Рефераты. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности






организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы

экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны

быть созданы специальные, особые организации».

С этой позицией СССР были не согласны представители другие союзники,

которые с самого начала рассматривали ООН как организацию с широкой

компетенцией, которая должна была совместить контроль за интеграцией

государств-членов как в политических, так и в социально-экономических

вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих

сферах должна быть равновеликой.

Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере

у государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально

противоположных подхода – о широкой компетенции Организации в этом вопросе

и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-

экономического развития. В конечном итоге после использования

дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН

функцией координации межгосударственного социально-экономического

сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и

возложены на создавшийся для этого Экономический и Социальный Совет. В

отличие от Совета Безопасности, ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере

весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН

стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических

вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и

включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По

этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества

из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был

назван подход с позиции функциональной децентрализации.

Таким образом, в 1945 г. незадолго до завершения Второй мировой войны

союзными странами была официально упразднена Лига Наций, не сумевшая

оправдать надежды мирового сообщества, и ее место заняла Организация

Объединенных Наций, на которую с самого начала возлагались большие надежды

в связи с обеспечением международной безопасности, мира и процветания на

всей Земле.

Часть II. ООН как основной гарант международной безопасности в современном

мире

Глава 1. Устав, функции и органы ООН как основной механизм достижения и

поддержания международной стабильности и мира

1 Цели и принципы ООН и их основополагающая роль в действующем

международном праве

По общепризнанному мнению фундамент современного международного права

был заложен Уставом ООН. Данное положение также широко признано в

международно-правовой доктрине и в официальных кругах. Разумеется Устав ООН

появился не на пустом месте. Он опирается на предшествующий опыт

регулирования международных отношений. Но главное в том, что его содержание

отразило особые условия, сложившиеся в канун победы антигитлеровской

коалиции во Второй мировой войне.

В социальном плане Устав ООН воплотил общечеловеческие интересы и надежды

на то, что совместными усилиями государства обеспечат мир и процветание.

Потребовались века на то, чтобы мечта родоначальников идеи международного

права воплотилась в реальность. Ф. де Витториа в 1532 г. писал, что нормы

права наций должны выводиться из «согласия большей части всего мира, прежде

всего во имя общего блага всех»[12].

В политическом отношении положения Устава ООН отражали новое

международное политическое мышление, в основу которого лег принцип

сотрудничества. Устав предписывал отказ от доминировавшей на протяжении

веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права и

справедливости. Устав порвал с легализацией колониализма, в результате

чего, при немалой роли ООН колониальная система была полностью разрушена.

Тем самым Устав ООН в корне изменил систему субъектов международно-правовых

отношений, сделав ее более демократичной и представительной. Другим

прогрессивным достижением ООН является то, что впервые в истории во главу

угла был поставлен вопрос значимости и неприкосновенности прав человека и

именно отражение этого принципа в Уставе ООН дало стимул для развития

целого международно-правового института и свода международно-правовых

актов, посвященных данной тематике.

Ныне принципы и другие положения, нашедшие свое отражение в Уставе ООН

принимаются в качестве первоосновы в правовом регулировании международных

отношений. Императивность декларированных в Апреле 1945 г. целей и

принципов играет роль гаранта их имплементации на региональном и

национальном уровне.

Выше было отмечено, что цели, принципы и иные предписания ООН стали

основой действующего международного права. Устав ООН занимает высшую

позицию в иерархии международно-правовых норм, регулирующих различные

аспекты международной жизни, в том числе и международную безопасность.

Главной социально-политической целью современного международного права

является обеспечение нормального функционирования существующей системы

международных отношений и ее развитие. Характерная особенность современного

международного права состоит в том, что стимулирование социально-

экономического прогресса стало одной из главных его целей. Устав ООН

закрепил цель «содействия экономическому и социальному прогрессу всех

народов».

Статья 1 Главы I Устава ООН «Цели и Принципы» определила следующие

основные цели для новой международно-правовой системы:

1. Поддерживание международного мира и безопасности посредством

принятия коллективных мер по предотвращению и устранению угрозы

миру и подавлению актов агрессии «в согласии с принципами

справедливости и международного права». Данная цель предусматривает

также коллективные действия по улаживанию или разрешению

«международных споров или ситуаций, которые могут привести к

нарушению мира»;

2. Развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения

принципа равноправия и самоопределения народов;

3. Осуществление международного сотрудничества в разрешении

международных проблем, экономического, социального, культурного и

гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам

человека и основным свободам[13].

Исходя из вышеперечисленных целей новой международной системы, Уставом на

ООН возлагалась задача функционирования в качестве центра для «согласования

действий наций в достижении этих общих целей»[14].

Перечисленные в Уставе ООН цели занимают верховную императивную позицию

во всей существующей иерархии международно-правовых актов современности.

Принципы международного права, отраженные в следующей статье Устава ООН

основываются на этих целях и являются главным средством их достижения.

Цели, отраженные в Уставе ООН, также выступают в качестве основы для

постановки целей других международных соглашений и институтов. Последние не

могут входить в противоречие с целями ООН и могут лишь их развивать и

детализировать.

Цели, отраженные в Уставе ООН закрепляются в принципах организации,

которым придается статус всеобщих принципов международного права. Устав ООН

включает в себя семь основных принципов организации и международного права

в целом, которые были впоследствии закреплены и дополнены Декларацией о

принципах международного права 1970 г. и Заключительным актом Совещания по

безопасности и сотрудничеству в Европе, принятом в 1975 году. В результате

сформировалось десять основополагающих принципов международного права,

которые мы будем рассматривать по степени значимости.

I. Принцип суверенного равенства

Этот принцип занимает первое место во второй Устава ООН о принципах,

которая гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства

всех ее Членов». Этот принцип лежит в основе не только ООН, но и системы

управления международными отношениями в целом. Декларация о принципах

международного права, принятая в 1970 г. на XXV сессии Генеральной

Ассамблеи ООН подтверждают этот принцип и наделяет его следующими

элементами:

- государства юридически равны;

- каждое государство пользуется правами, присущими полному

суверенитету;

- каждое государство обязано уважать правосубъектность других

государств;

- территориальная целостность и политическая независимость государства

неприкосновенны;

- каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои

политические, социальные, экономические и культурные системы;

- каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои

международные обязательства и жить в мире с другими

государствами[15].

Заключительный акт Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе

также содержит данный принцип, основанный на суверенном равенстве и

уважении прав, присущих суверенитету.

Таким образом, принцип суверенного равенства государств, будучи

основополагающим принципом международного права, также находится во

взаимосвязи с другими принципами международного права, такими как принципы

территориальной целостности, нерушимости границ, добросовестного выполнения

обязательств и невмешательства.

Главные особенности принципа суверенного равенства государств состоят в

том, что суверенитет в современной международно-правовой системе не

является неограниченным. Он ограничен с одной стороны правами человека и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.