обязательства в соответствии с пунктом 2 статьи 36. Они могут в любое время
заявить, что признают в отношении каждого государства, принявшего такие же
обязательства, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам,
касающимся:
1) толкования договоров;
2) любого вопроса международного права;
3) наличие факта, которые, если он будет установлен, представляет собой
нарушение международного обязательства;
4) характера и размеров возмещений, причитающихся за нарушение
международного обязательства.
Такие заявления, как правило, оговариваются условиями, ограничивающими,
например, сроки судопроизводства, определяющими характер спора и т.д.
На практике юрисдикция Международного Суда несколько шире. Суд с
определенными ограничениями может осуществлять косвенный контроль за
законностью решений международных организаций, выступать в роли
апелляционной инстанции и выносить заключения о пересмотре решений
международных административных трибуналов. Случаев реализации Судом
указанных полномочий достаточно много. В качестве примера можно указать на
решение от 12 ноября 1991 года по делу об арбитражном решении от 31 июля
1989 года (Гвинея-Бисау против Сенегала), которым он отклонил утверждение
истца о недействительности арбитражного решения и его необязательности для
тяжущихся сторон.
* * *
Таким образом, Международный Суд играет одну из ключевых ролей в
обеспечении эффективности международно-правовых норм и выступает гарантом
неприкосновенности интересов государств, защита которых обеспечена согласно
основополагающим принципам международного права.
Конечно, не всегда Международный Суд принимал объективные решения. К
примеру в 1966 года по делу о Юго-Западной Африке Судом было принято
решение, противоречащее антиколониальному принципу самоопределения, что
заметно снизило вес этой инстанции среди государств. Тем не менее, позже
Международный Суд сумел поправить свой имидж и ныне он считается одним из
наиболее эффективным органов, обеспечивающих реализацию международно-
правовых норм.
2. Мировые и региональные соглашения в сфере международной
безопасности и их роль в практической реализации целей и принципов ООН
Региональные соглашения и организации играют важную роль в реализации
идей и принципов, заложенных в Уставе ООН и лежащих в основе современного
международного права. Сам Устав ООН и Резолюции Генеральной Ассамблеи
уделяют большое внимание сотрудничеству с региональными организациями во
имя достижения определенных целей, в особенности тех, которые касаются
обеспечения региональной безопасности и разрешения локальных конфликтов.
Важную роль с точки зрения обеспечения региональной и международной
безопасности играют соглашения в области разоружения и нераспространения
оружий массового поражения и стратегического ядерного оружия.
2.1. Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении
Разоружение – давняя мечта прогрессивных умов человечества. После Второй
мировой войны эта идея нашла свое отражение во многих универсальных и
региональных международно-правовых актах. Некоторые международные правоведы
даже склонны к выделению концепции разоружения в качестве независимого
принципа международного права. В этой связи следует отметить, что, если
даже эту концепцию можно назвать принципом, то он будет представлять собой
принцип-идею нежели норму позитивного права.
Устав ООН уполномочил Генеральную Ассамблею «рассматривать общие принципы
сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том
числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» (ст.
11). На Совет Безопасности возложена ответственность за формулирование
«планов создания системы регулирования вооружений» (ст. 26).
Принципиальная основа разоружения нашла свое отражение в ряде резолюций
Генеральной Ассамблеи, а также в договорах и иных международных актах.
Первой была Резолюция Ассамблеи 1959 г., касавшаяся всеобщего и полного
разоружения как конечной цели. Эта резолюция была инициирована СССР. Другим
примером декларированной приверженности стран к всеобщему разоружению
служит одобренное Ассамблеей Совместное заявление правительств СССР и США
1962 г., предполагающее всеобщее разоружение посредством следующих
мероприятий:
. роспуск вооруженных сил, ликвидация военных учреждений и вооружений;
. уничтожение и прекращение производства оружия массового уничтожения и
средств его доставки;
. упразднение органов военного руководства и прекращение военного
обучения;
. прекращение расходования средств на военные цели[43].
