иностранец брался под покровительство лица, его пригласившего. Посредством
проксена (покровителя) иностранец имел право обращаться в органы управления
страны пребывания, и нередко тем же способом велись переговоры. Другим
нововведением греков считается институт дипломатии, применявшийся между
греческими городами-государствами. Посол, отправляемый страной постоянного
жительство в соседний город-государство, пользовался полной
неприкосновенностью и осуществлял полноценные дипломатические функции. К
сожалению, этот институт практиковался исключительно между греческими
государствами и не распространялся на варваров, коими греки считали все
остальные страны.
В Древнем Риме, известном своим значительным вкладом в развитие
внутреннего права, международного права не существовало. Международные
отношения Рима не знали никаких правовых норм, т.к. это противоречило самой
сущности Республики. В Риме считалось, что арбитрами международных
отношений могут быть только боги, т.к. только они стоят над
государствами[4].
Таким образом, можно прийти к выводу, что, несмотря на то, что
государства Древнего Мира внесли значительный вклад в развитие
международных отношений, в ту эпоху политики были далеки от разработки
межгосударственных нормативно-правовых норм, призванных обеспечить
стабильность в отношениях между ними. Несомненно, в имеется немало примеров
заключения между государствами Древнего Мира договоров. Но в этих договорах
отсутствовала одна важная черта – юридическая обязательность. Стороны,
заключающие договор были вольны при любых обстоятельствах нарушить его
предписания, что не только было чревато ответственностью, но и
приветствовалось. Такие специалисты международного права, как А. Нуссбаум
(США) и Ж. Верзийл (Нидерланды) пришли к выводу, нормы межгосударственных
отношений древности представляли собой религиозные предписания или
моральные обязательства в большей мере, чем юридические акты[5].
1.2. Безопасность государств в Средние Века
Период с конца V до середины IX веков н.э. ознаменовался эпохальными
событиями, в корне изменившими политико-географическую картину мира. К
концу V века варварские племена положили конец Римской империи и
рабовладельческой формации Древнего Мира. В результате этих событий на
Европейском континенте сформировался ряд крупных государств с качественно
новым общественным строем, вошедшим в историю под именем феодального строя.
К концу первого тысячелетия на западе сформировалось два могущественных как
с культурной, так и с политической точек зрения центра – Священная Римская
Империя в Западной и Византийская (Восточная Римская) империя в Центральной
и Восточной Европе.
В начале VII века на Аравийском полуострове зародилась третья после
иудаизма и христианства мировая религия – Ислам, что послужило толчком для
качественно нового этапа развития стран Востока. могущественная империя
Арабских Халифатов, охватившая в пике своего развития значительные
территории от Атлантического океана до Индии в широтном и от Средней Азии и
Кавказского Хребта до Центральной Африки в меридиональном направлениях,
стала третьим могущественным центром международной политики Средневековья.
Впоследствии, после заката Халифата, его место поочередно занимали
государства Сельджукидов, Монголов, Тимуридов и наконец Османская и
Сефевидская империи, которые играли те же геополитические функции, что и
Халифат.
Для большей удобности мы будем рассматривать международные отношения
Средних Веков через призму двух геополитических центров – Европы и Востока,
что позволит более четко выявить взаимосвязь между этими цивилизациями.
Западная и Центральная Европа
После развала Римской империи в Западной и Центральной Европе
сформировался ряд государств, между которыми велись войны и заключались
различного рода союзные и мирные договоры. Однако над международными
отношениями региона был установлен контроль Священной Римской империи и
католической церкви, что в совокупности с нижеследующими факторами
составили основные характеристики международных отношений в Европе Средних
Веков:
1. Центральная власть была недостаточно сильной, а феодальная
раздробленность – характерным явлением. Вотчина крупного
землевладельца являлась фактическим государством, собственность на
землю давала власть над населением.
2. В средневековой Европе стирались различия между частными и
межгосударственными отношениями также как и между публичным и частным
правом. Войны несли повсеместный характер, как между феодалами в
территориальных пределах одного государства, так и между
государствами.
