организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы
экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны
быть созданы специальные, особые организации».
С этой позицией СССР были не согласны представители другие союзники,
которые с самого начала рассматривали ООН как организацию с широкой
компетенцией, которая должна была совместить контроль за интеграцией
государств-членов как в политических, так и в социально-экономических
вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих
сферах должна быть равновеликой.
Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере
у государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально
противоположных подхода – о широкой компетенции Организации в этом вопросе
и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-
экономического развития. В конечном итоге после использования
дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН
функцией координации межгосударственного социально-экономического
сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и
возложены на создавшийся для этого Экономический и Социальный Совет. В
отличие от Совета Безопасности, ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере
весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН
стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических
вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и
включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По
этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества
из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был
назван подход с позиции функциональной децентрализации.
Таким образом, в 1945 г. незадолго до завершения Второй мировой войны
союзными странами была официально упразднена Лига Наций, не сумевшая
оправдать надежды мирового сообщества, и ее место заняла Организация
Объединенных Наций, на которую с самого начала возлагались большие надежды
в связи с обеспечением международной безопасности, мира и процветания на
всей Земле.
Часть II. ООН как основной гарант международной безопасности в современном
мире
Глава 1. Устав, функции и органы ООН как основной механизм достижения и
поддержания международной стабильности и мира
1 Цели и принципы ООН и их основополагающая роль в действующем
международном праве
По общепризнанному мнению фундамент современного международного права
был заложен Уставом ООН. Данное положение также широко признано в
международно-правовой доктрине и в официальных кругах. Разумеется Устав ООН
появился не на пустом месте. Он опирается на предшествующий опыт
регулирования международных отношений. Но главное в том, что его содержание
отразило особые условия, сложившиеся в канун победы антигитлеровской
коалиции во Второй мировой войне.
В социальном плане Устав ООН воплотил общечеловеческие интересы и надежды
на то, что совместными усилиями государства обеспечат мир и процветание.
Потребовались века на то, чтобы мечта родоначальников идеи международного
права воплотилась в реальность. Ф. де Витториа в 1532 г. писал, что нормы
права наций должны выводиться из «согласия большей части всего мира, прежде
всего во имя общего блага всех»[12].
В политическом отношении положения Устава ООН отражали новое
международное политическое мышление, в основу которого лег принцип
сотрудничества. Устав предписывал отказ от доминировавшей на протяжении
веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права и
справедливости. Устав порвал с легализацией колониализма, в результате
чего, при немалой роли ООН колониальная система была полностью разрушена.
Тем самым Устав ООН в корне изменил систему субъектов международно-правовых
отношений, сделав ее более демократичной и представительной. Другим
прогрессивным достижением ООН является то, что впервые в истории во главу
угла был поставлен вопрос значимости и неприкосновенности прав человека и
именно отражение этого принципа в Уставе ООН дало стимул для развития
целого международно-правового института и свода международно-правовых
актов, посвященных данной тематике.
Ныне принципы и другие положения, нашедшие свое отражение в Уставе ООН
принимаются в качестве первоосновы в правовом регулировании международных
отношений. Императивность декларированных в Апреле 1945 г. целей и
принципов играет роль гаранта их имплементации на региональном и
национальном уровне.
Выше было отмечено, что цели, принципы и иные предписания ООН стали
основой действующего международного права. Устав ООН занимает высшую
позицию в иерархии международно-правовых норм, регулирующих различные
аспекты международной жизни, в том числе и международную безопасность.
Главной социально-политической целью современного международного права
является обеспечение нормального функционирования существующей системы
международных отношений и ее развитие. Характерная особенность современного
международного права состоит в том, что стимулирование социально-
экономического прогресса стало одной из главных его целей. Устав ООН
закрепил цель «содействия экономическому и социальному прогрессу всех
народов».
Статья 1 Главы I Устава ООН «Цели и Принципы» определила следующие
основные цели для новой международно-правовой системы:
1. Поддерживание международного мира и безопасности посредством
принятия коллективных мер по предотвращению и устранению угрозы
миру и подавлению актов агрессии «в согласии с принципами
справедливости и международного права». Данная цель предусматривает
также коллективные действия по улаживанию или разрешению
«международных споров или ситуаций, которые могут привести к
нарушению мира»;
2. Развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения
принципа равноправия и самоопределения народов;
3. Осуществление международного сотрудничества в разрешении
международных проблем, экономического, социального, культурного и
гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам
человека и основным свободам[13].
Исходя из вышеперечисленных целей новой международной системы, Уставом на
ООН возлагалась задача функционирования в качестве центра для «согласования
действий наций в достижении этих общих целей»[14].
Перечисленные в Уставе ООН цели занимают верховную императивную позицию
во всей существующей иерархии международно-правовых актов современности.
Принципы международного права, отраженные в следующей статье Устава ООН
основываются на этих целях и являются главным средством их достижения.
Цели, отраженные в Уставе ООН, также выступают в качестве основы для
постановки целей других международных соглашений и институтов. Последние не
могут входить в противоречие с целями ООН и могут лишь их развивать и
детализировать.
Цели, отраженные в Уставе ООН закрепляются в принципах организации,
которым придается статус всеобщих принципов международного права. Устав ООН
включает в себя семь основных принципов организации и международного права
в целом, которые были впоследствии закреплены и дополнены Декларацией о
принципах международного права 1970 г. и Заключительным актом Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе, принятом в 1975 году. В результате
сформировалось десять основополагающих принципов международного права,
которые мы будем рассматривать по степени значимости.
I. Принцип суверенного равенства
Этот принцип занимает первое место во второй Устава ООН о принципах,
которая гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства
всех ее Членов». Этот принцип лежит в основе не только ООН, но и системы
управления международными отношениями в целом. Декларация о принципах
международного права, принятая в 1970 г. на XXV сессии Генеральной
Ассамблеи ООН подтверждают этот принцип и наделяет его следующими
элементами:
- государства юридически равны;
- каждое государство пользуется правами, присущими полному
суверенитету;
- каждое государство обязано уважать правосубъектность других
государств;
- территориальная целостность и политическая независимость государства
неприкосновенны;
- каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои
политические, социальные, экономические и культурные системы;
- каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои
международные обязательства и жить в мире с другими
государствами[15].
Заключительный акт Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе
также содержит данный принцип, основанный на суверенном равенстве и
уважении прав, присущих суверенитету.
Таким образом, принцип суверенного равенства государств, будучи
основополагающим принципом международного права, также находится во
взаимосвязи с другими принципами международного права, такими как принципы
территориальной целостности, нерушимости границ, добросовестного выполнения
обязательств и невмешательства.
Главные особенности принципа суверенного равенства государств состоят в
том, что суверенитет в современной международно-правовой системе не
является неограниченным. Он ограничен с одной стороны правами человека и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17