Рефераты. Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым






В Законе Украины “Об ограничении монополии и недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” конкуренция рассматривается как соревновательность предприятий, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из них влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, которые необходимы потребителям [15]. В законе “О защите экономической конкуренции” определение конкуренции направлено больше на защиту потребителей, когда субъекты хозяйствования должны выбрать между несколькими продавцами, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условий оборота товаров на рынке [13].

В любом случае государственное регулирование в Украине направлено на достижение более высокого уровня развития отечественного предпринимательства наряду с зарубежными инвесторами и конкурентами. Но есть общепринятые правила международной экономики, которые дают право странам выходить на международные рынки.

Конкурентоспособность - это понятие относительное, четко привязанное не только к конкретному рынку, но и к определённому моменту времени. Вместе с тем такой методологический подход не отражает всей глубины категории "конкурентоспособность предприятия" и имеет ряд существенных недостатков:

1. Выбор в качестве базы сравнения одного или нескольких конкурентов позволяет ранжировать конкурентные позиции анализируемых предприятий, но сужает возможность обобщённой объективной оценки отраслевой конъюнктуры.

2. Основной акцент делается на сопоставлении показателей конкурентов, в то время как вне поля зрения остаётся проблема своевременной адаптации предприятия к изменяющимся условиям внешней среды.

3. Отсутствует системность оценки конкурентоспособности: и локальные, и интегральные параметры работы предприятий сопоставляются без учёта сложных внутрисистемных связей и динамики изменения.

4. Сопоставляя те или иные характеристики конкурентов, в лучшем случае можно определить превосходство, скажем, предприятия А перед предприятием Б на определённом рынке и не более того. Вместе с тем вполне вероятна ситуация, когда оба предприятия находятся фактически на грани банкротства. В таких условиях вывод о конкурентоспособности предприятия А является, на наш взгляд, неправомерным, т.к. не подтверждается возможностью дальнейшего полноценного (бескризисного) функционирования данного предприятия.

Высокая конкурентоспособность предприятия обуславливается наличием следующих трех признаков: 1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет); 2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме; 3) работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании .

Чтобы стать конкурентоспособным, любое предприятие должно уметь: а) адаптироваться к изменениям окружающей среды; б) создавать свои конкурентные преимущества и на этой основе достигать лучших результатов деятельности, чем конкуренты; в) функционировать в бескризисном режиме.

С учетом выше сказанного, по мнению автора, наиболее удачным можно признать такое определение конкурентоспособности предприятия: комплексная социально-экономическая характеристика субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени в условиях конкретного рынка, отражающая уровень превосходства по отношению к реальным конкурентам по состоянию и уровню использования финансово-экономического, производственно-технологического, маркетингового, кадрового потенциалов, а так же способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

Отдельные авторы термин “конкурентоспособность” применяют относительно национальной экономики, отрасли, предприятия и продукции. То есть фундаментальной основой выхода государства на конкурентный рынок является повышение конкурентоспособности именно продукции. Существуют разные взгляды на сущность понятия «конкурентоспособность продукции». Синишин И., например, считает наиболее точным определением “соответствие товара требованиям ринка, возможность его сбыта на конкретном рынке” [12, с.816]. Романов А.М. уверен, что “самой важной составляющей конкурентоспособности товару является уровень затрат потребителя в период его потребления” [30, с.166].

Гаркавенко С.С. понимает конкурентоспособность, как “совокупность качественных и количественных характеристик товара” [6, с.89].

Брилев А. считает, что конкурентоспособность выражает интересы хозяйствующих субъектов по поводу способов и границ экономического употребления в рыночной среде товаров и услуг с конкретными стоимостными о потребительскими качествами, что проявляется в процессе разных форм конкурентной борьбы [7]. Другие научные деятели [3, с. 561] конкурентоспособность товара определяют, как возможность реализации его на конкретном рынке, что характеризуется преимуществами конкурентов. Конкурентоспособность товара - понятие относительное, чётко привязанное к рынку и времени продажи (для товаров сезонного спроса).

В первую очередь на конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции может повлиять целый ряд факторов (рис. 1.1), которые условно делятся на внутренние и внешние.

