Рефераты. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности






Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности

Оглавление

Вступление 3

Часть I. Иcторические этапы развития института международной безопасности

5

Глава 1. Эволюция концепций международной безопасности с Древних Веков до

Нового Времени 5

1.1. Вопросы безопасности в Древнем Мире 5

1.2. Безопасность государств в Средние Века 7

1.3. Классическое международное право и возникновение новых концепций

безопасности 11

Глава 2. Регулирование вопросов международной безопасности между двумя

мировыми войнами 16

2.1. Лига Наций и ее роль в установлении мирового порядка в начале ХХ

века 16

2.2. Мировая политика 20-30-х годов и Вторая мировая война 18

2.3. Организация Объединенных Наций – новая попытка установить

международную стабильность, мир и порядок 20

Часть II. ООН как основной гарант международной безопасности в современном

мире 24

Глава 1. Устав, функции и органы ООН как основной механизм достижения и

поддержания международной стабильности и мира 24

1.1. Цели и принципы ООН и их основополагающая роль в действующем

международном праве 24

1.2. Место деятельности Генеральной Ассамблеи и совета безопасности

ООН в современном международном праве 40

1.3. Концепция всеобщей коллективной безопасности 42

1.4. Миротворческая миссия ООН и ее роль в регулировании вопросов

региональной безопасности 45

1.5. Роль Международного Суда в обеспечении безопасности 47

Глава 2. Мировые и региональные соглашения в сфере международной

безопасности и их роль в практической реализации целей и принципов оон 54

2.1. Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении

54

2.2. Роль региональных организаций в обеспечении международной

безопасности 58

Часть III. Новые аспекты международной безопасности и пути их разрешения

61

Глава 1. Изменение среды безопасности и новые глобальные проблемы 61

1.1. Международный терроризм 62

1.2. Локальные конфликты и угроза распространения оружия массового

поражения 64

1.3. Синдром сверхдержавности и его негативное воздействие на

эффективность международно-правового регулирования 67

Глава 2. Новые концепции безопасности 69

2.1. Концепция кооперативной безопасности 69

2.2. Концепция человеческой безопасности 71

2.3. Теория демократического мира 72

Заключение 73

Библиография 74

Введение

На протяжении всей истории человеческих цивилизаций различные общества

стремились достичь лучшего будущего и процветания. При этом, желание

процветать пересекалось с необходимостью сосуществования с другими группами

людей, обладающими отличными традициями и говорящими на разных языках.

Наличие в пределах ограниченного географического пространства с

ограниченными ресурсами различных по своему характеру культур с идентичными

амбициями делало крайне сложным мирное сосуществование всех зарождающихся

народностей. По мере того, как перечисленные факторы усиливались, конфликты

между различными сообществами людей становились неизбежными.

Война считается наиболее древним и эффективным методом разрешения сначала

межплеменных, а затем и межгосударственных споров, и осуществления внешней

политики. По мере эволюции научно-технической мысли, развития методов

производства и увеличения плотности населенности росла интенсивность

вооруженных конфликтов и совершенствовались технологии войны. В этом

отношении столкновения Древнего Мира и Средних Веков кажутся невинными

детскими играми по сравнению с разрушительными войнами Новой и Новейшей

Истории. Прошедшее столетие стало свидетелем двух величайших социально-

экономических и гуманитарных катастроф, вошедших в историю под именем I и

II Мировых Войн. В течении трех десятилетий десятки миллионов человек пали

жертвами широкомасштабных боевых действий, покрывших без малого 90 %

наземного и водного пространства Земли.

Проблема мира и безопасности на протяжении веков будоражило умы многих

прогрессивных философов. Но, к сожалению не только политики, но и целые

сообщества иногда оказывались слишком далеки от осознания необходимости

сменить агрессивные методы разрешения споров. Тем не менее, по мере

развития международных отношений увеличивалось число попыток обеспечить мир

и безопасность во взаимоотношениях между двумя и более государств.

По мере развития государств, и в особенности с возникновением и развитием

классического международного права обеспечение международной, региональной

и местной безопасности стало более институционализированным.

