Рефераты. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности






иностранец брался под покровительство лица, его пригласившего. Посредством

проксена (покровителя) иностранец имел право обращаться в органы управления

страны пребывания, и нередко тем же способом велись переговоры. Другим

нововведением греков считается институт дипломатии, применявшийся между

греческими городами-государствами. Посол, отправляемый страной постоянного

жительство в соседний город-государство, пользовался полной

неприкосновенностью и осуществлял полноценные дипломатические функции. К

сожалению, этот институт практиковался исключительно между греческими

государствами и не распространялся на варваров, коими греки считали все

остальные страны.

В Древнем Риме, известном своим значительным вкладом в развитие

внутреннего права, международного права не существовало. Международные

отношения Рима не знали никаких правовых норм, т.к. это противоречило самой

сущности Республики. В Риме считалось, что арбитрами международных

отношений могут быть только боги, т.к. только они стоят над

государствами[4].

Таким образом, можно прийти к выводу, что, несмотря на то, что

государства Древнего Мира внесли значительный вклад в развитие

международных отношений, в ту эпоху политики были далеки от разработки

межгосударственных нормативно-правовых норм, призванных обеспечить

стабильность в отношениях между ними. Несомненно, в имеется немало примеров

заключения между государствами Древнего Мира договоров. Но в этих договорах

отсутствовала одна важная черта – юридическая обязательность. Стороны,

заключающие договор были вольны при любых обстоятельствах нарушить его

предписания, что не только было чревато ответственностью, но и

приветствовалось. Такие специалисты международного права, как А. Нуссбаум

(США) и Ж. Верзийл (Нидерланды) пришли к выводу, нормы межгосударственных

отношений древности представляли собой религиозные предписания или

моральные обязательства в большей мере, чем юридические акты[5].

1.2. Безопасность государств в Средние Века

Период с конца V до середины IX веков н.э. ознаменовался эпохальными

событиями, в корне изменившими политико-географическую картину мира. К

концу V века варварские племена положили конец Римской империи и

рабовладельческой формации Древнего Мира. В результате этих событий на

Европейском континенте сформировался ряд крупных государств с качественно

новым общественным строем, вошедшим в историю под именем феодального строя.

К концу первого тысячелетия на западе сформировалось два могущественных как

с культурной, так и с политической точек зрения центра – Священная Римская

Империя в Западной и Византийская (Восточная Римская) империя в Центральной

и Восточной Европе.

В начале VII века на Аравийском полуострове зародилась третья после

иудаизма и христианства мировая религия – Ислам, что послужило толчком для

качественно нового этапа развития стран Востока. могущественная империя

Арабских Халифатов, охватившая в пике своего развития значительные

территории от Атлантического океана до Индии в широтном и от Средней Азии и

Кавказского Хребта до Центральной Африки в меридиональном направлениях,

стала третьим могущественным центром международной политики Средневековья.

Впоследствии, после заката Халифата, его место поочередно занимали

государства Сельджукидов, Монголов, Тимуридов и наконец Османская и

Сефевидская империи, которые играли те же геополитические функции, что и

Халифат.

Для большей удобности мы будем рассматривать международные отношения

Средних Веков через призму двух геополитических центров – Европы и Востока,

что позволит более четко выявить взаимосвязь между этими цивилизациями.

Западная и Центральная Европа

После развала Римской империи в Западной и Центральной Европе

сформировался ряд государств, между которыми велись войны и заключались

различного рода союзные и мирные договоры. Однако над международными

отношениями региона был установлен контроль Священной Римской империи и

католической церкви, что в совокупности с нижеследующими факторами

составили основные характеристики международных отношений в Европе Средних

Веков:

1. Центральная власть была недостаточно сильной, а феодальная

раздробленность – характерным явлением. Вотчина крупного

землевладельца являлась фактическим государством, собственность на

землю давала власть над населением.

2. В средневековой Европе стирались различия между частными и

межгосударственными отношениями также как и между публичным и частным

правом. Войны несли повсеместный характер, как между феодалами в

территориальных пределах одного государства, так и между

государствами.

