Рефераты. Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым






Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

ЮЖНЫЙ ФИЛИАЛ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

БИОРЕСУРСОВ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

«КРЫМСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

И.о. заведующего кафедрой экономики и организации предприятий АПК, к.э.н., доцент

_____________ В.А. Заготов

«___» ____________ 2010 г.

МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА

на тему:

Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

Направление подготовки 0501 «Экономика и предпринимательство»

Специальность 8.050107 «Экономика предприятия»

Выполнил: А.В. Белошицкий

Научный руководитель:

к.э.н., доцент В.Н. Дятел

Симферополь - 2010

Содержание

Введение

1. Теоретические основы конкурентоспособности производства продукции виноградарства

1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности продукции

1.2 Современное состояние и особенности производства винограда

1.3 Методика диагностики конкурентоспособности продукции

2. Состояние и конкурентоспособность производства продукции виноградарства в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятий

2.2 Развитие и современное состояние производства винограда в предприятиях

2.3 Конкурентоспособность производства винограда в предприятиях

3. Пути повышения конкурентоспособности производства продукции виноградарства

3.1 Направления повышения конкурентоспособности производства

3.2 Снижение себестоимости производства продукции виноградарства

3.3 Повышение имиджа ЗАТ «Бурлюк» Бахчисарайского района

Выводы и предложения

Приложения

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы. Для успешного развития виноградарско-винодельческого подкомплекса в Украине есть благоприятные почвенно-климатические условия, достаточная обеспеченность трудовыми и другими ресурсами. Но в последние годы в связи с усилением конкуренции на рынке аграрных предприятий всё сложнее становится производить конкурентоспособную продукцию и успешно реализовывать её.

Проблемы конкуренции и конкурентоспособности исследовались в трудах многих отечественных и зарубежных учёных-экономистов таких как:: В.Г.Андрийчук, С.С.Гаркавенко, В.И.Крамаренко, Ф.Котлер, А.Б.Кулешова, А.Н.Литвиненко, М.И. Малик, С.В.Мочерный, Г.Г.Пастернак-Таранущенко, А.М.Романов, П.Т.Саблук, Р.А.Фатхутдинов, А.Ю.Юданов и другие. Поиск путей развития плодоводства и повышения экономической эффективности этой отрасли рассматривали Дога В.С., Ермаков А.Е., Мазур Р.В., Маркина Т.А., Мокрицкая О.Н., Павлов В.Н., Рульев В.А., Слободянюк Н.И., Шестопаль А.Н. и другие исследователи.

Выполненные исследования вносят значительный вклад в развитие теоретических основ конкурентоспособности. Однако высокая актуальность темы, её практическое значение требует дальнейших исследований по повышению конкурентоспособности производства продукции плодоводства, что и обусловило выбор темы магистерской работы.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка экономических и методических основ повышения конкурентоспособности производства продукции виноградарства.

Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:

ѕ исследовать экономическую сущность категории «конкурентоспособность производства»;

ѕ исследовать методические подходы к оценке конкурентоспособности производства продукции;

ѕ дать организационно-экономическую характеристику предприятий;

ѕ проанализировать современное состояние и конкурентоспособность производства винограда в предприятиях;

ѕ обосновать направления повышения конкурентоспособности производства в предприятиях;

ѕ обосновать направления снижения себестоимости производства продукции виноградарства;

ѕ обосновать направления повышения имиджа предприятия.

Объектом исследования являются теоретически-методические положения и организационно-экономические мероприятия, связанные с производством и переработкой винограда.

Предметом исследования является процесс формирования конкурентоспособности производства продукции виноградарства.

Методы и приемы исследования. В ходе выполнения исследования использовались абстрактно-логический метод познания (при обобщении теоретических и методологических положений конкурентоспособности и формулировании выводов); монографический метод (при освещении взглядов ученых на исследуемые в работе проблемы, изучения развития предприятия); экономико-статистические методы (сравнения, графический и табличный методы - для сопоставления и наглядного представления результатов); экспертные методы, рассчётно-конструктивный.

