Рефераты. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности






неправильное понимание которых с юридической точки зрения зачастую и

становится объектом спекуляции сепаратистских сил.

. Как и в случае с терроризмом, избавиться от политики двойных

стандартов в отношении к отдельным конфликтам, и обеспечить примат

международного права над соображениями национальных интересов и

политики.

Соблюдение всех вышеперечисленных принципов будет способствовать

скорейшему разрешению существующих локальных конфликтов на основе

международного права, а также усилит влияние международного права на

мировом уровне и будет способствовать обеспечению международной

безопасности.

Другой проблемой современного международного порядка является опасность

распространения оружия массового поражения. Успешные результаты ядерных

программ в Пакистане и Индии привели к ломке баланса сил как в Азиатском

так и мировом контексте. Особенно пугает тот факт, что между этими странами

существует многолетний конфликт, который в любое время может вылиться в

широкомасштабные военные действия. По некоторым данным ядерная программа

также разрабатывается со стороны таких опасных с точки зрения международной

безопасности стран как Иран и Северная Корея. Наиболее приемлемым, с точки

зрения автора, методом устранения опасности дальнейшего распространения

ядерного вооружения и других видов оружия массового поражения является а)

применение правовых, политических и экономических санкций в отношении

стран, нарушивших Договоры о нераспространении; и б) обеспечить соблюдение

странами, обладающими таким оружием, соблюдения своих обязательств,

касающихся нераспространения.

1.3. Синдром сверхдержавности и его негативное воздействие на эффективность

международно-правового регулирования

После развала СССР и дезинтеграции социалистического блока США остались

единственным полюсом в некогда биполярном мире. Ощущение военно-

политического и экономического преимущества над всеми остальными странами

мира, отразилось и на национальной политике США, все более отдаляющейся от

признания верховенства международного права над национальными интересами.

Два месяца назад мир стал свидетелем войны в Ираке, в которой приняли

участие вооруженные силы США и Великобритании. Бытуют многие мнения о

политической целесообразности этой военной акции, к некоторым из которых

присоединяется и автор данной работы. Но, эта военная акция имела две

главные негативные стороны:

. Вторая война в Ираке не была санкционирована Советом Безопасности ООН

и с международно-правовой точки зрения противоречила основным

положениям международного права в целом и права международной

безопасности в частности;

. Военная акция была предпринята не только вопреки воли Совета

Безопасности, но и в условиях жесткого противостояния со стороны

большинства ведущих стран и большей части мирового сообщества;

. Вооруженные действия в Ираке велись даже вопреки элементарному

принципу всеобщего права, гласящем о том, что любое действие, носящее

характер санкций, должно основываться на конкретных доказательствах

того, что факт, заслуживающий санкций имеет место.

Военная акция союзной коалиции в Ираке уже привела к некоторым негативным

эффектам, которые мы перечислим:

1. Несанкционированные военные действия в Ираке подорвали авторитет

международного права и, в частности ООН, проявившей крайнюю

пассивность в данном вопросе, в глазах мирового сообщества и отдельных

государств;

2. Начал принимать обороты процесс наращивания вооружений во многих

странах мира, и в особенности в развивающихся странах Азии, что служит

признаком того, что эти государства потеряли уверенность в собственной

безопасности;

3. Начался процесс создания нового военно-политического блока в рамках

Европейского Союза за пределами рамок НАТО;

4. Усилились разногласия между Европой и Россией с одной стороны, и США с

Великобританией – с другой.

Все вышеперечисленные факторы представляют собой реальную угрозу

дальнейшему эффективному существованию и развитию международного права. При

схожем развитии ситуации в мире может сложиться крайне неприятная ситуация,

при которой чрезмерные амбиции одной, пусть даже самой сильной страны,

приведут к очередному расколу мира на два или более блока противостояния. В

данной ситуации под угрозой находятся все надежды мирового сообщества на

демократичность и бесполярность новой международной системы.

Глава 2. Новые концепции безопасности

Исследователи международных отношений 1990-х годов встали на путь поиска

новых концепций безопасности, что было связано с изменившимися условиями

мировой политики после окончания Холодной войны и развала социалистического

блока. Таким образом, были сформулированы три новые концепции безопасности,

которые будут по отдельности рассмотрены в этом разделе нашей работы.

