Рефераты. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности






стратегий в области безопасности.

Главной идеей концепции человеческой безопасности является опровержение

гипотезы, согласно которой безопасность индивидов вытекает из безопасности

государств. Л. Эскуорти предлагается шесть компонентов концепции:

1. Когда обстоятельства это оправдывают, необходимо вмешиваться во имя

защиты человеческой безопасности. Подобное вмешательство может

включать в себя использование силовых методов, включая санкции и

военное вмешательство, как это имело место в операциях НАТО в Косово.

2. Необходимо оценить совершенно определенным образом человеческие

издержки стратегий, преследующих цель продвижения безопасности

государств и безопасность международную.

3. Политика безопасности должна быть тесно интегрирована в стратегию

поддержки прав человека, демократии и развития.

4. Из-за транснациональной природы проблем, угрожающих безопасности

личности, инициативы в этой сфере должны быть обращены ко всей гамме

акторов, включая государства, многосторонние организации и группы

гражданского общества.

5. Для эффективности системы человеческой безопасности необходимо

обеспечить высокий уровень координации действий всех вовлеченных

сторон.

6. Важное место в деле обеспечения человеческой безопасности стоит

уделить неправительственным организациям, которые проявляют активность

в деле защиты прав индивидов и могут сыграть важную роль в реализации

концепции[55].

Все эти моменты являются отличительными свойствами концепции человеческой

безопасности, которая основывается на противопоставлении безопасности

индивида и государства.

2.3. Теория демократического мира

Теория демократического мира основана на предположении, что моногенные

международные системы с однородными по своей идеологии, социально-

экономическим условиям и уровню демократии участниками, менее склонны к

конфронтациям, нежели гетерогенные. Эта теория в определенной степени

близка социалистической концепции безопасности, согласно которой войны

между социалистическими странами невозможны. Как и социалистическая

концепция, теория демократического мира придерживается мнения о том, что,

конфликты имеющие место в между демократическими государствами связаны с

тем, что эти государства недостаточно демократичны.

Сторонники теории демократического мира, возникшей в США, придерживаются

следующих принципов достижения желаемой системы международной безопасности:

- победа над нищетой;

- расширение взаимопонимания между народами;

- насаждение общечеловеческих ценностей;

- способствование демократическим переменам в странах;

- заострение внимания на стремлении меньшинств к самоопределению;

- институционализация разрешения конфликтов, и т.д[56].

Как видно эта теория основывается на концепции обеспечения международной

безопасности посредством повсеместного насаждения определенной модели

демократии. Слабой стороной этой концепции является то, что она не

учитывает препятствия, обусловленные естественноисторическими и

национальными условиями, с которыми может столкнуться процесс насаждения

демократии в отдельных странах.

Заключение

Вот мы, наконец, и подошли к концу нашей работы. Как видно, человечество

прошло нелегкий и долгий путь, полный войн и человеческих страданий, прежде

чем осознало необходимость создания такой системы, которая в силах

поддержать мир и безопасность во всем мире во имя процветания всех народов

и людей.

Создание ООН стало эпохальным событием, как в истории международных

отношений, так и в истории международного права. Устав ООН, отразивший волю

всего прогрессивного человечества, установил основные цели и принципы,

сформировавшие основу той системы, которую мы называем современным

международным правом.

Несмотря на сложную ситуацию, связанную с Холодной войной и всеми ее

«прелестями», международно-правовая система, основанная ООН, развивалась и

принимала все более широкий масштаб и совершенную форму. Сфера международно-

правового регулирования вопросов международной и региональной безопасности

расширялась и с каждым годом повышалась эффективность всей системы.

Развал социалистического блока и завершение Холодной войны привели к

коренному изменению международной среды, что потребовало пересмотра

некоторых ключевых позиций безопасности и ее международно-правового

регулирования.

За последние 10 лет сформировалось несколько новых теоретических подходов

к вопросу обеспечения международной безопасности. Многие положения

описанных концепций спорны, но некоторые их моменты могут быть эффективно

использованы при преодолении проблем, с которыми сталкивается международное

право на стыке тысячелетий.

