а состоя- ние нравственности, развитие культуры не позволяют даже
непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с прошлым.
По- этому уже с середины XIX века ставится вопрос о плате человечества за
прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противо- речивости
прогресса в разных сферах общественной жизни. Перед че- ловечеством встала
задача научиться сочетать изменения в науч- но-технической,социальной и
духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась гармония, чтобы бездумное
покорение природы и насилие под историей не подвели людей к краю бездны.
Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с выявления
взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым синонимом
изменения или при- равнивать его к прогрессу. Развитие - процесс более
сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать понятие
раз- вития можно на основе анализа различных типов универсальных свя- зей,
выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый тип
изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не
свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить
количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового,
изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения рав- нозначны
развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с
повторением однотипных фаз или просто обратимые измене- ния типа "вода -
пар - вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие,
ко- торые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и
функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Раз- витие -
процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступа- тельных
изменений сложных системных объектов в достаточно большие интервалы времени
(например,эволюция литосферы, экосистем, истори- ческое развитие
человеческих сообществ, орудий и навыков труда, НТП и т.д.). Развитие
нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое
развитие происходит с постоянными отклоне- ниями в сторону, с возвратами
назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса
(эволюция приматов или конвер- генции - слияния, синтеза, объединения
различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен).
Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть которого
заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в
определенных условиях в результате действия соответс- твующих причин.
Необходимо учитывать не только обусловленность настоящего прошлым, но и
развитие самой современности: ведь в нас- тоящем противоборствуют различные
тенденции, формируются альтерна- тивные возможности будущего развития.
Историзм тесно связан с кон- цепцией детерминации явлений. История - не
заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом.
Объективные зако- номерности исторического развития прокладывают себе
дорогу не в единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно
учитывать многообразие возможных форм, путей развития. Наиболее сложным
типом развития является история общества, включающая в себя, кроме
объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это
чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических
процессов. В реализации ис- торических перспектив, возможностей участвуют
человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Теоретическое осмысление
исторических процессов требует применения всего комплекса знаний, методов
диа- лектики. В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя
противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими противо- положными
по своим характеристикам, разнонаправленными друг от друга, диалектически
связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс ( от
лат. progress - движение вперед,успех), тип, направление развития,
характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к
более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в
целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам
развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно с понятием
регресса. Прогресс предполагает такую дифференциацию и интеграцию эле-
ментов и связей системы, которая повышает степень ее целостности, ее
приспособленность к среде, функциональную эффективность, устой- чивость,
надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития. Если же
в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы
функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число
подсистем, элементов и связей, обес- печивающих существование,устойчивость
и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.
88.Діалектика класового, національного і загальнолюдського у розв’язанні
глобальних проблемм сучасності.
В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит
ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших
социальных механизмов взаимодействия человека с природой. В начале
человеческой истории действовали преимуществен- но адаптационные
(приспособительные) механизмы взаимодействия. Че- ловек подчинялся силам
природы, приспосабливался к изменениям, происходящим в ней, изменяя по мере
этого свою собственную приро- ду. Затем по мере развития производительных
сил возобладало утили- тарное отношение человека к природе, другому
человеку. Современная эпоха ставит вопрос о переходе к новому пути
социальных механиз- мов,который следует назвать коэволюционным или
гармоническим. Гло- бальная ситуация, в которой оказалось человечество,
отражает и вы- ражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к
при- родным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к
осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в
глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с этим особое
значение приобретает осмысление глобальных проблем совре- менности, их
причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальными проблемами называют те,
которые имеют общечелове- ческий характер, затрагивают интересы
человечества в целом и каж- дого отдельного человека практически в любой
точке планеты. Напри- мер, угроза термоядерной
катастрофы,угроза деградации природной среды и экологического самоубийства
человечества, продовольствен- ная проблема, проблемы борьбы с опасными для
человечества заболе- ваниями и т.д. Все эти проблемы порождены
разобщенностью челове- чества, неравномерностью его развития. Сознательное
начало еще не стало важнейшей предпосылкой человечества как единого целого.
От- рицательные результаты и последствия несогласованных, непродуман- ных
действий стран, народов, отдельных людей, накапливаясь в гло- бальных
масштабах, стали мощным объективным фактором мирового эко- номического и
социального развития. Они оказывают все более су- щественное влияние на
развитие отдельных стран и регионов. Их ре- шение предполагает объединение
усилий большого количества госу- дарств и организаций на международном
уровне. Все глобальные проблемы современности можно свести к трем ос-
новным группам: 1. Проблемы экономического и политического взаимодействия
го- сударств: а) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и
создания благоприятных условий для социального прогресса всех стран и
народов; б) проблема преодоления технологической и экономической отс-
талости развивающихся стран и установление нового международного порядка.
2. Проблемы взаимодействия общества и природы: а) предотвращение
катастрофического загрязнения окружающей среды; б) обеспечение человечества
необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией,продовольствием); в)
освоение мирового океана и космического пространства. 3. Проблемы
взаимоотношений людей и общества: а) проблема роста народонаселения; б)
проблема охраны и укрепления здоровья людей; в) проблемы образования и
культурного роста. В первой группе проблем мы назвали проблемы
интерсоциальные, преимущественно политические проблемы.И это не случайно.
Отношение между государствами планеты, проблема демилитаризации
человечества - ключевая глобальная проблема. Милитаризм стал "раковой
опухолью" человечества. Достаточно сказать, что 1/4 ученых мира втянута в
подготовку к войне. Военно-промышленный комплекс отвлекает от со-
зидательных целей огромные трудовые, материальные и финансовые ре- сурсы.
Ядерные державы накопили такое количество расщепляющихся материалов, что
его достаточно для многократного уничтожения всего живого на планете. И
наконец, военные расходы - главное препятс- твие на пути положительного
решения всех глобальных проблем. В условиях "потепления" международного
климата, сокращения гонки вооружений создаются политические и экономические
предпосыл- ки снятия проблемы термоядерной катастрофы. Однако обольщаться
ус- пехами в демилитаризации человечества не следует. Во-первых, сох-
раняется противостояние отдельных государств и опасность для чело- вечества
локальных конфликтов и малых войн. Во-вторых, в условиях быстрого развития
атомной энергетики возрастает опасность термоя- дерного катаклизма из-за
бесконтрольного расползания атомного оружия и попадания его в руки
политических маньяков и гангстеров. Проблема полной демилитаризации
человечества может быть реше- на только на основе устранения угнетения и
эксплуатации одного на- рода другим, преодоления экономической отсталости
развивающихся стран и установления справедливого международного
экономического порядка. Эта проблема является ключевой в деле перехода к
новому историческому типу природопользования, к коэволюционным механизмам
развития человечества в гармонии с природой и самим собой. Суть
экологической проблемы заключается в опасном для сущест- вования
человечества нарушения равновесия биосферных процессов. Известно, что жизнь
на Земле существует в форме биотических круговоротов органического
вещества, основанных на взаимодействии процессов синтеза и деструкции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32