К сожалению ни Резолюция ни Совместное заявление правительств не нашли
своей реализации из-за военно-политических амбиций ведущих стран в условиях
набирающей мощь Холодной войны. Нереальность полного разоружения стала
очевидной уже в 1960-е годы. Государства нуждались в вооруженных силах для
обеспечения своей безопасности и интенсивно вооружались. К 80-м годам пика
достигла гонка вооружений между США и СССР, в то время как суммарные
расходы мировых государств составили 900 миллиардов долларов в год[44].
Учитывая невозможность полного разоружения, во главу угла встал вопрос о
сокращении вооружений и нераспространении стратегического оружия массового
поражения.
Соглашения по запрещению применения и нераспространению ядерного оружия
Начиная с 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций,
запрещающих применение ядерного оружия и иных видов оружия массового
поражения. Также был заключен ряд соглашений между СССР и США – Соглашение
об уменьшении опасности возникновения ядерных войн 1971 г., Соглашение о
предотвращении ядерной войны 1973 г. и др.
Важной вехой было заключение в 1963 г. Московского договора о запрещении
испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под
водой, в котором участвует большинство государств. Готовится полное
запрещение испытаний, что очень важно с точки зрения избежания
совершенствования ядерного вооружения.
С 1968 г. действует договор о нераспространении ядерного оружия, к
которому подключилось большинство стран мира. Договор обязывает ядерные
державы не продавать ядерное оружие другим странам и предписывает последним
воздерживаться от разработки программ производства ядерного оружия. Перед
заключением договора Совет Безопасности ООН принял резолюцию о гарантии
безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия
против неядерного государства, вызовет немедленные действия со стороны
Совета, и прежде всего его постоянных членов[45].
К сожалению, авторитет этого договора значительно подорвался после того,
как Индия и Пакистан реализовали национальные программы по производству
ядерного вооружения.
Существует ряд международных соглашений по нераспространению неядерных
видов оружия массового поражения, таких как химическое, биологическое и
бактериологическое. Особое место среди этих договоров занимает Конвенция о
запрещении разработки, производства и накопления запасов
бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их
уничтожении 1972 г. Экологическим средствам и методам ведения войны
посвящена Конвенция о запрещении военного или любого враждебного
использования средств воздействия на природную среду 1977 г.
Важную роль с точки зрения обеспечения ядерной безопасности играют
соглашения о безъядерных зонах, заключенные в отношении стран Латинской
Америки и южной части Тихоокеанского региона. Эти договоры запрещают
производство и применение ядерного оружия в этих регионах.
Важную роль в отношении нераспространения играют договора о
демилитаризованных зонах, к коим относятся Антарктида, в которой размещение
и испытание ядерного оружия было запрещено в соответствии с Договором об
Антарктике 1959 г. Использование ядерного оружия также запрещено в
космическом пространстве (Договор по космосу 1967 г.), на Луне и других
небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других
небесных телах 1979 г.).
Ограничение стратегических и обычных вооружений
Ограничение стратегических вооружений (ОСВ) является одним из основных
направлений обеспечения международной безопасности. Основная роль в этом
процессе изначально принадлежит двум супердержавам второй половины XX
столетия – США и СССР, после развала которого это место заняла Россия.
В 1972 г. между этими двумя странами были заключены соглашения, известные
как ОСВ-1. Эти соглашения включали Договор об ограничении систем
противоракетой обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в
области ограничения стратегических наступательных вооружений. Договор о ПРО
ограничил количество районов размещения противоракетных систем до двух в
каждой стране. В 1974 г. стороны подписали Протокол, ограничивающий число
районов ПРО до одного.
Временное соглашение 1972 г. ввело ограничения в отношении числа пусковых
установок стратегических наземных и подводных баллистических ракет. Срок
действия Соглашения ограничивался 5 годами, но по его истечению стороны
заявили о том, что они будут соблюдать его положения и в дальнейшем.
В 1979 г. был подписан Договор о об ограничении стратегических
наступательных вооружений (ОСВ-2), который прошел трудный и долгий путь
ратификации. Стороны периодически заявляли об отказе ратифицировать этот
документ. В результате лишь в 1996 г. Договор был ратифицирован Сенатом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17