Рефераты. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности






сообщества в целом.

Как было сказано выше, акт агрессии дает подвергающейся стороне право на

самооборону. При этом оно должно объявить о факте нападения и немедленно

оповестить Совет Безопасности ООН о факте агрессии, отсутствие же такого

сообщения может рассматриваться как свидетельство того, что государство не

считает, что речь идет о самообороне. Устав ООН также признает право на

коллективную самооборону, решение о которой должно приниматься самой

жертвой нападения, т.е. подвергающаяся агрессии сторона может призвать

любое государство к оказанию военного содействия в отражении агрессии[22].

Без его просьбы третьи страны не вправе принимать меры в порядке

коллективной самообороны[23].

Принцип неприменения силы особо оговаривает недопустимость насильственных

действий, лишающих народы, борющиеся за освобождение от колониального

гнета, их права на независимость. Также нельзя оправдать применение силы

обеспечением прав определенной группы людей, т.к. любое вооруженное

действие приведет к массовому нарушению фундаментальных прав человека,

включая право на жизнь.

Еще одним немаловажным признаком принципа неприменения силы является то,

что он не распространяется на соглашения, вступившие в силу до принятия

Устава ООН.

V. Принцип уважения прав человека

Уважение прав человека занимает одно из ключевых мест в обеспечении

международной безопасности. Устав ООН на второе место после задачи

избавления от бедствий войны поставил задачу «вновь утвердить веру в

основные права человека». Среди целей ООН поощрение уважения к правам

человека стоит на третьем мест. Тем не менее Декларация о принципах

международного права не выделила соответствующий принцип в качестве

самостоятельного. Принцип уважения прав человека был окончательно

сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Несмотря на относительно

сложный процесс пробивания принципа в число основополагающих, в

послевоенный период было принято несколько ключевых международных актов,

утверждающих необходимость соблюдения прав человека, включая Всеобщую

декларацию прав человека 1948 г. и два пакта о правах человека 1966 г. –

один – о гражданских и политических правах, второй – об экономических,

социальных и культурных правах. Также был заключен ряд конвенций о

специфических правах человека, среди которых стоит отметить Конвенции о

предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о

ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966), о ликвидации всех форм

дискриминации в отношении женщин (1979) и о правах ребенка (1989). Немало

актов о правах человека принято на региональном уровне.

Не смотря на то, что функционально это относится к внутренней политике,

уважение к правам человека является одним из ключевых обязательств

государства в международно-правовом аспекте, что свидетельствует о

значительном интересе международного сообщества к этому институту.

В качестве взаимосвязанных институтов международного права выступают

права государств, народов и человека, т.к. нарушение одной из этих

категорий влечет за собой и подразумевает нарушение прав двух остальных.

Так, например акт агрессии против определенного государства подразумевает

массовое нарушение прав народов, в нем проживающих и людей, являющихся его

резидентами. Согласно международному праву, ни государство, ни какая либо

группа или какое либо лицо не имеют права заниматься какой бы то ни было

деятельностью, направленной на уничтожение или неправомерное ограничение

любых международно-признанных прав человека (п. 1 ст. 5 Пакта о гражданских

и политических правах). С другой стороны при осуществлении своих прав,

человек обязан уважать права государства и иных социальных образований.

В отличии от остальных принципов, принцип уважения прав человека занимает

центральное место и в национальном праве, которое должно регулировать этот

вопрос в соответствии с Уставом ООН и другими соответствующими международно-

правовыми актами.

VI. Принцип невмешательства

В Уставе ООН говорится, что он не дает организации права на вмешательство

в дела, которые по существу входят во внутреннюю компетенцию любого

государства, и не требует от государств–членов представлять такие дела на

разрешение в порядке Устава. Сделано лишь одно исключение: принцип не

распространяется на те ситуации, которые ставят под открытую угрозу мир и

безопасность. Иными словами, принцип невмешательства не препятствует

применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности

в случае угрозы мира, нарушений мира и актов агрессии.

