Рефераты. Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)






а состоя- ние нравственности, развитие культуры не позволяют даже

непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с прошлым.

По- этому уже с середины XIX века ставится вопрос о плате человечества за

прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противо- речивости

прогресса в разных сферах общественной жизни. Перед че- ловечеством встала

задача научиться сочетать изменения в науч- но-технической,социальной и

духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась гармония, чтобы бездумное

покорение природы и насилие под историей не подвели людей к краю бездны.

Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с выявления

взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым синонимом

изменения или при- равнивать его к прогрессу. Развитие - процесс более

сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать понятие

раз- вития можно на основе анализа различных типов универсальных свя- зей,

выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый тип

изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не

свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить

количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового,

изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения рав- нозначны

развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с

повторением однотипных фаз или просто обратимые измене- ния типа "вода -

пар - вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие,

ко- торые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и

функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Раз- витие -

процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступа- тельных

изменений сложных системных объектов в достаточно большие интервалы времени

(например,эволюция литосферы, экосистем, истори- ческое развитие

человеческих сообществ, орудий и навыков труда, НТП и т.д.). Развитие

нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое

развитие происходит с постоянными отклоне- ниями в сторону, с возвратами

назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса

(эволюция приматов или конвер- генции - слияния, синтеза, объединения

различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен).

Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть которого

заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в

определенных условиях в результате действия соответс- твующих причин.

Необходимо учитывать не только обусловленность настоящего прошлым, но и

развитие самой современности: ведь в нас- тоящем противоборствуют различные

тенденции, формируются альтерна- тивные возможности будущего развития.

Историзм тесно связан с кон- цепцией детерминации явлений. История - не

заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом.

Объективные зако- номерности исторического развития прокладывают себе

дорогу не в единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно

учитывать многообразие возможных форм, путей развития. Наиболее сложным

типом развития является история общества, включающая в себя, кроме

объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это

чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических

процессов. В реализации ис- торических перспектив, возможностей участвуют

человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Теоретическое осмысление

исторических процессов требует применения всего комплекса знаний, методов

диа- лектики. В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя

противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими противо- положными

по своим характеристикам, разнонаправленными друг от друга, диалектически

связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс ( от

лат. progress - движение вперед,успех), тип, направление развития,

характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к

более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в

целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам

развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно с понятием

регресса. Прогресс предполагает такую дифференциацию и интеграцию эле-

ментов и связей системы, которая повышает степень ее целостности, ее

приспособленность к среде, функциональную эффективность, устой- чивость,

надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития. Если же

в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы

функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число

подсистем, элементов и связей, обес- печивающих существование,устойчивость

и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.

88.Діалектика класового, національного і загальнолюдського у розв’язанні

глобальних проблемм сучасності.

В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит

ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших

социальных механизмов взаимодействия человека с природой. В начале

человеческой истории действовали преимуществен- но адаптационные

(приспособительные) механизмы взаимодействия. Че- ловек подчинялся силам

природы, приспосабливался к изменениям, происходящим в ней, изменяя по мере

этого свою собственную приро- ду. Затем по мере развития производительных

сил возобладало утили- тарное отношение человека к природе, другому

человеку. Современная эпоха ставит вопрос о переходе к новому пути

социальных механиз- мов,который следует назвать коэволюционным или

гармоническим. Гло- бальная ситуация, в которой оказалось человечество,

отражает и вы- ражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к

при- родным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к

осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в

глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с этим особое

значение приобретает осмысление глобальных проблем совре- менности, их

причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальными проблемами называют те,

которые имеют общечелове- ческий характер, затрагивают интересы

человечества в целом и каж- дого отдельного человека практически в любой

точке планеты. Напри- мер, угроза термоядерной

катастрофы,угроза деградации природной среды и экологического самоубийства

человечества, продовольствен- ная проблема, проблемы борьбы с опасными для

человечества заболе- ваниями и т.д. Все эти проблемы порождены

разобщенностью челове- чества, неравномерностью его развития. Сознательное

начало еще не стало важнейшей предпосылкой человечества как единого целого.

От- рицательные результаты и последствия несогласованных, непродуман- ных

действий стран, народов, отдельных людей, накапливаясь в гло- бальных

масштабах, стали мощным объективным фактором мирового эко- номического и

социального развития. Они оказывают все более су- щественное влияние на

развитие отдельных стран и регионов. Их ре- шение предполагает объединение

усилий большого количества госу- дарств и организаций на международном

уровне. Все глобальные проблемы современности можно свести к трем ос-

новным группам: 1. Проблемы экономического и политического взаимодействия

го- сударств: а) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и

создания благоприятных условий для социального прогресса всех стран и

народов; б) проблема преодоления технологической и экономической отс-

талости развивающихся стран и установление нового международного порядка.

2. Проблемы взаимодействия общества и природы: а) предотвращение

катастрофического загрязнения окружающей среды; б) обеспечение человечества

необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией,продовольствием); в)

освоение мирового океана и космического пространства. 3. Проблемы

взаимоотношений людей и общества: а) проблема роста народонаселения; б)

проблема охраны и укрепления здоровья людей; в) проблемы образования и

культурного роста. В первой группе проблем мы назвали проблемы

интерсоциальные, преимущественно политические проблемы.И это не случайно.

Отношение между государствами планеты, проблема демилитаризации

человечества - ключевая глобальная проблема. Милитаризм стал "раковой

опухолью" человечества. Достаточно сказать, что 1/4 ученых мира втянута в

подготовку к войне. Военно-промышленный комплекс отвлекает от со-

зидательных целей огромные трудовые, материальные и финансовые ре- сурсы.

Ядерные державы накопили такое количество расщепляющихся материалов, что

его достаточно для многократного уничтожения всего живого на планете. И

наконец, военные расходы - главное препятс- твие на пути положительного

решения всех глобальных проблем. В условиях "потепления" международного

климата, сокращения гонки вооружений создаются политические и экономические

предпосыл- ки снятия проблемы термоядерной катастрофы. Однако обольщаться

ус- пехами в демилитаризации человечества не следует. Во-первых, сох-

раняется противостояние отдельных государств и опасность для чело- вечества

локальных конфликтов и малых войн. Во-вторых, в условиях быстрого развития

атомной энергетики возрастает опасность термоя- дерного катаклизма из-за

бесконтрольного расползания атомного оружия и попадания его в руки

политических маньяков и гангстеров. Проблема полной демилитаризации

человечества может быть реше- на только на основе устранения угнетения и

эксплуатации одного на- рода другим, преодоления экономической отсталости

развивающихся стран и установления справедливого международного

экономического порядка. Эта проблема является ключевой в деле перехода к

новому историческому типу природопользования, к коэволюционным механизмам

развития человечества в гармонии с природой и самим собой. Суть

экологической проблемы заключается в опасном для сущест- вования

человечества нарушения равновесия биосферных процессов. Известно, что жизнь

на Земле существует в форме биотических круговоротов органического

вещества, основанных на взаимодействии процессов синтеза и деструкции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.