Рефераты. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности






охватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее применения (п.4 ст.2),

меры мирного разрешения международных споров (гл. VI), меры разоружения

(ст. 11, 26, 47), меры по использованию региональных организаций

безопасности (гл. VIII), временные меры по пресечению нарушений мира

(ст.40), принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил

(ст.41), и с их использованием (ст.42)[39].

Устав ООН обязывает государства, входящие в состав Организации оказывать

максимальное содействие операциям, осуществляемым ООН в соответствии со

своим мандатом. При наличии решения Совета Безопасности об экономической

блокаде определенной страны-нарушителя, все вовлеченные в экономические

отношения с последней страны должны следовать его предписаниям. Наглядным

примером этому служат санкции, установленные ООН по отношению к Ираку, к

которым присоединились все члены организации. То же относится и к военным

операциям, санкционируемым Советом Безопасности. Страны, в силу своего

географического и политического положения вовлеченные в сферу применения

санкций, обязаны предоставить необходимые силы и ресурсы санкционированным

военным операциям.

Таким образом ведущее место в поддержании международного мира и

безопасности возложена на Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности ООН и

их функции четко разграничены.

Региональные системы коллективной безопасности – представлены

организациями на отдельных континентах и в регионах. ООН разрешает

деятельность таких организаций «при условии, что …их деятельность

совместима с целями и принципами ООН». Чтобы от такой деятельности был

толк, нужно участие всех государств региона, независимо от их строя. Цели

региональной системы – те же, существуют лишь некоторые ограничения –

деятельность организации должна затрагивать интересы только государств

региона, и решать вопросы на территории своего региона.

К их компетенции можно отнести урегулирование внутрирегиональных споров

(п.2 ст.52 Устава ООН).

Примерами региональных систем коллективной безопасности являются

Североатлантический договор (НАТО), Варшавский Договор, ОБСЕ, СЕАТО и др.,

о коих речь пойдет позже.

1.4. Миротворческая миссия ООН и ее роль в регулировании вопросов

региональной безопасности

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности

являются миротворческие операции ООН. Их деятельность основана на целом

ряде Резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом

Организации. Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о

миротворческих операциях, необходимость в котором обусловлена тем, что

проведение миротворческих операций не предусмотрена самим Уставом, а

истекает из целей и принципов ООН.

Как мы уже видели, Совет Безопасности уполномочен применять вооруженные

силы для осуществления своих решений по устранению угрозы миру или любого

его нарушения. Применение метода силового принуждения Советом Безопасности

может выражаться в участии в войне, силовом разделении воюющих сторон и

т.д.

В отличие от этого миротворчество означает операции вооруженных сил без

применения оружия, за исключением случаев самообороны. Цель миротворческих

операций состоит в оказании поддержки дипломатическим усилиям во имя

достижения политического урегулирования спора. При осуществлении

миротворческих операций ООН могут преследоваться следующие задачи:

1. Расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими

сторонами с целью их примирения;

2. Проверка соблюдения договоренности о прекращении огня;

3. Содействие поддержанию законности и правопорядка;

4. Предоставление гуманитарной помощи;

5. Наблюдение за ситуацией.

Во всех случаях операции должны строго придерживаться следующих

принципов:

1. Принятие Советом Безопасности решения о проведении операции,

определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии

сторон в конфликте на проведение операции;

2. Добровольность предоставления воинских контингентов государствами-

членами, приемлемыми для сторон;

3. Финансирование международным сообществом;

4. Командование Генерального секретаря с предоставлением полномочий,

вытекающих из мандата, предоставленного Советом Безопасности;

5. Беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы

(только для самообороны)[40].

Впервые миротворческая миссия ООН была применена в 1948 г. для контроля

за перемирием, достигнутым в арабо-израильского конфликте. Далее

миротворческие миссии направлялись в числе прочих в Кипр (1964 г. – для

прекращения военных действий и восстановления порядка), Грузию (1993 г. –

для урегулирования грузино-абхазского конфликта), Таджикистан (1994 г. –

для урегулирования религиозного конфликта). Особый эффект возымели

миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали[41].