Одна из характерных черт нашего времени состоит в том, что впервые

непосредственно решается вопрос будущего всего человечества, без разделения

его на какие-либо военно-политические блоки. Это находит свое отражение как

в заявлениях высокопоставленных лиц международных организаций, так и в

речах многих политиков, представляющих интересы отдельных государств.

Новые реалии в совокупности с преградами, стоящими на пути обеспечения

международной безопасности, являются своеобразным экзаменом для устоявшейся

международно-правовой системы, и от того, как современное международное

право справится со своими новыми задачами, зависит, будет ли эта правовая

система успешно применяться и пользоваться авторитетом в следующем

наступившем тысячелетии.

Библиография

1. Driessen B. A Concept of Nation in International Law. The Hague, 1992.

P. 165

2. Maryan Green N. A.. International Law. Third Edition. Pitman Publishing

1987

3. Rummel R. Power Kills: Democracy as a Method of Nonviolence. New

Brunswick: L., 1997

4. Rusk D. The role of International Law in World Affairs, 1964

5. Арцибасов И. Н., Егоров С. А. Вооруженный конфликт: право, политика,

дипломатия. Москва, 1989

6. Баскин Ю. Я., Фельдман Д. И.. История международного права. Москва,

1990

7. Беджауи М. Международный Суд: прошлое и будущее, Московский журнал

международного права, 1995, N

8. Бекяшев К.А. Международное публичное право Москва, 1999

9. Блатова Н. Т., Мелков Г. М. Международное право в документах. Москва,

2002

10. Внешняя политика Советского Союза в период отечественной войны. Т.1

Москва, 1970

11. Гаджиев К. С. Введение в геополитику. Москва, 2002

12. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги. Москва, 1956

13. Денисов В. Н.. Правовые аспекты разоружения в ракетно-ядерную эру.

Киев, 1990

14. Дмитриева Г. К., Лукашук И. И. Становление международной нормативной

системы. Москва, 1995

15. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право. Москва, 1999

16. Игнатенко Г.В.. Международное право. Москва, 1995

17. История древнего мира. Ранняя древность. Под редакцией Дьяконова И. М.,

Неронова В. Д., Свенцицкой И. С. Москва, 1982

18. История древнего мира. Расцвет древних обществ. Под редакцией Дьяконова

И. М., Неронова В. Д., Свенцицкой И. С. Москва, 1982

19. История древнего мира. Упадок древних сообществ. Под редакцией

Дьяконова И. М., Неронова В. Д., Свенцицкой И. С. Москва, 1982

20. История США в 4-х томах. Под редакцией Севостьянова Г. Н. Том 1.

Москва, 1983

21. Колосов Ю. М. Ответственность в международном праве. Москва, 1975

22. Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. Действующее международное право в двух

томах. Том 1. Москва, 2002

23. Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. Действующее международное право в двух

томах. Том 2. Москва, 2002

24. Крылов Н. Б. Правотворческая деятельность международных организаций.

Москва, 1988

25. Лукашук И. И. Международное право – Общая часть. Учебник для

юридических факультетов и вузов. Москва, Издательство БЭК, 1999

26. Лукашук И. И. Международное право – Особенная часть. Учебник для

юридических факультетов и вузов. Москва, Издательство БЭК, 1998

27. Мелков Г. М. Международное право в период вооруженных конфликтов.

Москва, 1986

28. Организация Объединенных Наций. Сборник документов. Москва, 1981

29. Осипов Г. А.. Международно-правовой режим нераспространения ядерного

оружия. Москва, 1987

30. Питер Кальвокоресси. Мировая политика после 1945 года. Книга 1. Москва,

2000

31. Питер Кальвокоресси. Мировая политика после 1945 года. Книга 2. Москва,

2000

32. Сборник обзоров, Международные суды и международное право, Москва, 1986

33. Скакунов Э. И. Международно-правовые гарантии безопасности государств.

