значение определяется тем, что уважение существующих границ – необходимое
условие мирных отношений между государствами.
Декларация о принципах международного права излагает содержание принципа
в разделе о неприменении силы: «Каждое государство обязано воздерживаться
от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих
международных границ другого государства или в качестве средства разрешения
международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов,
касающихся государственных границ»[28].
Следовательно, запрет ограничивается нарушением границ путем угрозы силой
или ее применения. От государств не требуется взаимного признания границ и
отказа от территориальных претензий. Требование касается лишь необходимости
несилового разрешения территориальных споров. Таким образом, Декларация
решила вопрос в рамках принципа неприменения силы, согласно которому
неприкосновенностью пользуются также демаркационные линии - временные или
предварительные границы, такие как линии перемирия, установленные или
соответствующие межгосударственному договору или которые государство должно
соблюдать на каком либо ином основании.
В качестве самостоятельного принцип нерушимости границ был сформулирован
Заключительным актом СБСЕ. Принцип содержит обязательство признания
нерушимости всех существующих международных границ в Европе[29].
С учетом значения нерушимости государственных границ для мирного
сотрудничества, международное право уделяет ее обеспечению серьезное
внимание. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.
предусматривает ограниченную возможность прекращения договора в случае
коренного изменения обстоятельств, имевших место при его заключении. Вместе
с тем указано что на изменение обстоятельств нельзя ссылаться, если договор
устанавливает государственную границу(ст. 62, п. 2)[30]. Венская конвенция
2978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров закрепила норму
обычного права, согласно которой правопреемство государств само по себе не
затрагивает границ, установленных договором (ст. 11)[31].
IX. Принцип равноправия и самоопределения народов
Будучи одним из ключевых принципов современного международного права,
этот принцип воплощен в Уставе ООН, в котором в качестве одной из целей
Организации указано: «Развивать дружественные отношения между нациями на
основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также
принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира» (ст.
1, п. 2).
Таким образом, согласно этому принципу, межгосударственные отношения
должны осуществляться с учетом того, что все народы равноправны и каждый из
них имеет право распоряжаться своей судьбой.
Содержание принципа впервые раскрыто в Декларации о принципах
международного права, принятого тогда, когда процесс деколонизации принял
широкий размах. В Декларации говорится: «Все народы имеют право свободно
определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять
свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство
обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН»[32]. В другом месте
Декларации говорится о том, что «... государства обязаны содействовать
осуществлению принципа в целях содействия дружественным отношениям между
государствами и ликвидации колониализма»[33].
Таким образом, тут выявляется два момента:
Во первых, субъектами права на самоопределение являются народы. По
международно-правовой доктрине под народом понимается все население,
проживающее на территории государства – субъекта международного права[34].
Во вторых, принцип, установленный Уставом ООН и изложенный в Декларации
1970 г. направлен прежде всего против колониализма, что и видно из
содержания самого принципа в Декларации. Соответственно главное внимание
уделяется освобождению от иностранного гнета, что подразумевает право
колоний на обретение независимости и самостоятельное определение своей
судьбы. О неприменимости данного принципа к иным территориям суверенных
государств свидетельствует следующее положение: «Ничто в приведенных выше
абзацах не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые
действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному
нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных
и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и
самоопределения народов, как этот принцип изложен выше; и, вследствие
этого, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к
данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи».
Из приведенной цитаты можно сделать ошибочный вывод о том, что принцип
самоопределения может распространяться также на недемократические
государства, попирающие права своих народов. Ошибочность этого утверждения
подкрепляется следующим абзацем Декларации: «Каждое государство должно
воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное
нарушение национального единства и территориальной целостности любого
другого государства или страны».
Что касается этнических, религиозных и другого типа меньшинств,
проживающих на территории суверенного государства, то государство несет
обязанность создавать для них возможность сохранять свою самобытность,
пользоваться своей культурой, языком и исповедовать свою религию. Данные
положения закреплены такими международно-правовыми актами, как Пакт о
гражданских и политических правах и Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН о
правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, , религиозным и
языковым меньшинствам 1992 г (ст. 1). Статья 8 Декларации 1992 г. еще раз
подчеркивает, что Декларация не может быть истолкована как допускающая
какую бы то ни было деятельность, противоречащую целям и принципам ООН,
«включая принципы уважения суверенного равенства, территориальной
целостности и политической независимости государств»[35].
Вышеизложенные факты подтверждаются также практикой ООН, которая сыграла
активную роль в реализации народами колоний права на самоопределение, но
воздерживается от вмешательства во внутренние конфликты на этнической и
религиозной почве, ограничиваясь миротворческой деятельностью.
Сегодня, понимание степени сочетаемости принципов о самоопределении,
суверенного равенства, невмешательства и территориальной целостности важно
для Азербайджана, столкнувшегося с бесчинствами армянских сепаратистов
Карабаха и подвергшегося агрессии со стороны самой Армении. Международно-
правовые акты и соответствующая практика свидетельствуют об абсурдности
правового обоснования территориальных претензий нашего «многострадального»
соседа и дает все основания для того, чтобы Азербайджан воспользовался
всеми имеющимися правовыми, а также военно-политическими ресурсами для
восстановления международной и исторической справедливости.
X. Принцип сотрудничества
Идея всестороннего сотрудничества была воплощена в Уставе ООН, а принцип
впервые нашел свое отражение в Декларации о принципах международного права.
Принцип обязывает государства сотрудничать в следующих основных
направлениях:
. Поддержание мира и безопасности;
. Всеобщее уважение прав человека;
. Осуществление международных отношений в экономической, социальной,
культурной, технической и торговой областях в соответствии с
принципами суверенного равенства и невмешательства;
. Сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом;
. Содействие экономическому росту во всем мире, особенно в
развивающихся странах[36].
Принцип служит связующим звеном между всеми другими сформулированными
принципами международного права, т.к. реализация не оной из этих идей
невозможна без деятельного сотрудничества между субъектами международного
права.
С юридической точки зрения принцип несколько уязвим. Юридически обязать
государство к конкретному сотрудничеству также сложно, как и обязать его к
дружбе с каким либо государством. По этой причине можно сделать вывод о
диспозитивности данного принципа. Принцип в значительной мере носит
характер идеи, пронизывающей все остальные принципы и раскрывающей в них
свое содержание.
* * *
Итак, мы подошли к концу нашего раздела, повествующего о роли целей и
принципов, разработанных совместными усилиями членов ООН и легшими в основу
современного международного права в виде его главных постулатов. Принципы
международного права играют незаменимую ключевую роль в обеспечении
международной безопасности. Благодаря четко изложенным принципам
человечество избежало опасности начала Третьей мировой войны, которое было
бы возможным, учитывая накал гонки вооружений и апогей, которого достигла
Холодная Война в 60-е – 70-е годы. Приверженность принципам международного
права также помогла безболезненно пережить развал СССР и Варшавского пакта
и предотвратить или же потушить многочисленные конфликты, которые могли бы
возникнуть и возникали на просторах бывшего социалистического блока. Именно
активность мирового сообщества в отстаивании принципов международного права
позволила Кувейту избежать длительной оккупации со стороны Ирака.
Несмотря на некоторые проблемы, возникшие в последнее десятилетия (о них
подробно в Главе III), цели и принципы ООН, на базе которых основывается
современная система международных отношений, все еще носят в себе
значительный потенциал, и мы уверены, что на их основе будет сделано еще
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17