Рефераты. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности






организациями, такими как АСАЛА, ПКК, ИРА и т.д. Развитие террористической

деятельности сопровождается ростом списка категорий людей, попадающих в

черный список «борцов за справедливость». Если еще пол столетия назад

жертвами террора становились, как правило, политики, дипломаты и

бизнесмены, то сейчас львиную долю жертв составляют мирные и невинные люди,

включая стариков, женщин и детей.

Сентябрь 2001 г. ознаменовался тремя зловещими актами террора,

совершенными на высочайшем уровне профессионализма и с крайней жестокостью.

Самолеты, пилотируемые смертниками из сильнейшей террористической

организации «Аль-Каеда» атаковали два многоэтажных корпуса Всемирного

Торгового Центра в Нью-Йорке и здание Оборонного Ведомства США в

Вашингтоне. Эти дерзкие террористические акты создали качественный перелом

в отношении международного сообщества к терроризму. Последовавшие за

событиями 2001 г. создание международной антитеррористической коалиции,

военная операция в Афганистане и принятие других крупномасштабных

политических и экономических мер по предупреждению и ликвидации

международного терроризма стали главными событиями международно-

политической истории первых двух лет XXI века. В рамках

антитеррористической коалиции почти все страны мира взяли на себя

конкретное обязательство искоренить очаги терроризма на национальном

уровне. К данной инициативе активно присоединились и региональные

организации. ООН сыграла немаловажную роль как в юридическом

санкционировании борьбы против террора (в частности, военной операции войск

США и союзников против политического режима Афганистана, открыто

поддерживающего терроризм), так и в обеспечении гуманитарных сторон в

проведенной антитеррористической операции.

Тем не менее, потребуется еще немало усилий для того, чтобы окончательно

или хотя бы частично разобраться с проблемой международного терроризма.

Для этого также необходимо, в первую очередь, преодолеть преграды, стоящие

на пути действительной борьбы с терроризмом:

В первую очередь, необходимо покончить с политикой двойных стандартов в

том свете, в котором она проявляет себя по отношению к террористическим

организациям. В частности, прогрессивным силам мира необходимо

беспристрастно отнестись к вопросу борьбы с террором и перестать исходить

из национальных интересов. На сегодняшний день вызывает сожаление тот факт,

что, наряду с активными действиями, направленными на борьбу с

террористическими организациями «арабского происхождения», практически не

предпринимается ничего для того, чтобы погасить очаги террора в лице

курдских и армянских радикальных организаций. Особую тревогу в этой связи

вызывает позиция Европейского сообщества, которое ставит во главу угла

принцип уважения прав человека всякий раз, когда возникает вопрос расправы

с террористами курдского и армянского происхождения. Избавление от политики

двойных стандартов будет только содействовать процессу эффективной борьбы с

этой болезнью и приведет к его ускорению.

С другой стороны, насущной является проблема недостаточной степени

международно-правовой кодификации вопросов, связанных с вопросами

обеспечения международной безопасности в аспекте борьбы с международным

терроризмом.

Международно-правовые нормы, способствующие борьбе с международным

терроризмом начали разрабатываться еще в довоенный период. Можно назвать

Женевские конвенции 1937 года про предупреждение и преследование терроризма

и создание международного уголовного суда. В этих документах впервые было

определено понятие терроризм. Однако на борьбе с терроризмом принятие этих

конвенций никак не отметилось: они были ратифицированы только Индией.

Известна так же и Женевская конвенция 1949. Однако она так же была далека

от совершенства и не содержала определения слова террор[52].

Далеки от совершенства и конвенция 1973 про защиту особ, которые имеют

международный иммунитет, конвенция 1979 про борьбу с захватом заложников,

Токийская конвенция 1963, Гаагская конвенция 1970 и Монреальская 1971,

которые касались преступлений на бортах самолетов. Даже после

террористического акта 1972 года, когда на Олимпийских играх террористами

была захвачена делегация израильских спортсменов, международное сообщество

на уровне ООН прибегло в определение терроризма к долгому и нечеткому

тексту "про меры направленные на предупреждение международного терроризма,

который угрожает невинным людям или нарушает их фундаментальные права, и

изучения причин тех форм терроризма и актов насилия, которые вызваны

бедностью, отчаянием, разочарованием и которые заставляют отдельных особ

жертвовать людскими жизнями, в том числе и своими, в попытках добиться

радикальных изменений".

