Рефераты. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности






расследования или зкспертизы.

Международный Суд расположен в Гааге, однако, это не препятствует ему

выполнять свои функции в любом другом месте. Согласно пункту 1 статьи 23

Статута Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки и

длительность которых устанавливаются Судом.

Заседания Суда происходят в полном составе, кроме случаев, специально

предусмотренных в Статуте. Для образования судебного присутствия достаточен

кворум в девять судей. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Суд составляет

Регламент, который определяет порядок выполнения им своих функций, и, в

частности, устанавливает правила судопроизводства.

На первом заседании Международный Суд принял без существенных изменений в

качестве своего регламента регламент суда-предшественника. Некоторые

поправки к Регламенту были приняты 10 мая 1972 года, они вступили в силу в

сентябре 1972 года, а 14 апреля 1978 года Изменения были внесены, в

частности, с целью упростить и ускорить судопроизводство в той степени, в

какой это зависит от Суда, обеспечить большую гибкость в работе Суда и

уменьшение судебных издержек.

Производство в Суде ведется на французском либо на английском языках,

хотя каждая сторона в деле может пользоваться и другим языком, переводя

речи и документы на один из двух официальных языков.

Международный Суд обладает следующими особенностями, которые будут

подробнее изучены ниже:

. Сторонами в рассматриваемом споре могут бать только государства (в

отличие от международного арбитража)

. Международный Суд не обладает обязательной юрисдикцией (т. е. Суд не

может рассматривать дела по собственной инициативе). Тем не менее,

обязательная юрисдикция Международного Суда может быть признана членом

Статута (на данный момент только Великобритания признала обязательную

юрисдикцию Международного Суда)

. Суд решает споры на основе международного права, а также на основе

справедливости в случае согласия сторон.

. Решение Суда окончательно и может быть пересмотрено самим Судом в

случае возникновения новых обстоятельств, могущих оказать решающее

влияние на исход дела

. Решение Суда является юридически обязательным и его выполнение влечет

международно-правовую ответственность. Если одна из сторон не

выполняет предписанное решение, то другая может обратиться в Совет

Безопасности. Последний в праве, но не обязан сделать соответствующую

рекомендацию и даже принять меры для обеспечения исполнения решения

Суда (ч. 2 ст. 94 Устава ООН).

. Решение суда не создает судебного прецедента, который был бы

обязателен и для других государств в аналогичных ситуациях

. Помимо решения межгосударственных споров, Суд дает консультативные

заключения по любому юридическому вопросу на основе заявки

запрашивающей стороны.

Юрисдикция и компетенция Международного Суда

Государства не обязаны признавать юрисдикцию Международного Суда, но,

согласно статье 94 Устава ООН, если по конкретному делу они ее признали, то

обязаны выполнить решение Суда по такому делу.

После вынесения Судом решения, которое является окончательным, стороны

имеют лишь право обратиться в Суд с просьбой истолковать решение (в случае

спора о самом смысле решения или сферы его действия) или с просьбой о его

пересмотре на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые при

вынесении Судом решения не были известны ни Суду, ни стороне,

ходатайствующей о пересмотре.

В пункте 2 статьи 94 предусмотрен способ обеспечения выполнения решения

Международного Суда. Так, если какая-либо сторона в деле не выполняет

обязательства, возложенные на нее решением Суда, другая сторона может

обратиться в Совет Безопасности, который может, если признает это

необходимым сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения

решения в исполнение.

Компетенция Международного Суда определена в главе II (статьи 34-38), а

также в главе IV (статьи 65-68) Статута Суда. Эти главы Статута

устанавливат границы компетенции Международного Суда.

Во-первых, компетенция Суда распространяется лишь на споры между

государствами. Суд не может рассматривать споры между частными лицами и

государством и тем более споры между частными лицами. Но и споры между

государствами могут рассматриваться лишь с согласия всех сторон. Таким

образом, компетенция Суда является для государства не обязательной, а

факультативной.