3. В основе как внутренних, так и внешних связей лежало «кулачное право»,
т.е. сила, возведенная в закон. Сильный всегда прав, что нашло свое
отражение в таком институте, как «суд Божий», согласно которому спор
решался поединком.
4. Значительным было влияние католической церкви, что мешало как обще-
цивилизационному прогрессу, так и развитию правового регулирования
международных отношений. Долгое время главным средством регулирования
международных отношений средневековой Европы служило каноническое
право, основанное на религиозных догмах. Библейские тексты применялись
как диспозитивное право и церковь оказывала значительное влияние на
юриспруденцию. Наиболее крупным актом канонического права был декрет
папы Грациана (1139-1142 гг.) «Согласование несогласованных канонов»,
уделяющий внимание межгосударственным отношениям. Главная идея этого
декрета заключалась в «создании единого государства под десницей
папы».
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что уровень
правового регулирования международных отношений в средневековой Европе был
чрезвычайно низок и в основном базировался в канонических предписаниях
церкви.
Тем не менее, феодальные государства средневековой Европы внесли
значительный вклад в развитие концепций международной безопасности. В связи
с этим достаточно упомянуть организацию весомой коалиции для совершения
крестовых походов под началом Римской католической церкви. Это является
одним из ярких примеров претворения в жизнь концепции безопасности в
Европейском масштабе. Кроме того истории известны факты неоднократного
созыва съездов с участием большого числа глав государств.
Византия и Русь
На другой части Евразийского континента в средние века сложилось два
других сильных государства, которые, при этом, находились в наиболее
близком контакте со странами средневекового Востока. Византийская империя и
Киевская Русь являлись форпостами христианства на восточной окраине Евро-
центристского мира и занимали важное место в геополитическом раскладе
Евразийского континента.
Особая роль в данной связи уделялась Восточно-Римской, позже Византийской
империи, которая сохранила разрушенную «варварами» западно-римскую
цивилизацию и содействовала передаче соответствующего опыта варварским
государствам. Большую роль во внешней политике Византийской империи играла
миссионерская деятельность христианского духовенства. Обращение в
христианство других народов усиливало влияние Византии и помогало развитию
культуры вновь обращенных народов, включая культуру правовую. После
разделения в 1054 г. христианской церкви на католическую и православную,
влияние Византии в христианских странах восточной Европы еще более
усилилось. Наконец, крещение Руси привело к формированию целого блока между
католической Европой и мусульманским Востоком.
В связи со своим важным геостратегическим положением Византия и Русь были
первостепенным объектом для интервенций, как с западного, так и с
восточного направления. На протяжении тысячи лет Византия, а затем и Россия
сталкивались со многими кризисными ситуациями – войны с Арабским Халифатом,
интервенция Сельджукской империи, разрушительные походы армий Чингисхана,
крестовые походы и т.д. Падение Константинополя в 1453 г. и полный развал
Византийской империи в середине XV столетия значительно усилили роль
России, как центра православия.
Регулирование международных отношений в Византии и Руси мало чем
отличалось от остальной Европы, кроме относительно более высокого уровня
централизации. Одним из наиболее распространенных методов ведения внешней
политики в обоих регионах являлось заключение междинастических браков, что
являлось наиболее эффективным в то время средством заключения
межгосударственных союзов.
Мусульманский Восток
В VII веке н.э. на Аравийском полуострове образуется крупное
мусульманское государство – Арабский Халифат. С этого времени государства,
главенствующей религией в которых является Ислам, принимают активное
участие в межгосударственных отношениях. Огромная географическая территория
попадает под сильное влияние мусульманского права. Усиление роли и
значимости мусульманских государств в мировой политике продолжается вплоть
до XVII в. Истории известно несколько великих империй мусульманского
Востока, во главе которых стояли тюркские, арабские и персидские династии.
В совокупности с другими мусульманскими государствами они представляли
собой мощный блок стран, противостоящий христианскому миру. Десятые
столетия н.э. известны рядом эпохальных событий, приводивших к изменениям
баланса сил между западной и восточной цивилизациями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17