Расцвет международного терроризма в 1990-е годы мог не беспокоить

международную общественность. С 1995 по 1999 состоялось около 15

международных собраний, посвященных этой проблеме. Это и совещание

"семерки" в Оттаве в 1995, и встреча на высшем уровне в Шарм-аль-Шейхе

(Египет) в 1996 и много других совещаний. В декабре 1997 генеральная

Ассамблея ООН принимает Международную конвенцию про предупреждение

террористических актов связанных с применением взрывных устройств.

Антитеррористическое законодательство разрабатывают и правительства

отдельных стран. Например в 1996 году Конгресс принял Закон об

антитеррористической деятельности (Antiterrorism Act), который повелевает

сообщать о террористических организациях. Закон также запрещает под страхом

уголовного преследования все виды деятельности, могущей способствовать

террористам в их действиях, включая оказание финансовой помощи

террористическим организациям, выдачу визы на въезд в США иностранцам,

которые состоят в террористических группах, и т.д.

Все вышеперечисленные правовые акты недостаточны для создания

достаточной юридической базы и необходимо предпринять более унифицированную

кодификацию на самом высоком уровне.

Преодоление всех существующих проблем, препятствующих полной реализации

антитеррористической деятельности, даст возможность скоординировать усилия

всех стран мира в этой борьбе и поможет достичь успеха.

1.2. Локальные конфликты и угроза распространения оружия массового

поражения

До 90-х годов в условиях биполярного мира локальные конфликты

использовались сверхдержавами для проверки силы и готовности

противоположной стороны к «большой войне». Примерами такой проверки могут

послужить Корейская, Вьетнамская и Афганская войны, которые принесли

неисчислимые страдания как объектам этих испытаний, так и гражданам самих

мерящихся силами супердержав. Достаточно только вспомнить массовые

антивоенные выступления в США в последние годы Вьетнамской войны, и

становится ясным, что локальные конфликты не проходили бесследно и для

вовлеченных в них «сильных мира сего». В то время также было

закономерностью использование одной из сторон неудачи противоположной

стороны в целях массовой пропаганда как внутри так и за пределами своего

государства.

После развала социалистического блока и окончания Холодный войны,

локальные конфликты приняли новый вид. Разразились многочисленные конфликты

на этнической и религиозной почве по всему пространству бывшего СССР и

Варшавского Пакта. Карабах, Абхазия, Чечня, Приднестровье, Осетия,

Таджикистан, Босния и Герцеговина, Косово и Сербия не сходили с уст СМИ на

протяжении долгого времени и все еще там фигурируют. С другой стороны в

последнем десятилетии прошлого столетия усилилась интенсивность

межплеменных конфликтов в Африканских странах, что усугубило и без того

напряженную ситуацию в этом регионе.

К середине 90-х годов, не без усилий ООН и других международных

организаций, наметилась тенденция к постепенному разрешению и во многих

случаях замораживанию локальных конфликтов. На сегодня мы имеем затихшие до

поры до времени конфликты на просторах бывшего СССР, находящиеся под

пристальным вниманием международного сообщества, которое прилагает

определенные усилия для того, чтобы найти их разрешение в рамках принципов

международного права и посредством мирных переговоров. Затих вой канонад и

в бывшей Югославии, где с помощью военного вмешательства НАТО и

миротворческих миссий ООН были потушены очаги напряженности в Боснии и

Сербии (Косово).

Принимая во внимание позитивные стороны достижения перемирия и

относительного спокойствия в конфликтных зонах Центрально-востчной Европы,

следует отметить недостаточность этих достижений в деле полного обеспечения

региональной безопасности. Для достижения полного и бесповоротного мира в

рамках международного права необходимо сделать нижеследующее:

. Усилить активность как универсальных так и региональных международных

организаций в процессе урегулирования локальных конфликтов;

. Обеспечить реальное применение международно-правовых норм и принципов

в отношении существующих противостояний. Обеспечить практическую

реализацию решений, принятых Советом Безопасности ООН, касающихся

разрешения конфликтов[53];

. Провести четкое разграничение с точки зрения первостепенности

принципов международного права и сделать это в соответствии с идеями,

заложенными в Уставе ООН. Особенно это важно в соотношении принципов

территориальной целостности и права народов на самоопределение,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.