Факультативный характер передачи государствами споров на разрешении суда

проявляется, в частности, в том, что, согласно пункту 1 статьи 36 Статута

Международного Суда, "к ведению Суда относятся все дела, которые будут

переданы ему сторонами...". Государства - участники Статута могут, однако,

признать для себя компетенцию Суда обязательной по определенным категориям

дел.

В Статуте Международного Суда заложены несколько вариантов признания за

ним обязательной юрисдикции. Так, государство может выступить с

соответствующим заявлением либо являться участником двустороннего

международного соглашения, содержащего положения об обязательной

юрисдикции. Клаузулу об обязательной юрисдикции Международного Суда

содержат также многочисленная группа многосторонних и прежде всего

универсальных международных соглашений. Их участниками являются большинство

государств.

Таким образом, обязательная юрисдикция Международного Суда в договорном

плане признается государством либо в целом, либо с оговоркой, либо по

конкретным категориям международных споров. Широко применяемая практика

оговорок с заявлением о признании обязательной юрисдикции Международного

Суда существенно сужает пределы действия последней.

Очень важную группу международных конфликтных отношений исключают из

компетенции Суда оговорки, касающиеся событий, связанных с военными

действиями, войной, состоянием войны, военной оккупацией, другими актами

вооруженного насилия, а равно исполнения решений международной

организацией.

Своего рода опосредствованной международным договором является оговорка,

включенная в заявление государств-членов Британского содружества наций

(Австралия, Великобритания, Гамбия, Индия, Канада, Кения, Мальта, Новая

Зеландия), о неподчинении споров, возникающих между ними, юрисдикции

Международного Суда.

Имеется несколько оговорок, направленных против подчинения обязательной

юрисдикции Международго Суда конкретного спора или споров с отдельными

государствами. В частности, Гватемала подчеркнула, что ее спор с

Великобританией о Белизе носит неподсудный характер и может быть разрешен

Судом только на основах справедливости.

Наряду с заявлениями государств обязательная юрисдикция Международного

Суда предусматривается целым рядом международных конвенций, регулирующие

некоторые специальные области международных отношений. В них, как правило,

весьма жестко фиксируются условия и порядок передачи на Суд рассмотрение

споров, касающихся толкования или применения этих конвенций. Например,

Факультативный протокол об обязательном разрешении споров к Венской

конвенции о дипломатических сношениях 1961 года гласит: "Споры по

толкованию или применению конвенции подлежат обязательной юрисдикции

Международного Суда и соответственно могут передаваться в этот Суд по

заявлению любой страны в споре, являющейся участником настоящего

Протокола".

Таким образом, несмотря на относительно низкий уровень признания

обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, последний все-таки

наделяется в ряде случаев довольно широкими полномочиями, которые

свидетельствуют о больших потенциальных возможностях Суда в деле разрешения

межгосударственных споров.

Кроме собственно судебных функций, Суд имеет право давать консультативные

заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения,

уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно этому

Уставу. Это прямо следует из статьи 96 Устава ООН и статьи 65 Статута

Международного Суда ООН. В соответствии со статьей 96 Устава право запроса

у Международного Суда консультативных заключений по любому юридическому

вопросу принадлежит Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности. Другие

органы ООН, а также и специализированные учреждения ООН, которым

Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, также

могут запрашивать консультативные заключения суда по юридическим вопросам,

возникающим в связи с их деятельностью. К их числу относятся: Экономический

и Социальный Совет, Совет по опеке, Международная организация труда, ЮНЕСКО

и многие др.

Консультативное заключение Международного Суда представляет собой лишь

выражение мнения международных судей по тому или иному юридическому вопросу

международного права. Оно не носит обязательного характера и не связывает

орган, который обратился в Международный Суд за консультативным

заключением.

Юрисдикция Суда по спорным делам

Имеется большое количество договоров и конвенций, в соответствии с

которыми государства обязались признавать в будущем юрисдикцию Суда. К ним

относятся: двусторонние договоры, касающиеся всех или некоторых категорий

споров, могущих возникнуть между двумя государствами, многосторонние

конвенции, касающиеся одного или более категорий споров и т. д. (пункт 1

статьи 36 и статья 37 Статута).

Государства-участники Статута могут также принимать весьма широкие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.