Рефераты. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности






значение определяется тем, что уважение существующих границ – необходимое

условие мирных отношений между государствами.

Декларация о принципах международного права излагает содержание принципа

в разделе о неприменении силы: «Каждое государство обязано воздерживаться

от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих

международных границ другого государства или в качестве средства разрешения

международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов,

касающихся государственных границ»[28].

Следовательно, запрет ограничивается нарушением границ путем угрозы силой

или ее применения. От государств не требуется взаимного признания границ и

отказа от территориальных претензий. Требование касается лишь необходимости

несилового разрешения территориальных споров. Таким образом, Декларация

решила вопрос в рамках принципа неприменения силы, согласно которому

неприкосновенностью пользуются также демаркационные линии - временные или

предварительные границы, такие как линии перемирия, установленные или

соответствующие межгосударственному договору или которые государство должно

соблюдать на каком либо ином основании.

В качестве самостоятельного принцип нерушимости границ был сформулирован

Заключительным актом СБСЕ. Принцип содержит обязательство признания

нерушимости всех существующих международных границ в Европе[29].

С учетом значения нерушимости государственных границ для мирного

сотрудничества, международное право уделяет ее обеспечению серьезное

внимание. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

предусматривает ограниченную возможность прекращения договора в случае

коренного изменения обстоятельств, имевших место при его заключении. Вместе

с тем указано что на изменение обстоятельств нельзя ссылаться, если договор

устанавливает государственную границу(ст. 62, п. 2)[30]. Венская конвенция

2978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров закрепила норму

обычного права, согласно которой правопреемство государств само по себе не

затрагивает границ, установленных договором (ст. 11)[31].

IX. Принцип равноправия и самоопределения народов

Будучи одним из ключевых принципов современного международного права,

этот принцип воплощен в Уставе ООН, в котором в качестве одной из целей

Организации указано: «Развивать дружественные отношения между нациями на

основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также

принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира» (ст.

1, п. 2).

Таким образом, согласно этому принципу, межгосударственные отношения

должны осуществляться с учетом того, что все народы равноправны и каждый из

них имеет право распоряжаться своей судьбой.

Содержание принципа впервые раскрыто в Декларации о принципах

международного права, принятого тогда, когда процесс деколонизации принял

широкий размах. В Декларации говорится: «Все народы имеют право свободно

определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять

свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство

обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН»[32]. В другом месте

Декларации говорится о том, что «... государства обязаны содействовать

осуществлению принципа в целях содействия дружественным отношениям между

государствами и ликвидации колониализма»[33].

Таким образом, тут выявляется два момента:

Во первых, субъектами права на самоопределение являются народы. По

международно-правовой доктрине под народом понимается все население,

проживающее на территории государства – субъекта международного права[34].

Во вторых, принцип, установленный Уставом ООН и изложенный в Декларации

1970 г. направлен прежде всего против колониализма, что и видно из

содержания самого принципа в Декларации. Соответственно главное внимание

уделяется освобождению от иностранного гнета, что подразумевает право

колоний на обретение независимости и самостоятельное определение своей

судьбы. О неприменимости данного принципа к иным территориям суверенных

государств свидетельствует следующее положение: «Ничто в приведенных выше

абзацах не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые

действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному

нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных

и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и

самоопределения народов, как этот принцип изложен выше; и, вследствие

этого, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к

данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи».

Из приведенной цитаты можно сделать ошибочный вывод о том, что принцип

самоопределения может распространяться также на недемократические

государства, попирающие права своих народов. Ошибочность этого утверждения

подкрепляется следующим абзацем Декларации: «Каждое государство должно

воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное

нарушение национального единства и территориальной целостности любого

другого государства или страны».

Что касается этнических, религиозных и другого типа меньшинств,

проживающих на территории суверенного государства, то государство несет

обязанность создавать для них возможность сохранять свою самобытность,

пользоваться своей культурой, языком и исповедовать свою религию. Данные

положения закреплены такими международно-правовыми актами, как Пакт о

гражданских и политических правах и Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН о

правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, , религиозным и

языковым меньшинствам 1992 г (ст. 1). Статья 8 Декларации 1992 г. еще раз

подчеркивает, что Декларация не может быть истолкована как допускающая

какую бы то ни было деятельность, противоречащую целям и принципам ООН,

«включая принципы уважения суверенного равенства, территориальной

целостности и политической независимости государств»[35].

Вышеизложенные факты подтверждаются также практикой ООН, которая сыграла

активную роль в реализации народами колоний права на самоопределение, но

воздерживается от вмешательства во внутренние конфликты на этнической и

религиозной почве, ограничиваясь миротворческой деятельностью.

Сегодня, понимание степени сочетаемости принципов о самоопределении,

суверенного равенства, невмешательства и территориальной целостности важно

для Азербайджана, столкнувшегося с бесчинствами армянских сепаратистов

Карабаха и подвергшегося агрессии со стороны самой Армении. Международно-

правовые акты и соответствующая практика свидетельствуют об абсурдности

правового обоснования территориальных претензий нашего «многострадального»

соседа и дает все основания для того, чтобы Азербайджан воспользовался

всеми имеющимися правовыми, а также военно-политическими ресурсами для

восстановления международной и исторической справедливости.

X. Принцип сотрудничества

Идея всестороннего сотрудничества была воплощена в Уставе ООН, а принцип

впервые нашел свое отражение в Декларации о принципах международного права.

Принцип обязывает государства сотрудничать в следующих основных

направлениях:

. Поддержание мира и безопасности;

. Всеобщее уважение прав человека;

. Осуществление международных отношений в экономической, социальной,

культурной, технической и торговой областях в соответствии с

принципами суверенного равенства и невмешательства;

. Сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом;

. Содействие экономическому росту во всем мире, особенно в

развивающихся странах[36].

Принцип служит связующим звеном между всеми другими сформулированными

принципами международного права, т.к. реализация не оной из этих идей

невозможна без деятельного сотрудничества между субъектами международного

права.

С юридической точки зрения принцип несколько уязвим. Юридически обязать

государство к конкретному сотрудничеству также сложно, как и обязать его к

дружбе с каким либо государством. По этой причине можно сделать вывод о

диспозитивности данного принципа. Принцип в значительной мере носит

характер идеи, пронизывающей все остальные принципы и раскрывающей в них

свое содержание.

* * *

Итак, мы подошли к концу нашего раздела, повествующего о роли целей и

принципов, разработанных совместными усилиями членов ООН и легшими в основу

современного международного права в виде его главных постулатов. Принципы

международного права играют незаменимую ключевую роль в обеспечении

международной безопасности. Благодаря четко изложенным принципам

человечество избежало опасности начала Третьей мировой войны, которое было

бы возможным, учитывая накал гонки вооружений и апогей, которого достигла

Холодная Война в 60-е – 70-е годы. Приверженность принципам международного

права также помогла безболезненно пережить развал СССР и Варшавского пакта

и предотвратить или же потушить многочисленные конфликты, которые могли бы

возникнуть и возникали на просторах бывшего социалистического блока. Именно

активность мирового сообщества в отстаивании принципов международного права

позволила Кувейту избежать длительной оккупации со стороны Ирака.

Несмотря на некоторые проблемы, возникшие в последнее десятилетия (о них

подробно в Главе III), цели и принципы ООН, на базе которых основывается

современная система международных отношений, все еще носят в себе

значительный потенциал, и мы уверены, что на их основе будет сделано еще

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.