Многовековой процесс развития с характерными неудачами и достижениями

вылился в сложившуюся в наше время внушительную систему договоров,

организаций и процедур, регулирующих наиболее спорные и критические вопросы

международных отношений и права. Таким образом сложилась значительная

политико-правовая концепция – система международной безопасности.

Данная работа посвящена современному регулированию вопросов

международной безопасности и тому, какие структуры и механизмы занимают в

этом деле ключевую роль. Общепризнанно, что ООН является главным актором

регулирования межгосударственных отношений последнего пятидесятилетия. С

этой организацией также связаны большие надежды на грядущее столетие. Цели

и принципы, заложенные в Уставе организации, служат основой для любого типа

международных отношений современности. Ни один из субъектов международного

права не может выйти из поставленных рамок даже при наличии многостороннего

соглашения. Сегодня ООН является наиболее весомой гарантией мира и

стабильности. Многие другие международные организации существуют и

функционируют в рамках тех же предписаний, установленных ООН. Организации

вроде ОБСЕ, ЕС, НАТО и др. в совокупности со специализированными

организациями ООН формируют консолидированную структуру, призванную

реализовать на практике принципы и задачи, поставленные последней.

ООН и другие международные организации также выполняют правотворческие

функции. Принятые в рамках этих организаций конвенции и другие

универсальные нормативные акты формируют полноценную систему международного

«законодательства» и охватывают большой спектр вопросов общей важности, в

том числе и вопросов международной безопасности.

Центральная роль в разработке и реализации международно-правовых

механизмов регулирования несомненно принадлежит государствам. Именно

государства, являясь первичными субъектами международных отношений,

создают, вносят изменения и имплементируют международно-правовые нормы, и

регулируют правосубъектность международных организаций. В связи с этим,

степень развитости и эффективности международного права непосредственно

зависит от желания государств.

Часть I. Исторические этапы развития института международной безопасности

Глава 1. Эволюция концепций международной безопасности с Древних Веков до

Нового Времени

1.1. Вопросы безопасности в Древнем Мире

Первые государства, известные историкам, возникли в конце IV тысячелетия

до н.э. в междуречье рек Тигр и Евфрат. Города-государства Месопотамии и

царства Египта, также как многие другие мелкие и крупные государственные

образования древности оставили большое количество материалов как для

археологов и историков, так и для исследователей международных отношений и

права. Эта эпоха считается точкой отсчета для обществоведов в исследовании

истории международных отношений.

Документы свидетельствуют о нравственной вседозволенности в

межгосударственных отношениях Древнего Мира. Древнеиндийский свод законов

Ману гласил: «Враг – это наш сосед», в то время как в собрании политической

мудрости Древней Индии – Артхашастре говорилось, что договоры надо

заключать с равными либо более сильными королями, а на слабых необходимо

нападать[1]. В том же источнике говорится, что мудрый король должен печься

о процветании своей страны и стараться препятствовать процветанию

остальных. Аналогичный подход к построению внешних связей прослеживается во

всех государственных образованиях древнего мира. В ту эпоху недавно

зародившееся право рассматривалось как действующее лишь внутри страны, в

международных отношениях ему не отводилось никакого места. Заключаемые

между различными (чаще всего двумя) государствами договоры носили зачастую

локальный характер и нарушались при первой же необходимости безо всяких

правовых последствий. Примером заключенных на заре цивилизаций договоров

может послужить заключенный в XIII веке до н.е. договор о союзе между

фараоном Египта и царем хеттов, предусматривающий оказание содействия в

борьбе с внешними врагами, подавлении восстаний рабов и взаимной выдаче

политических беженцев[2]. К сожалению это – один из редчайших примеров

заключения межгосударственных договоров в древнем мире. В основном

заключение договоров с иностранцами воспринималось крайне отрицательно

всеми древними государствами и основным методом разрешения вопросов внешней

политики считалась на протяжении всего этого времени война.

Возникновение первых государств на Европейском континенте не внесло

значительных изменений в сложившиеся традиции. Греки были склонны считать

себя избранным народом. Древнегреческий мыслитель Демосфен доказывал, что

другие народности созданы исключительно для того, чтобы быть рабами

греков[3]. Тем не менее, значительным шагом вперед принято считать институт

проксена, разработанный в греческих городах-государствах и регулировавший

статус иностранцев. Согласно этому институту, пребывающий в стране

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.