Рефераты. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности






народа, а с другой – равноценным суверенитетом других стран и другими

основными принципами международного права. Т.е. классическое понимание

суверенитета как вседозволенности во внутренней и внешней политике

заменяется качественно новым понятием, основанном на ограничении

суверенитета одной страны суверенитетом других.

Равноправие стран также означает то, что все государства в независимости

от размера, военно-политической и экономической мощи имеют равное право

участвовать как в международных отношениях, так и в нормотворческой

деятельности. При этом, суверенное равенство должно осуществляться с учетом

законных интересов других государств и международного сообщества в целом.

II. Принцип добросовестного выполнения международно-правовых

обязательств

Устав ООН гласит: «Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно

выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы

обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из

принадлежности к составу Членов Организации»[16].

Принцип добросовестного выполнения обязательств является главным

источником юридической силы международного права. Этот принцип относится к

категории необходимого права (jus necessarium). Принцип закрепил соглашение

государств о признании юридической силы за нормами международного права.

Для этого принципа сохраняет свое значение общее положение о том, что

единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных

государств является их соглашение. Согласно интерпретации принципа Уставом

ООН, права и преимущества, вытекающие из международного права, могут быть

обеспечены государствам лишь при условии выполнения обязательств.

Декларация о принципах международного права пошла дальше, определив, что

принцип добросовестного выполнения обязательств распространяется только на

обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН[17]. Декларация

выдвигает на первый план обязательства по Уставу ООН. После них стоят

обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного

права. Затем идут обязательства по договорам, действительным согласно этим

принципам и нормам.

Декларация дала ответ на довольно часто обсуждаемый вопрос о соотношении

суверенитета и обязанности соблюдать международное право, включив в принцип

суверенного равенства положение об обязанности выполнять полностью и

добросовестно международные обязательства (см. выше).

Другой отличительной чертой данного принципа явилось то, что

необходимость выполнения обязательств распространялась как на нормативно-

правовые, так и на обычные международные нормы.

Согласно Декларации о принципах международного права, добросовестное

выполнение обязательство должно носить взаимный характер и невыполнение

одной из сторон своих обязательств в отношении с другой стороне освобождает

последнюю от аналогичных обязанностей.

III. Принцип мирного разрешения международных споров

Этот принцип является одним из самых важных с точки зрения обеспечения

международной безопасности. Согласно этому принципу, государства обязаны

разрешать международные спора исключительно мирными способами. Принцип

закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы

международного права. Ему специально посвящен ряд резолюций Генеральной

Ассамблеи, среди которых важное место занимает Манильская декларация о

мирном разрешении международных споров 1982 г.

В Уставе ООН имеется следующее положение о необходимости разрешения

споров мирным путем: «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают

свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не

подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».

Декларация о принципах международного права охарактеризовала этот принцип

следующим образом: «Каждое государство разрешает свои международные споры с

другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать

угрозе международный мир и безопасность и справедливость». В этом же духе

принцип мирного разрешения споров закреплен в региональных актах, в уставах

Организации Африканского Единства, Организации Американских Государств, а

также в таких договорах, как НАТО, СЕАТО, Варшавский Пакт и др.

Характерной чертой принципа является то, что он распространяется только

на международные споры и не касается дел, входящих во внутреннюю

компетенцию государств (принцип невмешательства).

Другая особенность излагаемого принципа состоит в том, что под него

подпадают не только международные споры, но и ситуации, ставящие под угрозу

мир и безопасность. «Ситуация» – более широкое и менее определенное

понятие, чем «спор», который отличается конкретностью объекта и взаимных

претензий, основанных на праве. В связи с этим разрешение международных

споров входит в компетенцию Международного сады, в то время как ситуаций –

Совета Безопасности ООН.

Предупреждение и мирное разрешение международных споров и спорных

ситуаций осуществляется в соответствии с другими принципами международного

права, в частности принципа суверенного равенства и добросовестного

выполнения обязательств по международному праву.

Устав ООН особо выделяет категорию споров, которые могут привести к

нарушению мира, и наделяет Совет Безопасности широкими полномочиями в их

разрешении. Также Уставом выделяется категория споров, которые не выходят

за географические пределы определенного региона и могут быть решены

региональной организацией или региональным соглашением.

Уставом ООН также выделяется категория споров правовых, которые связаны с

толкованием договора, любого вопроса международного права и др. Такого типа

споры решаются исключительно Международным Судом[18]. Более детальное

описание того, как такого рода споры решаются Судом, приводится в Статуте

Международного Суда.

IV. Принцип неприменения силы

Еще в трудах основоположников идеи международного права говорилось о

необходимости отказаться от применения силы во внешней политике государств.

Первая правовая попытка запретить применение силы была сделана Парижским

пактом 1928 г. об отказе от войны как орудия национальной политики. Однако,

как известно, для окончательного утверждения данного принципа человечеству

пришлось пережить ужасы Второй мировой войны.

Одна из главных целей Устава ООН состоит в избавлении грядущих поколений

от бедствий войны. Эта цель нашла свое отражение в принципе, гласящем: «Все

Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных

отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной

неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и

каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций»[19].

Устав ООН предусматривает применение силы или угрозы силой лишь в двух

случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности в случае наличия угрозы

миру, любого нарушения мира или акта агрессии (Глава VII). Во вторых, в

порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения,

до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для

поддержания международного мира и безопасности (ст. 51).

Таким образом, Устав ООН исключает несанкционированное применение силы, а

также ее использование не в оборонительных целях.

Одним из наиболее распространенных видов применения силы является

агрессия, которая охарактеризовалась Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г.

как применение вооруженной силы государством против суверенитета,

территориальной неприкосновенности или политической независимости другого

государства[20].

В принятом Генеральной Ассамблеей ООН определении агрессии это понятие

конкретизируется путем довольно обширного перечня действий, квалифицируемых

как акты агрессии, независимо от того, имело место формальное объявление

войны или нет. Таким образом, акты агрессии были поделены на шесть групп:

1. Вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию

другого государства, любая военная оккупация, явившаяся результатом

вторжения, частичная или полная аннексия территории государства в

результате применения силы;

2. Применение любого оружия одним государством против территории

другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением;

3. Акт нападения вооруженных сил одного государства на вооруженные силы

другого государства;

4. Применение вооруженных сил одного государства, находящихся по

соглашению с другим государством на территории последнего, в

нарушение условий договора о пребывании; пребывание этих вооруженных

сил на территории государства пребывания после того, как договор

теряет свою силу;

5. Действия государства, позволяющего, чтобы предоставленная им в

распоряжение другого государства территория использовалась последним

для совершения актов агрессии против третьего государства;

6. Засылка государством вооруженных банд, групп, а также регулярных сил

или наемников на территорию другого государства в целях применения

против него вооруженной силы[21].

Агрессия представляет из себя посягательство не только на государство-

жертву, но и на международное сообщество в целом. В этой связи наиболее

преступным является агрессивная война с наиболее широким использованием

вооруженных сил и большими масштабами. Поэтому обязательство не совершать

акты агрессии относится к категории обязательств в отношении международного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.