Рефераты. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности






обязательства в соответствии с пунктом 2 статьи 36. Они могут в любое время

заявить, что признают в отношении каждого государства, принявшего такие же

обязательства, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам,

касающимся:

1) толкования договоров;

2) любого вопроса международного права;

3) наличие факта, которые, если он будет установлен, представляет собой

нарушение международного обязательства;

4) характера и размеров возмещений, причитающихся за нарушение

международного обязательства.

Такие заявления, как правило, оговариваются условиями, ограничивающими,

например, сроки судопроизводства, определяющими характер спора и т.д.

На практике юрисдикция Международного Суда несколько шире. Суд с

определенными ограничениями может осуществлять косвенный контроль за

законностью решений международных организаций, выступать в роли

апелляционной инстанции и выносить заключения о пересмотре решений

международных административных трибуналов. Случаев реализации Судом

указанных полномочий достаточно много. В качестве примера можно указать на

решение от 12 ноября 1991 года по делу об арбитражном решении от 31 июля

1989 года (Гвинея-Бисау против Сенегала), которым он отклонил утверждение

истца о недействительности арбитражного решения и его необязательности для

тяжущихся сторон.

* * *

Таким образом, Международный Суд играет одну из ключевых ролей в

обеспечении эффективности международно-правовых норм и выступает гарантом

неприкосновенности интересов государств, защита которых обеспечена согласно

основополагающим принципам международного права.

Конечно, не всегда Международный Суд принимал объективные решения. К

примеру в 1966 года по делу о Юго-Западной Африке Судом было принято

решение, противоречащее антиколониальному принципу самоопределения, что

заметно снизило вес этой инстанции среди государств. Тем не менее, позже

Международный Суд сумел поправить свой имидж и ныне он считается одним из

наиболее эффективным органов, обеспечивающих реализацию международно-

правовых норм.

2. Мировые и региональные соглашения в сфере международной

безопасности и их роль в практической реализации целей и принципов ООН

Региональные соглашения и организации играют важную роль в реализации

идей и принципов, заложенных в Уставе ООН и лежащих в основе современного

международного права. Сам Устав ООН и Резолюции Генеральной Ассамблеи

уделяют большое внимание сотрудничеству с региональными организациями во

имя достижения определенных целей, в особенности тех, которые касаются

обеспечения региональной безопасности и разрешения локальных конфликтов.

Важную роль с точки зрения обеспечения региональной и международной

безопасности играют соглашения в области разоружения и нераспространения

оружий массового поражения и стратегического ядерного оружия.

2.1. Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении

Разоружение – давняя мечта прогрессивных умов человечества. После Второй

мировой войны эта идея нашла свое отражение во многих универсальных и

региональных международно-правовых актах. Некоторые международные правоведы

даже склонны к выделению концепции разоружения в качестве независимого

принципа международного права. В этой связи следует отметить, что, если

даже эту концепцию можно назвать принципом, то он будет представлять собой

принцип-идею нежели норму позитивного права.

Устав ООН уполномочил Генеральную Ассамблею «рассматривать общие принципы

сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том

числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» (ст.

11). На Совет Безопасности возложена ответственность за формулирование

«планов создания системы регулирования вооружений» (ст. 26).

Принципиальная основа разоружения нашла свое отражение в ряде резолюций

Генеральной Ассамблеи, а также в договорах и иных международных актах.

Первой была Резолюция Ассамблеи 1959 г., касавшаяся всеобщего и полного

разоружения как конечной цели. Эта резолюция была инициирована СССР. Другим

примером декларированной приверженности стран к всеобщему разоружению

служит одобренное Ассамблеей Совместное заявление правительств СССР и США

1962 г., предполагающее всеобщее разоружение посредством следующих

мероприятий:

. роспуск вооруженных сил, ликвидация военных учреждений и вооружений;

. уничтожение и прекращение производства оружия массового уничтожения и

средств его доставки;

. упразднение органов военного руководства и прекращение военного

обучения;

. прекращение расходования средств на военные цели[43].

