность предприятия влияет государственная поддержку по обеспечению добросовестной конкуренции.

Учитывая то, что в современных рыночных условиях конкурентоспособность продукции формируют расходы на нее, необходимо сосредоточить больше внимания на создание надлежащих условий для производителей этой продукции: усовершенствование сортовой структуры виноградников, внедрения новых поколений техники и оборудования, которые бы дали возможность рационально механизировать и автоматизировать производство винограда и винопродукции. На основе этого можно достичь существенный рост производительности труда и снижения текущих расходов на единицу продукции.

3.2 Снижение себестоимости производства продукции виноградарства

Результаты расчетов, проведённых во втором разделе показывают, что низкий уровень конкурентоспособности предприятий в равной степени определяется низкими показателями операционной эффективности и стратегического позиционирования, что подтверждают рассчитанные коэффициенты. Отсюда следует, что низкая конкурентоспособность является результатом низкой эффективности производства (в первую очередь), а также неудовлетворительного рыночного позиционирования.

При этом рассчитанные коэффициенты конкурентоспособности в основном меньше единицы, что подразумевает собой уже не повышение конкурентоспособности, а санацию предприятий.

Поэтому исследуемым предприятиям АР Крым, выращивающим виноград для повышения конкурентоспособности в первую очередь необходимо разработать план мероприятий по повышению эффективности производства. Одним из стратегических направлений является снижение себестоимости производства винограда. Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства. В нем синтезируются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От уровня себестоимости продукции зависят сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, размеры отчислений в фонды накопления и потребления, темпы расширенного воспроизводства, уровень закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию. Как видим, уровень себестоимости во многом обуславливает уровень конкурентоспособности предприятия и виноградарской отрасли.

Проанализируем себестоимость производства 1 ц винограда (табл.3.4) и её динамику (рис.3.1) в исследуемых предприятиях.

Максимальная коммерческая себестоимость винограда отмечена в ГП «Алушта», в 2009 году этот показатель составил 564,6 грн/ц, что на 28,6 % больше, чем в 2007. Наименьший уровень себестоимости в ЗАТ «Бурлюк»--за исследуемый период этот показаетль колебался от 117,9 до 227,6 грн/ц.

Таблица 3.4

Коммерческая и производственная себестоимость 1 ц винограда в виноградарских предприятиях АР Крым в 2007-2009гг., грн

Предприятие

2007

2008

2009

2009 к 2007

К*

П*

К*

П*

К*

П*

К*

П*

СПК "Изумрудный"

452,3

300,5

231,2

201,2

277,1

240,5

61,3

80,0

ЗАТ "Бурлюк"

117,9

92,7

227,6

187,2

213,0

132,3

180,6

142,6

ГП "Алушта"

439,2

310,9

672,7

448,9

564,7

401,4

128,6

129,1

*К--коммерческая себестоимость 1 ц винограда

*П--производственная себестоимость 1 ц винорда

В СПК «Изумрудный» за три года себестоимость производства винограда снизилась на 38,7%. При этом ситуация такая, что минимальное значение коммерческой себестоимости по предприятиям в 6 раз меньше, чем максимальное. Такие разрывы свидетельствуют об абсолютной нестабильности отрасли, что, естественно, на прямую отражается на её конкурентоспособности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.