Рефераты. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности






США, и в 2000 г. Государственной Думой РФ. Договор предусматривает

ограничение каждой стороной числа своих стратегических ракет количеством в

2400 единиц, а также ограничение числа пусковых установок и тяжелых

бомбардировщиков. Протокол к договору запрещал развертывание мобильных

межконтинентальных ракет и содержал ряд других ограничений.

Другим важным договором на пути ограничения вооружений стал подписанный в

1987 г. между СССР и США Договор о ликвидации ракет средней и меньшей

дальности. Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных

вооружений, что является уникальным фактом в деле обеспечения международной

безопасности.

Сокращение обычных видов вооружений только начинает осуществляться и

притом довольно медленно. Наиболее существенным достижением в этой области

является Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в

Париже в 1990 г. 22 государствами. Им предусмотрено значительное сокращение

наземных и воздушных сил. Ряд постановлений посвящен довольно активной

инспекции[46].

Меры усиления доверия

Меры укрепления доверия в качестве института права международной

безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную

деятельность государств посредством установления мер информационного и

контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения

внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также

обеспечения процесса разоружения.[47]

Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием

ряда соглашений, нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и

предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.

Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения, в

которых меры укрепления доверия занимают главное место (Соглашение между

СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет

подводных лодок 1988г. и др.)

Меры укрепления доверия разрабатываются и совершенствуются также и на

региональном уровне.

В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам укрепления

доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения.

Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно

контактировать между собой (посещение авиабаз, обмены и контакты ученых,

военных).

Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом

международного контроля. (т.е. создание общих контрольных органов). Как

метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международным

соглашением.

Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с одной

стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то

ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих

конкретные обязательства государств в области : проведения независимого

политического курса, поддержание антиколониальной борьбы, всяческое

содействие международному миру.[48]

2.2. Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности

VIII Глава Устава ООН гласит о региональных соглашениях и органах для

решения вопросов, касающихся вопросов поддержания мира и безопасности на

региональном уровне. Главным условием легитимности этих органов с

международно-правовой точки зрения является совместимость их деятельности с

целями и принципами ООН. В разрешении международных споров Совет

Безопасности действует в тесном сотрудничестве с региональными

организациями, пользуется их поддержкой в осуществлении своих невоенных и

военных миссий. С другой стороны, региональные организации не могут

предпринимать вооруженных действий без наличия санкции со стороны Совета

Безопасности, за исключением случаев, подпадающих под категорию

коллективной самообороны.

К числу региональных организаций можно отнести такие структуры, как

Организация Американских Государств (ОАГ), Организация Африканского

Единства (ОАЕ), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Содружество Независимых

Государств (СНГ) и др. Все эти организации предусматривают обязанность

государств-членов сотрудничать в области поддержания мира и безопасности.

С точки зрения особенностей регулирования вопросов международной

безопасности региональными организациями интересно рассмотреть пример ОБСЕ.

В Будапештском документе 1994 г., трансформировавшем Совещание в

Организацию в ОБСЕ говорится о цели данного преобразования, которой

«явилась увеличение вклада СБСЕ в безопасность, стабильность и

сотрудничество региона СБСЕ с тем, чтобы оно играло центральную роль в

развитии пространства общей безопасности, основанной на принципах

Хельсинского Заключительного Акта»[49].

Концепция безопасности, разработанная ОБСЕ основывается на уделении

большего внимания превентивной дипломатии, расширение содержания принципов

и развитии способности урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, а

также миротворчества и постконфликтного восстановления; упрочнении

безопасности и стабильности путем контроля над вооружениями, разоружения,

развития мер доверия[50].

Концепция ОБСЕ в области безопасности получила дальнейшее развитие в

принятом в 1994 г. Кодексе поведения по военно-политическим аспектам

безопасности. Кодекс разработал следующие положения:

. Было подчеркнуто утверждение о том, что безопасность неделима, т.е.

безопасность каждого государства неразрывно связана с безопасностью

остальных. Участники обязались не укреплять свою безопасность за счет

безопасности других.

. Была подчеркнута роль коллективной безопасности в рамках организации.

Участники обязались немедленно консультироваться с государством,

нуждающимся в помощи при осуществлении своего права на индивидуальную

или коллективную безопасность.

. Был утвержден принцип, согласно которому вооруженные силы страны-

участника должны поддерживаться на уровне, необходимом для

осуществления индивидуальной или коллективной безопасности.

. Были подтверждены обязательства в области контроля, разоружения и

усиления мер доверия и безопасности.

. Было принято обязательство стран не поддерживать и не терпеть силы,

находящиеся вне контроля конституционной власти определенной

страны[51].

С каждым годом все растет активность ОБСЕ в урегулировании локальных

конфликтов, происходящих в регионе. Достаточно упомянуть Минскую Группу

ОБСЕ, оказывающую содействие в разрешении Карабахского конфликта,

миротворческую деятельность организации в Абхазском конфликте и др.

Акты ОБСЕ свидетельствуют о больших возможностях региональных организаций

в деле поддержания мира и международной безопасности. Развитие деятельности

этой организации и повышение ее эффективности может привести к уменьшению

роли военно-политических союзов в Европе.

Часть III. Новые аспекты международной безопасности и пути их разрешения

Глава 1. Изменение среды безопасности и новые глобальные проблемы

За последние два десятилетия человечество стало свидетелем коренных

изменений, произошедших на международной арене. Развал СССР и кажущегося

нерушимым Варшавского Пакта, возникновение десятков новых государств

привели к изменению целой международной системы, которая в течении

предшествующих 45 лет была основана на концепции биполярного мира с двумя

враждующими блоками в лице капиталистических США и Западных стран с одной и

СССР, Китая и Варшавского Пакта – с другой стороны. Целое поколение людей

было взращено в условиях бушующей Холодной Войны и гонки вооружений между

идеологическими центрами двух полюсов международной политики – СССР и США.

Изменение международно-политической среды привело к коренной ломке

политического сознания в обоих лагерях. С другой стороны, множество

этнических и международных конфликтов, возникших на просторах бывшего

Варшавского Договора поставило всю международно-правовую систему и ООН

перед нелегкой задачей адаптироваться к новым условиям и сохранить свое

лицо.

К концу XX века, казалось была сформирована более или менее устойчивая

международная система, основанная на принципах и целях, декларированных

после окончания Второй мировой войны Уставом ООН. Сохранилась в силе также

система международно-правовых актов, разработанных и принятых за все это

время. Таким, образом международное сообщество сумело с честью пережить

переходный период и создать в идейном отношении устойчивую систему

международных отношений, основанную на новых реальностях международной

политики.

Тем не менее, ныне международное сообщество столкнулось с новыми и

усилившимися старыми проявлениями проблем и от того, как международное

право справится с этими вопросами, зависит само его существование.

В данном разделе будут рассмотрены новые проблемы, связанные с

международной безопасностью.

1.1. Международный терроризм

Возникший еще в XIX веке как средство ведения политической борьбы,

терроризм принял к концу прошлого столетия форму высокоорганизованной

международной сети террористических организаций с филиалами почти во всех

странах современного мира.

По мере расширения организационной структуры и увеличения масштабов

совершенствовались методы и инструментарии ведения террористической

деятельности. На протяжение многих лет полосы газет пестрят сообщениями о

террористических актах, совершаемыми нашумевшими террористическими

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.