Рефераты. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности






Мусульманские государства отличались от христианских большей степенью

организованности и централизованности. Как и в христианских государствах,

религия играла значительную роль в регулировании как межличностных, так и

внутригосударственных и международных отношений. В основ всей общественно-

политической жизни лежало мусульманское право, нормы которого

распространялись и на внешнеполитическую деятельность государств. В

мусульманских странах наблюдалась большая эффективность заключаемых

договоров, т.к. Коран предписывал соблюдать верность данному слову даже в

отношении иноверцев. Большую роль сыграли положения Корана, поощряющие

международную торговлю, что способствовало усилению межгосударственных

связей.

Для мусульманского востока средних веков также характерна интенсивность

войн между различными государствами. Между странами были нередки случаи

заключения союзных и мирных договоров, которые зачастую соблюдались. В

государствах не наблюдался хаос, который был присущ государствам феодальной

Европы, и случаи феодальных междоусобиц носили локальный характер. Наличие

централизованных государств, венцом которых стала Османская империя,

предопределило ведущую роль мусульманских государств в международных

отношениях средневековья.

* * *

Несмотря на некоторые особенности, во всех регионах существовали более

или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгосударственных

отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой

практики. В средние века был накоплен определенный опыт неправового

нормативного регулирования международных отношений, что впоследствии

сыграло немаловажную роль в формировании классического международного

права.

Что касается подходов к разрешению вопроса обеспечения международной

безопасности, то соответствующие попытки носили в основном локальный

характер и отражались в договорах с крайне ограниченным количеством

участников. Все внимание средневековых политиков и юристов уделялось

правилам ведения войны, что исключало разработку концепций безопасности

путем мира.

1.3. Классическое международное право и возникновение новых концепций

международной безопасности

От Тридцатилетней Войны до Французской революции

К концу средних веков в Европе стали формироваться первые крупные

национальные государства с централизованной властью, способной установить

порядок. Развитие новых государственных устройств, набирающий ход научно-

технический прогресс, усиливающийся процесс колонизации и возникновение

задатков капиталистического метода производства все более входили в

конфликт с феодальным устройством социально-экономической жизни и

всевластием католической церкви. Впервые этот конфликт вылился в открытое

противостояние в Нидерландах еще в 1566-1579 гг., в результате чего там

сформировалось первое национальное государство. Далее последовала

буржуазная революция в Англии (1640-1649 гг.).

Упрочнение независимости национальных государств привело к тому, что

ранее боровшиеся друг с другом за установление власти над Европой папа и

император Священной Римской Империи объединили свои усилия в борьбе за

сохранение этой власти. Борьба сил старого и нового вылилась в

Тридцатилетнюю Войну между католиками и протестантами. Война завершилась

заключением в 1648 г. Вестфальского мира. По сути этот мирный договор был

первым в истории международных отношений правовым актом, регулирующим

вопрос региональной безопасности. Практически с этого момента и зародилось

с нормативной точки зрения классическое международное право. Вестфальский

мирный договор определил новую систему международных отношений в Европе.

Было практически покончено со Священной Римской Империей – главным

препятствием на пути становления независимых национальных государств.

Вестфальский мир практически положил начало первой в истории международной

системе, основанной на балансе сил. Такие положения договора, как

нерушимость установленных границ, суверенное равноправие государств и

коллективная оборона против общего противника, свидетельствует о большой

важности Вестфальского соглашения в контексте развития концепций

международной безопасности. Вестфальский договор создал уникальную систему

равновесия сил в Европе, которая продержалась в течении последующих 150 лет

вплоть до Версальской системы (см. ниже).

Период XVI-XVII веков считается временем зарождения и развития

классического международного права. После завершения тридцатилетней войны,

в условиях, когда ни католическая церковь, ни Священная Римская империя не

могли более диктовать нормы для отношений между государствами, возникла

проблема определения средств регулирования отношений между равно

суверенными странами Европы. В таких условиях родилась идея перенести

удачный опыт правового регулирования внутри государств на их отношения друг

с другом. Как на внутригосударственном, так и на международном уровне в

этих целях было прежде всего использовано римское право. В основе римского

права лежало равноправие частных лиц, а международного – равноправие стран.