3. В основе как внутренних, так и внешних связей лежало «кулачное право»,

т.е. сила, возведенная в закон. Сильный всегда прав, что нашло свое

отражение в таком институте, как «суд Божий», согласно которому спор

решался поединком.

4. Значительным было влияние католической церкви, что мешало как обще-

цивилизационному прогрессу, так и развитию правового регулирования

международных отношений. Долгое время главным средством регулирования

международных отношений средневековой Европы служило каноническое

право, основанное на религиозных догмах. Библейские тексты применялись

как диспозитивное право и церковь оказывала значительное влияние на

юриспруденцию. Наиболее крупным актом канонического права был декрет

папы Грациана (1139-1142 гг.) «Согласование несогласованных канонов»,

уделяющий внимание межгосударственным отношениям. Главная идея этого

декрета заключалась в «создании единого государства под десницей

папы».

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что уровень

правового регулирования международных отношений в средневековой Европе был

чрезвычайно низок и в основном базировался в канонических предписаниях

церкви.

Тем не менее, феодальные государства средневековой Европы внесли

значительный вклад в развитие концепций международной безопасности. В связи

с этим достаточно упомянуть организацию весомой коалиции для совершения

крестовых походов под началом Римской католической церкви. Это является

одним из ярких примеров претворения в жизнь концепции безопасности в

Европейском масштабе. Кроме того истории известны факты неоднократного

созыва съездов с участием большого числа глав государств.

Византия и Русь

На другой части Евразийского континента в средние века сложилось два

других сильных государства, которые, при этом, находились в наиболее

близком контакте со странами средневекового Востока. Византийская империя и

Киевская Русь являлись форпостами христианства на восточной окраине Евро-

центристского мира и занимали важное место в геополитическом раскладе

Евразийского континента.

Особая роль в данной связи уделялась Восточно-Римской, позже Византийской

империи, которая сохранила разрушенную «варварами» западно-римскую

цивилизацию и содействовала передаче соответствующего опыта варварским

государствам. Большую роль во внешней политике Византийской империи играла

миссионерская деятельность христианского духовенства. Обращение в

христианство других народов усиливало влияние Византии и помогало развитию

культуры вновь обращенных народов, включая культуру правовую. После

разделения в 1054 г. христианской церкви на католическую и православную,

влияние Византии в христианских странах восточной Европы еще более

усилилось. Наконец, крещение Руси привело к формированию целого блока между

католической Европой и мусульманским Востоком.

В связи со своим важным геостратегическим положением Византия и Русь были

первостепенным объектом для интервенций, как с западного, так и с

восточного направления. На протяжении тысячи лет Византия, а затем и Россия

сталкивались со многими кризисными ситуациями – войны с Арабским Халифатом,

интервенция Сельджукской империи, разрушительные походы армий Чингисхана,

крестовые походы и т.д. Падение Константинополя в 1453 г. и полный развал

Византийской империи в середине XV столетия значительно усилили роль

России, как центра православия.

Регулирование международных отношений в Византии и Руси мало чем

отличалось от остальной Европы, кроме относительно более высокого уровня

централизации. Одним из наиболее распространенных методов ведения внешней

политики в обоих регионах являлось заключение междинастических браков, что

являлось наиболее эффективным в то время средством заключения

межгосударственных союзов.

Мусульманский Восток

В VII веке н.э. на Аравийском полуострове образуется крупное

мусульманское государство – Арабский Халифат. С этого времени государства,

главенствующей религией в которых является Ислам, принимают активное

участие в межгосударственных отношениях. Огромная географическая территория

попадает под сильное влияние мусульманского права. Усиление роли и

значимости мусульманских государств в мировой политике продолжается вплоть

до XVII в. Истории известно несколько великих империй мусульманского

Востока, во главе которых стояли тюркские, арабские и персидские династии.

В совокупности с другими мусульманскими государствами они представляли

собой мощный блок стран, противостоящий христианскому миру. Десятые

столетия н.э. известны рядом эпохальных событий, приводивших к изменениям

баланса сил между западной и восточной цивилизациями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.