Информационной базой исследования являются материалы периодических изданий в печатном и электронном виде в сети Интернет по экономике, менеджменту и агробизнесу в отрасли виноградарства и виноделия, законы, нормативные акты Украины, официальные материалы Главного управления статистики в АР Крым, бухгалтерская и статистическая отчетность предприятий, а также аналитические разработки автора.

Практическое значение полученных результатов заключается в возможности использования аграрными предприятиями АР Крым элементов разработанных предложений по повышению конкурентоспособности производства продукции виноградарства.

Структура и объем работы. Диплом состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений, списка использованных источников, который насчитывает 47 наименование, приложений. Общий объем работы составляет 100 страниц. Работа содержит 23 таблицы, 9 рисунков.

конкурентоспособность себестоимость виноградарство

  • 1. Теоретические основы конкурентоспособности производства продукции виноградарства

1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности продукции

В советский период развития отечественной экономики конкурентоспособности как объективной экономической категории ни в теории, ни тем более на практике в силу ряда причин не уделялось должного внимания.

Существовавшая плановая экономика не создавала реальной самостоятельности для предприятий. Они находились в прямой зависимости от решений вышестоящих организаций почти по всем вопросам хозяйствования (формирование ассортиментной политики, установление цены на продукцию, определение размера заработной платы и премии работающим, объемы производства, каналы реализации произведенной продукции и т. д.).

Многолетнее существование плановой экономики привело к формированию ортодоксальных функциональных и управленческих систем, представленных многоуровневыми пирамидальными структурами, управляемыми из центра. В основании пирамид находились низовые производственные и торговые предприятия, подчинявшиеся структурам районного, областного или республиканского звена; последние, в свою очередь находились в подчинении центральных структур. В итоге сам процесс производства и сбыта продукции не был практически ничем мотивирован [9]. Это приводило к ущемлению заинтересованности работающих в улучшении качества производимой продукции, снижении потерь и брака в производстве и соответствующему ухудшению экономических показателен работы предприятия.

Впервые научно-теоретические аспекты конкуренции были основаны о обобщены зарубежным учёным Адамом Смитом. Дальнейший вклад в развитие теории науки внесли Рикардо Д., Робинзон Дж., Шумпетер Й., Хайек Ф.А., Макконел К.Р., Брю С.Л., Портер М.Е. и другие. В результате проведённой ими работы было сформулировано понятие конкуренции, а также разработан гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли.

Атрибутами рыночной экономики являются: свободное ценообразование, наличие частной собственности на средства производства, присутствие реальной конкуренции и т. д. В рыночной системе хозяйствования категория «конкурентоспособность предприятия» является одной из ключевых, ибо в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности предприятия [22].

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия тесно взаимосвязаны. С одной стороны, предприятие не может быть конкурентоспособным, если его продукция не признана покупателем и не имеет сбыта, с другой стороны, имидж производителя, его конкурентные преимущества позволят повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.

В словаре иностранных слов «конкуренция» выступает, как борьба между частными товаропроизводителями при более выгодных условиях производства и сбыта продукции или соперничество между отдельными личностями, заинтересованными в достижении конкурентной цели каждый для себя.

Мочерний С.В. отмечает, что конкуренция не просто “борьба между товаропроизводителями”, а также объективный экономический закон, который принудительно действует на производителей в сторону улучшения всех экономических показателей на предприятии [23, с.164].

Ракочий Ж.В. трактует с позиции ученых - экономистов: “конкуренция - антагонистическая форма экономического соревнования, соперничества, борьбы между обобщёнными производствами за свои интересы на рынке сбыта с целью получения наивысших доходов”[29, с.199].

С позиции маркетологов [28, с.32], конкуренция является условием, которое доминирует на рынке, где идёт соперничество контрагентов (продавцов между собой, продавцов и покупателей, покупателей между собой), которые хотят увеличить свою прибыль за счёт друг друга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.