Устав ООН предусматривает развитие сотрудничества по значительному кругу

вопросов внутреннего характера, например содействие повышению уровня жизни,

полной занятости населения в условиях социального и экономического

прогресса и др.

Что касается внутренних вооруженных конфликтов, то ООН, как следует из

вышеуказанного, имеет право в него вмешаться а) в случае прямой угрозы миру

и безопасности, влекущей за собой массовое нарушение прав человека, и б)

посредством оказания гуманитарной помощи, даже если для этого понадобится

применение силы. При этом, особо подчеркивается то, что ни одно государство

не имеет право вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние

дела, входящие во внутреннюю компетенцию государство по какой бы то ни было

причине и независимо от их взаимоотношений[24]. Вместе с тем отдельное

государство вправе оказывать помощь, включая военную, законно избранному

народом правительству другого государства в случае попытки вооруженного

переворота. Немаловажным условием в данном случае выступает то, что при

этом, защищаемое правительство должно быть легитимным и представлять

большинство населения страны. Когда правительство представляет меньшинство,

тогда оказание ему помощи вступает в противоречие с правом народа на

самоопределение[25].

В отличие от законного правительства, вооруженная оппозиция не имеет

юридического права на поддержку со стороны другого государства, что будет

характеризоваться как противоправная контр интервенция.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств распространяется

как на прямое (вооруженное вмешательство, экономическая и гуманитарная

интервенция и т.д.), так и на косвенное вмешательство, зачастую

осуществляющееся посредством фирм вмешивающейся стороны и ТНК.

Постоянно меняется круг вопросов, относящихся к сугубо внутренней

компетенции государств. Многие ранее внутренние дела государств становятся

достоянием международной ответственности. Это в основном относится к

вопросам защиты прав человека и народов, которые все в большей степени

регулируются международным правом. Наиболее новой категорией, перешедшей в

международно-правовую компетенцию, стали вопросы охраны окружающей среды.

Комиссия международного права ООН работает над проектом статей о

международной ответственности за вредные последствия действий, не

запрещенных международным правом. Примечательно то, что предусмотрена

ответственность государств за осуществление в пределах его юрисдикции

деятельности, физические последствия которой причиняют трансграничный

ущерб.

Изъять вопрос из чисто внутренней компетенции государства может только

договорная или обычная норма международного права и при этом необходимо

согласие договаривающегося государства. С другой стороны, договор,

изымающий из внутренней юрисдикции государства определенные дела, должен

отвечать императивным нормам международного права, в частности принципу

суверенного равенства.

VII. Принцип территориальной целостности

Территория является материальной основой государства и является одним из

его основных компонентов. Поэтому государства уделяют особенное внимание

обеспечению целостности своей территории. Статут Лиги Наций призывал

государства уважать территориальную целостность друг друга. Устав ООН

обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против

территориальной неприкосновенности государств[26].

В Декларации о принципах международного права принцип территориальной

целостности не выделен в качестве самостоятельного, но нашел свое отражение

в других принципах. Так, принцип неприменения силы обязывает воздерживаться

от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности

любого государства. Кроме того, запрещается не только угроза или применение

силы, но и иные, в том числе и невоенные формы давления.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. выделил территориальную целостность в

качестве самостоятельного принципа, содержание которого отражает излагаемые

в этом параграфе особенности.

Принцип территориальной целостности отличается следующими характерными

особенностями:

1. Этот принцип не относится к действительности договоров по

территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН[27];

2. Данный принцип ограничивается правом угнетенных колониальным гнетом

народов на самоопределение (детальнее см. в п. IX);

3. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности также

распространяется на использование государством ресурсов другого

государства без согласия суверена, т.е. этот принцип также

распространяется на ресурсы, находящиеся в рамках территориальных

границ государства.

VIII. Принцип нерушимости границ

Этот принцип дополняет собой принцип территориальной целостности. Его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.