Возможно, применение хороших сторон всех этих концепций, может помочь в

совершенствовании международно-правовой системы безопасности современного

периода.

2.1. Концепция кооперативной безопасности

Данная концепция делится на два основных направления, которые называются

«гроцианской» и «кантианской» концепциями. Гроцианская концепция больше

апеллирует к международным институтам и правовым нормам, в то время как

«кантианская» настаивает на универсальности моральных норм и соблюдении

прав личности как основном критерии безопасности. Различия между этими

концепциями настолько велики, что их можно расценить как две независимые

концепции.

Гроцианская концепция кооперативной безопасности

Данная концепция была разработана в конце 1980-х гг. учеными Брукингского

университета США.

Согласно основателям концепции «кооперативная безопасность – это механизм

сдерживания агрессии через создание встречных угроз и нанесение поражения

тому, от кого она исходит», Приведем основные элементы содержания

кооперативной безопасности, отстаиваемой сторонниками гроциановской модели:

1. Меры, направленные на достижение кооперативной безопасности, должны

формироваться скорее на основе согласия, чем навязываться силой, а

сама система кооперативной безопасности должна исходить из таких

предпосылок, которые могли бы восприниматься широкой общественностью

как легитимные.

2. Система кооперативной безопасности должна быть открытой для

присоединения других стран, если они следуют принципам кооперативной

безопасности.

3. Цель кооперативной безопасности состоит не в том, чтобы уничтожить все

вооружения, предотвратить все формы насилия и гармонизировать все

политические ценности, а в предотвращении накопления средств для

серьезной, преднамеренной, организованной агрессии, давая, таким

образом, международному сообществу основу для организации ответов на

гражданское насилие;

4. Концепция кооперативной безопасности включает в себя такие

принципиальные компоненты, как денуклеаризация, оборонительная

конфигурация обычных вооруженных сил, согласованный международный

ответ на агрессию, снижение военных инвестиций и прозрачность всех

мер[54].

По мнению сторонников гроцианской кооперативной безопасности совокупность

мер, предлагаемых этой концепцией, может вылиться в подлинную систему

международной безопасности, для чего необходимо усовершенствовать

действующую систему безопасности, которая может привести мир к очередному

разделению на блоки.

Кантианская концепция кооперативной безопасности

Кантианская концепция кооперативной безопасности, основные положения

которого отражены Ричардом Коеном, отличается от гроцианской тем, что

сторонники этой концепции придерживаются мнения о неэффективности ООН и

убеждены в том, что в условиях изменившейся среды безопасности необходимо

действовать не на основе действующих международно-правовых норм и

принципов, а исходя из защиты гуманитарных ценностей и идеалов. Сторонники

концепции обосновывают право стран - участников системы кооперативной

безопасности на «гуманитарное вмешательство», т.е. на применение силы за

пределами этой системы. Главным инструментом достижения безопасности

приверженики кантианской модели считают НАТО.

Таким образом, кантианская концепция кооперативной безопасности

представляет собой систему безопасности для определенного круга

государств, объединяемых общей идеологией, которые ради сохранения своих

общих интересов не должны останавливаться перед применением силы по

отношению к странам, не являющимися членами этой системы.

Кантианская концепция кооперативной безопасности более радикальна и

находится в наибольшей оппозиции к действующей международно-правовой

системе.

2.2. Концепция человеческой безопасности

Концепция человеческой безопасности, разработанная во второй половине 90-

х годов прошедшего столетия, очень близка по своей сути кантианской

концепции кооперативной безопасности. По мнению одного из основоположников

этой концепции, министра иностранных дел Канады Ллойда Эскуорти,

безопасность индивидов имеет в настоящее время тенденцию к снижению,

особенно по причине растущего числа внутренних конфликтов. Новые

гражданские конфликты и массовые нарушения прав человека, рост

насильственных преступлений, распространение терроризма и наркотиков, а

также деградация окружающей среды требуют разработку качественно новых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.