Рефераты. Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)






Форма - это связи, существующие между элементами содержания, та организация

предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и может

выполнять свои функции.

Содержание и форма взаимосвязаны между собой, но они не всегда в одинаковой

степени зависят друг от друга.

1)Определяющая роль во взаимоотношениях содержания и формы принадлежит

содержанию. Форма возникает и складывается под влиянием содержания.

2)Форма по отношению к содержанию не всегда автоматически меняется вслед

за изменением содержания. Некоторое время содержание остается в старой

форме. Отставание формы от содержания может быть связано с некоторыми

причинами влияния содержания.

3)Форма может обладать относительной самостоятельностью, т.е. она влияет на

содержание.

Противоречие, существующее между содержанием и формой, может носить двоякий

характер:

1. если форма соответствует содержанию, то она создает условия для его

развития.

2. если форма не соответствует содержанию, то содержание не может

развиваться в полной мере, т.к. ему мешает старая форма.

Разрешение противоречия необходимо и это приводит к тому, что предмет

меняется качественно.

59. Категорії, що розкривають зв”язки детермінації : причина і наслідок,

необхідність та випадковість, можливість і дійсність.

Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.

Изменения, происходящие с предметами, имеют свою причину, но одни

изменения связаны с внутренней природой самого предмета, а другие

изменения зависят от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия

категорий необходимости и случайности. Необходимость - это те свойства

предмета, а также происходящие с ним изменения, которые обусловлены

внутренней природой самого предмета. Случайность - это те свойства,

изменения, которые обусловлены стечением внешних, несущественных для

предмета обстоятельств.Необходимость и случайность взаимосвязаны между

собой. Всякая необходимость пробивает себе дорогу через массу

случайностей. Случайность всегда, так или иначе, связана с

необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость имеет своим

дополнением случайность.

Связь необходимости и случайности проявляется в том, что одно и тоже

событие случайное в одном отношении выступает как необходимое, в другом.

Пример: Засуха, погубившая растения - случайность для них, но засуха -

необходимое следствие метеорологических условий.

Существует несколько подходов необходимости и случайности. Некоторые

считают, что в мире все только необходимо, что случайности не играют

никакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено).

Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, что

случайности играют определенную роль.

27. Причина и следствие, их взаимосвязь.

Связи, существующие между предметами и явлениями - это связи причины и

следствия. То, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-то явление

называется причиной, а то, что возникает под действием определенной причины

называется следствием.

Причинно-следственные связи разнообразны: главные и неглавные, существенные

и несущественные, внешние и внутренние, общие и ближайшие и т. д. Причинно-

следственные связи необходимо отличать от связей вообще.

Нельзя путать причинно-следственные связи со структурными связями, т.е.

связи данного предмета с другими предметами, существующие одновременно с

другими предметами или составляющие элементы определенного целого. От

причины связи нужно отличать связь между возникновения данного явления и

теми условиями, в которых оно происходит.

Под условием понимаются те явления, которые хотя и не вызывают данного

явления, но делают возможным процесс его возникновения и оказывают

определенное влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса.

Существуют различные подходы к причинно-следственной связи:

1) телеологический - это когда понятие причины пытаются подменить

понятием цели.

2) религиозный, который стремится отрицать причинно-следственную связь и

на место естественных причин поставить божественные, мистические силы.

3) материалистический, признающий существование причинно-следственных

связей между явлениями.

Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы

эти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент,

предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность.

Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либо

предмета осуществляется - это есть действительность.

Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный момент

времени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности.

Превращение возможности в действительность могут произойти в результате

случайного стечения обстоятельств - абстрактная возможность. Если условие

для превращения возможности в действительность вытекает из внутренней

природы существующего предмета, то такая возможность называется реальной.

Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности и

невозможности.

Катег.диал-ки (единичн./общее, явление/сущность, форма/содерж.,

прич./следств., необх./случайн., возм-сть/дейст-сть - по выбору)

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии

бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего

мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия

закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку

форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая

связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей

исторически сложившейся системы категорий и законов. Формой познания

сложных, гибких, противореч. унив. связей бытия служат категории

диалектики. Для Д. хар-но формирование парных категорий, отраж. полярн.

стороны целостных явлений, процессов. Диал. хар-р отношений выр-ся в

противоп., но неразрывно связ. понятиях, их единстве, переходах друг в

друга, взаимодействии. В сочет., взиамодополн. категории диал-ки образ.

сеть унив. понятий, спосбн. отражать подвижность и противор-я

бытия.(Сущность - внутренняя, глубинная, относительно устойчивая сторона

того или иного предмета, процесса, определ. его природу, и др. хар-ки.

Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки

того или иного предмета. Содержание - совокупность различных элементов и их

взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного

предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ

существования того или иного содержания. Причина-следствие (simple).

Качество - целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в

системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка

явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности

присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич.

единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-

рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход

количественных измерений в качественные или переход из одного качественного

состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категории системного

исследования: система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов,

обладающее структурой и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент

сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый

способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.) Единичное

характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим

пространственным, временным и другим св-вам от иных,

До 59 питання

в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно

существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-

рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой

системе связей. Диал-ка е. и. о. проявл. в том, что общее не сущ. само по

себе, а связ. с единичным, сущ. в нем и через него. Единичное же входит в

тот или иной класс предм., заключ. в себе его общ. черты. Общее мыслится не

как голая абстракция, но в неразрыв. связи с многообразием единичн

предметов. Диал-ка общего и единичного отраж. в языке, облад. мощной спос-

стью к обощению. Вместе с тем язык обл. мех-ми индивидуализации предметов,

событий, указаний на конкр. единичн. явл (напр., имена собств., опис. инд.

черт, пространств.

60.Сутність наукового методу. Класифікація наукових методів пізнання.

61.Загальна характеоистика методів емперичного рівня пізнання.

62.Методи теоретичного пізнання їх загальна характеристика.

Наукове пізнання – це такий рівень функціонування свідомості, в результаті

якого одержується нове знання не тільки для окремого суб'єкта, а й для

суспільства в цілому. Нові знання є результатом професіональної діяльності

вчених. Наукові знання розвиваються з форм донаукового, повсякденного

знання, спираються на індивідуальний і загальнолюдський досвід, на

суспільну практику.

Розрізняють емпіричний та теоретичний рівні наукового пізнання.

Емпіричний – це такий рівень знання, зміст якого в основному одержано з

досвіду (із спостережень та експериментів), підданого деякій раціональній

обробці, тобто сформульованого певною мовою. Емпіричні знання спираються на

емпіричні факти й співвідношення, дані спостереження, показання приладів,

записані в протокол, зведені в таблицю чи подані графічно тощо.

Теоретичне пізнання – це пояснення підстав відтворення. Теоретичне знання

має загальний і необхідний характер і містить відомості про внутрішні

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.