К внутренним факторам относятся: люди, материально-техническое обеспечение, оборотные средства, организация производства и другое. Гармоническое функционирование вышеуказанных компонентов

Рис.1.1. Факторы, которые влияют на конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции

обеспечивают на основе маркетинговых исследований, которые определяют основные недостатки предприятия и конкурентоспособность, в своём роде понятия близкие, которые эффективно отражают сущность рыночных отношений. В любом случае основную роль играет формирование эффективного рынка агропромышленной продукции.

Совокупность свойств продукции, которые должны отвечать требованиям рынка в определённый момент, раскрывают такие стороны: потребительские свойства, затраты потребителей, коньюктура рынка реализации товаров [26, с.532]. К ним можно добавить: формирование политики ценообразования, информационной базы для потребителя. Наиболее отражают сущность конкурентоспособности такие показатели, в основу которых положены затраты производства (цена, уровень рентабельности), степень насыщения данным видом продукции (объём производства и реализации продукции, уровень товарности), уровень покупательной способности потребителей (уровень жизни человека, доходы граждан). При этом важным конкурентным преимуществом товаров АПК является их минимальная себестоимость, которая даёт возможность назначить более низкие цены.

Рассматривая вопрос о факторах, определяющих успех фирмы в конкуренции, необходимо исходить из основополагающего принципа - конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Принцип справедлив как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне экономики страны в целом.

Как показывает опыт, конкуренция вынуждает предпринимателей постоянно искать и находить новые виды продуктов, услуг, которые могли бы понравиться клиентам, производить продукцию высокого качества по разумным ценам в целях удержания потребителя. Стимулирует эффективно использовать ресурсы. Вознаграждает тех, кто упорно и эффективно работает. В то же время наказывает ленивых и недальновидных.

Таким образом, рынок и конкуренция разворачивают экономику лицом к человеку, делают всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении тех потребностей, которые выражаются через спрос. Важнейшим фактором успеха в конкурентной борьбе является обес-печение высокого качества товаров, услуг, работы.

Многие специалисты сравнивают проблему качества с тяжелым кам-нем, который постоянно надо катить в гору -- чуть-чуть ослабнут усилия, и камень рухнет вниз, несмотря на все предыдущие усилия.

Конкурентоспособность -- это свойство объекта, характеризую-щееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объекта-ми, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Под отличительным преимуществом понимается что-то, чем обла-дает компания или один из ее продуктов, чего очень хотят целевые по-купатели и чего нет пока у конкурентов. Преимущество может быть в самых разных сферах: в технической оснащенности, сервисе, доставке, широте ассортимента и так далее.

Одни в своей рекламе делает упор на способности и доброжелательность своих дилеров, другие -- на возвышенность своих марок, охват и готовность помочь, новаторство и творческий потенциал, скорость и надежность, повышенный комфорт и удобство, ценность и надежность, зак-люченные в названии марки.

Можем сделать вывод, что конкуренция выступает важным двигателем развития экономической системы, составной частью её хозяйственного механизма. Для формирования качественной конкурентной борьбы между предприятиями возникает потребность в проведении маркетинговых исследований. Конкуренция становится экономической основой, которая требует чёткого регулирования со стороны государства, что должно отражаться в законодательных документах.

Наличие конкуренции в АПК возможно лишь при наличии существования мощных рынков сбыта, увеличения объёмов сельскохозяйственной продукции в предприятиях разных организационно-правовых форм хозяйствования. При этом главной силой развития конкуренции является фактор времени.

1.2 Современное состояние и особенности производства винограда

В Крыму виноградарство является традиционной отраслью, которая своими корнями уходит в глубокую древность. Виноградарство прошло через тысячелетия, и без него наш край трудно представить. Оно практически всегда обеспечивало благополучие человеку благодаря благоприятным природным условиям полуострова и наличию подготовленных виноградарей, которые знали и понимали секрет лозы. Эти знания накапливались и передавались новым поколениям.

Народнохозяйственное значение винограда состоит в том, что он является высокоценным продуктом питания, а также сырьём для разных отраслей пищевой промышленности. Он содержит большое количество сахара (в 1 кг -- 700-1200 калорий, что больше чем в яблоке (475-550) или сливе (580), белков, жиров, кислот, минеральных солей и других веществ, необходимых для нормального развития человеческого организма. Особенное значение имеют моносахара -- фруктоза и глюкоза, которые полностью усваиваются организмом человека и выполняют в нём важные функции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.