К сожалению ни Резолюция ни Совместное заявление правительств не нашли

своей реализации из-за военно-политических амбиций ведущих стран в условиях

набирающей мощь Холодной войны. Нереальность полного разоружения стала

очевидной уже в 1960-е годы. Государства нуждались в вооруженных силах для

обеспечения своей безопасности и интенсивно вооружались. К 80-м годам пика

достигла гонка вооружений между США и СССР, в то время как суммарные

расходы мировых государств составили 900 миллиардов долларов в год[44].

Учитывая невозможность полного разоружения, во главу угла встал вопрос о

сокращении вооружений и нераспространении стратегического оружия массового

поражения.

Соглашения по запрещению применения и нераспространению ядерного оружия

Начиная с 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций,

запрещающих применение ядерного оружия и иных видов оружия массового

поражения. Также был заключен ряд соглашений между СССР и США – Соглашение

об уменьшении опасности возникновения ядерных войн 1971 г., Соглашение о

предотвращении ядерной войны 1973 г. и др.

Важной вехой было заключение в 1963 г. Московского договора о запрещении

испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под

водой, в котором участвует большинство государств. Готовится полное

запрещение испытаний, что очень важно с точки зрения избежания

совершенствования ядерного вооружения.

С 1968 г. действует договор о нераспространении ядерного оружия, к

которому подключилось большинство стран мира. Договор обязывает ядерные

державы не продавать ядерное оружие другим странам и предписывает последним

воздерживаться от разработки программ производства ядерного оружия. Перед

заключением договора Совет Безопасности ООН принял резолюцию о гарантии

безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия

против неядерного государства, вызовет немедленные действия со стороны

Совета, и прежде всего его постоянных членов[45].

К сожалению, авторитет этого договора значительно подорвался после того,

как Индия и Пакистан реализовали национальные программы по производству

ядерного вооружения.

Существует ряд международных соглашений по нераспространению неядерных

видов оружия массового поражения, таких как химическое, биологическое и

бактериологическое. Особое место среди этих договоров занимает Конвенция о

запрещении разработки, производства и накопления запасов

бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их

уничтожении 1972 г. Экологическим средствам и методам ведения войны

посвящена Конвенция о запрещении военного или любого враждебного

использования средств воздействия на природную среду 1977 г.

Важную роль с точки зрения обеспечения ядерной безопасности играют

соглашения о безъядерных зонах, заключенные в отношении стран Латинской

Америки и южной части Тихоокеанского региона. Эти договоры запрещают

производство и применение ядерного оружия в этих регионах.

Важную роль в отношении нераспространения играют договора о

демилитаризованных зонах, к коим относятся Антарктида, в которой размещение

и испытание ядерного оружия было запрещено в соответствии с Договором об

Антарктике 1959 г. Использование ядерного оружия также запрещено в

космическом пространстве (Договор по космосу 1967 г.), на Луне и других

небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других

небесных телах 1979 г.).

Ограничение стратегических и обычных вооружений

Ограничение стратегических вооружений (ОСВ) является одним из основных

направлений обеспечения международной безопасности. Основная роль в этом

процессе изначально принадлежит двум супердержавам второй половины XX

столетия – США и СССР, после развала которого это место заняла Россия.

В 1972 г. между этими двумя странами были заключены соглашения, известные

как ОСВ-1. Эти соглашения включали Договор об ограничении систем

противоракетой обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в

области ограничения стратегических наступательных вооружений. Договор о ПРО

ограничил количество районов размещения противоракетных систем до двух в

каждой стране. В 1974 г. стороны подписали Протокол, ограничивающий число

районов ПРО до одного.

Временное соглашение 1972 г. ввело ограничения в отношении числа пусковых

установок стратегических наземных и подводных баллистических ракет. Срок

действия Соглашения ограничивался 5 годами, но по его истечению стороны

заявили о том, что они будут соблюдать его положения и в дальнейшем.

В 1979 г. был подписан Договор о об ограничении стратегических

наступательных вооружений (ОСВ-2), который прошел трудный и долгий путь

ратификации. Стороны периодически заявляли об отказе ратифицировать этот

документ. В результате лишь в 1996 г. Договор был ратифицирован Сенатом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.