Следует также отметить рад других особенностей миротворческой миссии ООН,

которые заключаются в нижеследующем:

- Финансирование миротворческих миссий ООН является обязанностью всех

членов организации;

- В вышеупомянутых Резолюциях Генеральной Ассамблеи особенно

подчеркивается значение сотрудничества с региональными организациями в

деле совершения миротворческих миссий;

- Персонал миротворческих сил ООН пользуется неприкосновенностью и не

могут подвергаться нападению со стороны конфликтующих сторон[42].

Государства обязаны установить уголовную ответственность по отношению

к тем лицам, которые посягают на персонал ООН. С другой стороны,

участники миротворческой операции обязаны соблюдать законы страны

пребывания.

Из сказанного следует, что миротворческие силы ООН играют важную роль в

урегулировании как международных, так и локальных конфликтов на

религиозной, этнической почве, ставящих под угрозу мир и целостность

суверенных государств. Также растет значение миротворческих миссий ООН в

урегулировании конфликтов немеждународного характера, что представляет

новое направление в деятельности организации.

1.5. Роль Международного Cуда в обеспечении безопасности

Основные характеристики Международного Суда

В соответствии с Уставом ООН в 1945 году был учрежден новый международный

судебный орган - Международный Суд. Согласно статье 92 Устава ООН,

Международный Суд является главным судебным органом Организации

Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33

Устава ООН в той части, которая предусматривала в качестве одного из мирных

средств разрешения международных споров возможность организации судебного

разбирательства.

Статут Международного Суда вместе с главой ХIV Устава ООН, неотъемлемой

частью которого он является, был разработан на конференции в Думбартон-Оксе

(1944 год), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции в Сан-

Франциско 1945 года.

Согласно Статуту, подписанному 26 июня 1945 года и вступившему в силу 24

октября того же года, Международный Суд является главным судебным органом

ООН. Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, а

страны, не состоящие в Организации могут стать такими участниками на

условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета

Безопасности (статья 13 Устава ООН). Суд открыт для каждого отдельного дела

и для других государств-неучастников Статута на условиях, определяемых

Советом Безопасности (статья 35 Статута).

Международный Суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию

независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц

высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их

странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся

юристами с признанным авторитетом в области международного права (статьи 2

и 3 Статута). Кандидаты в члены Суда выдвигаются в каждом государстве

"национальными группами", состоящими из членов Постоянной палаты

третейского суда. Если то или иное государство не участвует в Палате, то

оно образует национальную группу специально для выдвижения кандидатов в

члены Международного Суда. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и

Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению

национальных групп Постоянной палаты третейского суда.

Суд избирает Председателя и Вице-председателя на три года с правом их

переизбрания. Выборы производятся тайным голосованием на основе принципа

абсолютного большинства. Суд абсолютным большинством голосов, тайным

голосованием избирает своего секретаря на семилетний срок с правом

переизбрания. В таком же порядке избирается заместитель секретаря.

Кроме пятнадцати членов Суда, при разборе отдельных дел могут принимать

участие так называемые судьи ad hoc, т.е. судьи, избираемые в соответствии

со статьей 31 Статута по выбору государства-стороны в споре, если оно не

представлено в судебном присутствии. Судьи ad hoc не являются постоянными

членами Суда и участвуют в заседании только по конкретным делам для

рассмотрения которых они назначены. Судьи ad hoc принимают участие в

разбирательстве дела на равных правах с другими членами Суда.

Суд может также пригласить асессоров для участия в заседании по

рассмотрению определенного дела. В отличии от судей ad hoc, асессоры не

имеют право голоса и избираются самим Судом, а не сторонами. Суд может

также поручить другому лицу или организации по своему выбору производство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.