Москва, 1983

34. Тинберген Я.. Пересмотр международного порядка. Москва, 1980

35. Торкунов А. В.. Современные международные отношения. Москва, 2001

36. Тункин Г.И. Международное право. Москва, 1982

37. Цыганков П. А. Теория международных отношений. Москва, 2002

38. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. Москва, 1996

39. Юровская Е. Е., Кривогузова И. М. Новая История (Второй период). Москва

издательство «Высшая Школа», 1976

40. Юровская Е. Е., Полтавский М. А., Застенкер Н. Е. Новая История (Первый

период). Москва издательство «Высшая Школа», 1972

-----------------------

[1] История древнего мира. Ранняя древность. Под редакцией Дьяконова И. М.

Москва, 1982. С. 172

[2] Там же: С. 205

[3] История древнего мира. Расцвет древних обществ. Под редакцией Дьяконова

И. М. Москва, 1982. С. 340-341

[4] История древнего мира. Упадок древних сообществ. Под редакцией

Дьяконова И. М. Москва, 1982. С. 53

[5] Лукашук И. И. Международное право – Общая часть. Учебник для

юридических факультетов и вузов. Москва, 1999

[6] Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги. Москва, 1956. С. 44

[7] Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. Москва, 1996.

С. 282

[8] История США в 4-х томах. Под редакцией Севостьянова Г. Н. Том 1.

Москва, “Наука”, 1983. С. 160

[9] Лукашук И. И. Международное право – Общая часть. Учебник для

юридических факультетов и вузов. Москва, 1999. С. 57 и сл.

[10] Блатова Н. Т., Мелков Г. М. Международное право в документах. Москва,

2002. С. 642

[11] Внешняя политика Советского Союза в период отечественной войны. Т. 1.

Москва, 1970. С. 120

[12] Лукашук И. И. Международное право – Общая часть. Учебник для

юридических факультетов и вузов. Москва, 1999. С. 64.

[13] Устав Организации Объединенных Наций. Гл. I, ст. 1. пп. 1-3

[14] Устав Организации Объединенных Наций. Гл. I, ст. 1, п. 4

[15] Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. Действующее международное право в двух

томах. Т. 1. Москва, 2002. С. 42

[16] Устав Организации Объединенных Наций. Гл. I, ст. 2, п. 2

[17] Лукашук И. И. Международное право – Общая часть. Учебник для

юридических факультетов и вузов. Москва, 1999. С. 289

[18] Устав Организации Объединенных Наций. Гл. III, ст. 7

[19] Устав Организации Объединенных Наций. Гл. I, ст. 2, п. 4

[20] Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. Действующее международное право в двух

томах. Т. 1. Москва, 2002. С. 571

[21] N A Maryan Green. International Law. Third Edition. Pitman Publishing

1987. Pp. 296-298

[22] В 1990 г. Совет Безопасности ООН признал право на коллективную

самооборону за любым государством, оказывающим помощь Кувейту после

нападения на него Ирака.

[23] На этом основании Международный Суд признал США натрушивающим принцип

неприменения силы в отношении Никарагуа. «…Не существует нормы, разрешающей

осуществление коллективной самообороны в отсутствие запроса государства,

считающего себя жертвой вооруженного нападения. Суд заключает, что

требование запросы государства – жертвы инкриминируемого нападения является

дополнительным к требованию того, чтобы это государство само заявило о

нападении». ICJ Reports. Para 199.

[24] Лукашук И. И. Международное право – Общая часть. Учебник для

юридических факультетов и вузов. Москва, 1999. С. 270

[25] В данном случае следует вспомнить интервенцию СССР в Чехословакию и

Афганистан, а также вмешательство США в ситуацию в странах Латинской

Америки и Вьетнама. Все эти акты были несовместимы с положением о

возможности оказания поддержки легитимному правительству по причине того,

что правительства, права которых «отстаивали» эти страны, не представляли

позиции большинства населения стран, подвергавшихся интервенции.

