Рефераты. Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым






Таблица 2.14

Основные финансовые показатели отрасли виноградарства в аграрных предприятиях АР Крым за 2006-2009гг.

Год

Выручка

Затраты

Чистая прибыль

СПК "Изумрудный" Джанкойского района

2006

131

2007

150,5

177,3

-26,8

2008

230,3

149,1

81,2

2009

28,1

19,4

8,7

ЗАТ "Бурлюк" Бахчисарайского района

2006

13921,5

2007

26054,1

8713,9

17340,2

2008

35917

13318

22599

2009

20970,5

10522,6

10447,9

ГП "Алушта", г. Алушта

2006

1655

2007

1488,5

1282,9

205,6

2008

1350

1490

-140

2009

2587,8

2196

391,8

В ходе исследования сущности конкурентоспособности предприятия было показано, что существует два источника конкурентоспособности: операционная эффективность и стратегическое позиционирование. Следовательно, эффективность использования экономических ресурсов предприятием может быть охарактеризована и в конечном счете сведена к оценке его операционной эффективности и стратегического позиционирования. Вне сомнения, что предлагаемая оценка должна осуществляться на основе сопоставления соответствующих показателей рассматриваемого хозяйствующего субъекта и конкурентов. Определим искомые величины как коэффициенты операционной эффективности и стратегического позиционирования, соответственно. Далее, путем сведения указанных коэффициентов в единый показатель, произведем оценку конкурентоспособности исследуемого предприятия:

(2.1)

K  - конкурентоспособность исследуемого предприятия;

Kr - коэффициент операционной эффективности;

KI - коэффициент стратегического позиционирования.

Начнем с оценки (коэффициента) операционной эффективности.

Операционная эффективность подразумевает выполнение схожих видов деятельности лучше, чем это делают конкуренты, обеспечивая получение прибыли в процессе реализации прибавочной стоимости. Это означает, что основным результатом и критерием операционной эффективности является прибыль предприятия. В то же время, сопоставление непосредственно объемов прибыли обуславливает заведомо большую конкурентоспособность крупных предприятий и невозможность сопоставления предприятий с различными масштабами деятельности. Следовательно, сопоставлять необходимо не массу прибыли, а "прибыльность" хозяйственной деятельности.

Наиболее емким и универсальным показателем операционной эффективности представляется отношение выручки от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации.

В математической форме:

(2.2)

r  - операционная эффективность предприятия;

В  - выручка от реализации продукции;

З  - затраты на производство и реализацию продукции.

Показатель операционной эффективности по выборке запишется следующим образом:

(2.3)

R - операционная эффективность по выборке;

ВS - выручка от реализации продукции по выборке;

ЗS - затраты на производство и реализацию продукции по выборке.

Поясним, что под выборкой понимается совокупность конкурентов, являющаяся необходимой и достаточной для сопоставления с рассматриваемым хозяйствующим субъектом. Выборка может состоять из одного предприятия-конкурента - в этом случае определяется индивидуальный показатель конкурентоспособности рассматриваемого предприятия в сравнении с выбранным конкурентом; из нескольких предприятий-конкурентов - рассматривается конкурентоспособность предприятия в сравнении с группой выбранных конкурентов; из всех конкурирующих предприятий отрасли - здесь уже "устанавливается" отраслевой показатель конкурентоспособности предприятия в сравнении со всеми действующими предприятиями отрасли.

Очевидно, что показатель операционной эффективности имеет область допустимых значений на положительной оси числовой прямой, т. е. не может быть менее ноля. Если показатель операционной эффективности менее единицы, то это означает превышение затрат над выручкой, т. е. убыточность хозяйственной деятельности. В противном случае (операционная эффективность более единицы) хозяйственная деятельность прибыльна. Для оценки операционной эффективности предприятия необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого хозяйствующего субъекта с соответствующим показателем по выборке:

(2.4)

Kr - коэффициент операционной эффективности.

Таким образом, нами осуществлена оценка операционной эффективности рассматриваемого предприятия.

Перейдем к определению коэффициента стратегического позиционирования. Логика рассуждений при этом аналогична той, что использовалась при оценке операционной эффективности.

Показатели операционной эффективности и стратегического позиционирования изначально предполагаются равносильными. В силу этого, необходимо привести влияние указанных показателей на конкурентоспособность предприятия к сопоставимым величинам, для чего предлагается извлечь из отношения индексов изменения объемов выручки квадратный корень:

(2.5)

KI - коэффициент стратегического позиционирования;

I  - индекс изменения объемов выручки рассматриваемого предприятия;

IS - индекс изменения объемов выручки по выборке.

При этом:

(2.6)

(2.7)

Таким образом, нами осуществлена оценка стратегического позиционирования рассматриваемого предприятия.

Итак, в математической форме показатель конкурентоспособности предприятия может быть записан в следующем виде:

(2.8)

 K  - конкурентоспособность исследуемого предприятия;

Kr - коэффициент операционной эффективности;

KI - коэффициент стратегического позиционирования.

Также необходимо проанализировать общий показатель конкурентоспособности предприятия в разрезе объектов сопоставления.

Пусть

(2.9)

K0 - коэффициент эффективности хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.

(2.10)

KS - коэффициент эффективности хозяйственной деятельности по выборке.

Тогда показатель конкурентоспособности предприятия может быть представлен следующим образом:

(2.11)

Используя выражения 2.1--2.11, произведём расчет показателей конкурентоспособности с разбивкой по временным интервалам (табл. 2.12).

Чем выше показатель К, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 0 < K < ? . При этом, в случае, если 0 < K < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к выборке является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При К = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности выборки. При К > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем по выборке.

Мы видим что конкурентоспособность виноградарства СПК «Изумрудный» значительно ниже, чем в ЗАТ «Бурлюк». При этом значение рассчитанного показателя значительно меньше единицы, что говорит о серьезных проблемах предприятия с точки зрения обеспечения его конкурентоспособности в сопоставлении с конкурентом.

Таблица 2.12

Показатели конкурентоспособности СПК «Изумрудный» Джанкойского района и ГП «Алушта» г. Алушта за 2007-2009гг.

Показатель

Год

2007

2008

2009

СПК "Изумрудный" Джанкойского района

Kr

0,284

0,573

0,727

KI

0,783

1,054

0,457

K0

0,910

1,911

0,506

KS

4,090

3,166

1,523

K

0,222

0,603

0,332

ГП "Алушта", г. Алушта

Kr

0,388

0,336

0,591

KI

0,693

0,811

1,812

K0

1,100

0,863

1,632

KS

4,090

3,166

1,523

K

0,269

0,273

1,071

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.