Большая роль в формировании классической международно-правовой концепции и

формировании зачатков международно-правового сознания в Европе принадлежала

юристам, в частности дипломата Гуго Гроция (1583-1654 гг.), который в своем

труде «О праве войны и мира» (1625) впервые детально обосновал

существование «права, которое определяет отношения между народами и

правителями»[6]. При этом, Гроций и большинство его современников находят

источники этого права в природе, Боге и морали.

К сожалению зародившиеся в умах юристах международно-правовые концепции

на практике почти не применялись, хотя юридическая аргументация

использовалась дипломатией. Важным регулятором межгосударственных отношений

продолжали оставаться нормы аристократической морали, которые

рассматривались как межличностные связи правителей-соверенов, которые

единолично олицетворяли и представляли все государство.

Таким образом, к концу XVIII века в Европе сложилась ситуация, когда

развивался процесс придания международным обычаям и нормам правового

статуса, но государства зачастую их не придерживались и во внешних

сношениях исходили исключительно из национальных интересов.

От революции до Венской системы

1789 г. известен как год взятия Бастилии. Эта дата явилась переломной как

в социально-политическом так и международно-правовом отношении. Наиболее

прогрессивные взгляды на международные отношения и право того времени

известны как идеи Великой Французской революции. Революция заменила

суверенитет монарха верховной властью нации, что имело важное значение для

утверждения международно-правовой субъектности государства. Впервые в

истории был введен в практику институт плебисцита. В известной декларации

Аббата Грегуара провозглашался принцип равноправия государств, независимо

от существующего в них строя и политического значения. Провозглашалось, что

договоры должны соблюдаться. Вместе с тем было провозглашено, что договоры,

заключенные между тиранами, не могут связывать суверенитет народа.

Французской революцией были сформулированы новые основы права войны,

согласно которым была допустима лишь война оборонительная, война в защиту

попранных прав. Согласно другому принципу, врагом во время войны могло быть

только государство, а не люди. Отсюда – требование гуманного отношения с

пленными, неприкосновенность частной собственности, уважение прав мирного

населения[7].

Французской конституцией 1795 г. за международными договорами впервые был

признан юридический статус. А конституция 1791 г. установила, что

иностранцы подчинены законам Франции наравне с ее гражданами.

Будучи весьма прогрессивным явлением, новая конституционная система,

провозглашенная во Франции, тем не менее, продержалась недолго.

Наполеоновские завоевания положили конец провозглашенным гуманным принципам

и всей системе пан-Европейской безопасности, создавшейся в результате

Вестфальского мирного договора. Россия, Австрия и Пруссия, боровшиеся

против империи Наполеона, поначалу выражали приверженность принципам

Французской революции, касающимся справедливости, невмешательства и даже

самоопределения. Тем не менее после победы они от них полностью отреклись,

что и нашло свое отражении в Акте о Священном Союзе. Подписанный в 1815 г.

в Вене, этот Акт основывался на принципе легитимности, согласно которому,

только законная династия была вправе занимать престол. При этом,

заключившие договор страны присвоили себе право вмешиваться во внутренние

дела суверенных государств. Таким образом, в Европе был создан союз

международных жандармов.

Вместе с вышеперечисленными негативными сторонами новой системы

безопасности в Европе, было принято также немало позитивных с международно-

правовой точки зрения документов (документы о свободе торгового судоходства

по международным рекам, о запрещении негроторговли, о рангах

дипломатических представителей).

На другом континенте в 1776 г. после многолетней войны с Англией, свою

независимость провозгласили часть ее североамериканских колоний и

образовалось государство Соединенных Штатов Америки. Декларация

Независимости 1776 г. провозгласила право народа занять независимое

положение, «на которое ему дают право естественное и божеские законы»[8].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.