[26] Устав Организации Объединенных Наций. Гл. I, ст. 2, п. 4

[27] Как известно, законность отторжения части территории государств,

несущих ответственность за развязывание Второй мировой войны, признана

Уставом ООН (ст. 107)

[28] Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. Действующее международное право в двух

томах. Т. 1. Москва, 2002. С. 38

[29] Известно, что побежденные в результате Второй мировой войны

государства, далеко не полностью признавали существующие границы, что

заметно осложняло международные отношения в Европе. С целью устранить это

неудобство, и было принято решение включить данное положение в принцип

нерушимости границ. Питер Кальвокоресси. Мировая политика после 1945 года.

Книга 1. Москва, 2000. С. 265

[30] Блатова Н. Т., Мелков Г. М. Международное право в документах. Москва,

2002. С. 64

[31] Там же: С. 38

[32] Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. Действующее международное право в двух

томах. Т. 1. Москва, 2002. С. 41

[33] Там же: C. 41-42

[34] Driessen B. A Concept of Nation in International Law. The Hague, 1992.

P. 165

[35] Лукашук И. И. Международное право – Общая часть. Учебник для

юридических факультетов и вузов. Москва, 1999. C. 183

[36] Лукашук И. И. Международное право – Общая часть. Учебник для

юридических факультетов и вузов. Москва, 1999. С. 285

[37] Тункин Г.И. Международное право. Москва, 1982. С.307

[38] Подробнее о функции Совета Безопасности ООН в области поддержания мира

см. предыдущий раздел

[39] Игнатенко Г.В. Международное право. Москва, 1995. С. 303-304

[40] Игнатенко Г.В., Тиунова О.И. Международное право Москва, 1999. С. 435-

436

[41] Питер Кальвокоресси. Мировая политика после 1945 года. Книга 2.

Москва, 2000. С. 236

[42] Безопасность участников миротворческих операций ООН регулируется

Конвенцией о безопасности персонала ООН и связанных с ним лиц, одобренной

Генеральной Ассамблеей в 1994 г. Лукашук И. И. Международное право –

Особенная часть. Учебник для юридических факультетов и вузов. Москва, 1998.

С. 225

[43] Организация Объединенных Наций. Сборник документов. Москва, 1981. С.

448

[44] Последняя расходовала 80% своего годового промышленного производства

на военные цели. Военные расходы США также были очень высоки. Питер

Кальвокоресси. Мировая политика после 1945 года. Книга 1. Москва, 2000. С.

230

[45] Осипов Г. А. Международно-правовой режим нераспространения ядерного

оружия. Москва, 1987. С. 78

[46] Лукашук И. И. Международное право – Особенная часть. Учебник для

юридических факультетов и вузов. Москва, 1998. С. 233

[47] Игнатенко Г.В. Международное право. Москва, 1995. С. 311

[48] Бекяшев К.А. Международное публичное право. Москва, 1999, С. 353-354

[49] Торкунов А. В. Современные международные отношения. Москва, 2001. С.

314

[50] Лукашук И. И. Международное право – Особенная часть. Учебник для

юридических факультетов и вузов. Москва, 1998. С. 226

[51] Лукашук И. И. Международное право – Особенная часть. Учебник для

юридических факультетов и вузов. Москва, 1998. С. 226-227

[52] Дмитриева Г. К., Лукашук И. И. Становление международной нормативной

системы. Москва, 1995. С. 128

[53] В частности здесь следует отметить четыре Резолюции, принятые Советом

Безопасности ООН в отношении агрессии Армении против Азербайджана. К

сожалению, эти резолюции до сих пор остаются на бумаге.

[54] Цыганков П. А. Теория международных отношений. Москва, 2002. С. 339-

341

[55] Цыганков П. А. Теория международных отношений. Москва, 2002. С. 343-

344

[56] Rummel R. Power Kills: Democracy as a Method of Nonviolence. New

Brunswick: L., 1997. P?????†????????????????

. 1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.