Рефераты. Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)






попередніх стадій розвитку, а виступає як діалектична єдність, в якій

переборюються однобічності попередніх стадій розвитку і утверджується більш

багатий і всебічний зміст, відбувається перехід у вищу фазу розвитку. Закон

заперечення заперечення відображає вихідний характер розвитку, поступовість

руху; розвиток, який ніби повторює пройдені вже ступені, але повторює їх

інакше, на вищій фазі. Ця форма зумовлена особливостями зв'язку між етапами

в розвитку явища, що виступають як стадії руху внутрішніх суперечностей від

їхнього зародженн до розв'язання. Остання стадія, стадія розв'язання

суперечностей, перебуває в такому зв'язку з вихідною, що вона є ніби

поверненням до неї, поверненням старого, але повторенням на новій вищій

основі.

В об'єктивній дійсності закон заперечення заперечення діє не в чистому

вигляді, а прокладає собі шлях через безліч випадковостей Багатосистемність

предметів і явищ вимагає конкретного підходу ді аналізу різних умов,

суперечностей, тенденцій.

Диал-ка - наука о наиб. общ. законах разв-я прир., о-ва и мышл-я. Научному

пониманию Д. предшествовала долгая история, само понятие Д. возникло в ходе

переработки и даже преодоления первонач. смысла термина. Уже античн. ф.

подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действит-сть как

процесс, осветила роль, какую в этом пр-се играет переход всякого свойства

в противоположное (Гераклит, отчасти милетск. мат-сты, пифагорейцы). К

подобным иссл-ям еще не применялся термин Д. Первонач. этим термином

обозначались: 1) способность вести спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во

классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель счит.

изобретателем Д. Зенона, к-рый подверг анализу противоречия, возник. при

попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Арист. отличает Д. от

аналитики как науку о вероятн. мнениях от науки о док-ве. Платон вслед за

элеатами опред. истинное бытие как тождеств. и неизменное, но обосновыв.

диалект. выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т.о.,

что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен

себе и переходит в свое иное. Сл. бытие заключает в себе противоречия: оно

едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и

движется. Противоречие - необх. условие для побуждения души к размышлению.

Это иск-во и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали

неоплатоники. В философии феод. о-ва - в схоластике Д. стали называть

формальн. логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возр.

диал. идеи о совпадении противоположностей выдвиг. Ник. Кузанский и Бруно.

В Нов. время Декарт и Спиноза (Д. в космогонии, С. в учении о субстанции

как о самопричине) дают образцы диал. мышления. В 18 в. во Франции

богатством диал. идей выдел. Руссо и Дидро. Первый исслед. противоречия как

условие истор. разв-я, второй, кроме того, противоречия в совр. ему

обществ. сознании. Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем.

классич. идеализм, к-рый в отличие от метафизич. материализма рассм.

действительность не только как предмет познания, но и как предмет деят-сти.

Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деят-сти

субъекта привело к ограниченности и ошибочности диал. идей нем. идеалистов.

Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоп. сил

в физич. и космогонич. процессах, ввел впервые после Декарта идею разв-я в

познание природы. В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об

антиномиях. Однако Д. разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как

только мысль возвр. в свои пределы, огранич. познанием одних явлений.

Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Гегель

впервые представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса,

т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и

сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отл. от

абстр. определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного

определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни

и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя.

До 56 питання

Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого научного

развертывания мысли и предст. собой единств. принцип, кот. вносит в

содержание науки имманентную связь и необходимость". Рез-т Д. Гегеля далеко

превзошел то значение, к-рое ей отвел он сам. Истинно научное понимание Д.

было создано Марксом и Энгельсом.Отбросив идеалистич. содержание ф. Гегеля,

они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. процесса и

развития познания, обобщения реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и

мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия,

так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только

по форме. Сл. материалистич. Д. не только онтологическ., но и гносеологич.

учение, логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в

становлении и развитии, т.к. вещи и явления есть то, чем они становятся в

пр-се развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они

станут. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистич. Д.

как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория несм. на

свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Гл.

категорией материалистич. Д. является противоречие. В учении о

противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в

нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диал.

развития: развитие путем перехода колич. изменений в качественные, перерыв

постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание

самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт

первоначального состояния. Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я

природы и о-ва. Только с позиции Д. можно понять сложный, полный

противоречий путь становления объ. истины, связь на каждой ступени развития

науки элементов абс. и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы

от одних форм обобщения к др., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем

и неподвижностью, делает ее орудием практич. преобразования о-ва,

помогающим объ. учитывать историч. потребности обществ. развития,

несоответствие старым форм новому содержанию, необходимость перехода к

высшим формам, способствующим прогрессу чел-ва.

Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия

Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист.

называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-

ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь

умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат.

для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В

ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с

термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта,

Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и

гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов. время возник.

понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та

односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как

неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как

источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем,

что научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало

природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и

дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей,

рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. в смысле

антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как

правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения

термина М.

57. Категорії діалектики, що відібражають універсальні зв”язки буття:

одиничне, особливе, загальне. Явище та сутність.

Окружающий нас мир, предметы, явления неповторимы, своеобразны и

индивидуальны. Каждое явление, предмет характеризуется через понятия,

которые обладают как общими, так и единичными свойствами.

Особенности свойств предметов отражают категории: единичное и общее.

Единичное - черты, признаки, присущие только одному предмету и

отсутствующие у других предметов.

Общее - это то, что присуще не только данному предмету, но и другим

предметам.

Единичное и общее взаимосвязаны между собой и связь выражается категорией

особенного.

Особенное - это такие общие черты, свойственные индивидуальному предмету,

которые отличают его от некоторых других предметов.

Cущность и явление употребляется в широком и узком смысле слова.

Сущность – это такая сторона предмета, которая определяет в данном

отношении взаимодействие его с другими предметами.

Явление – установление чувственно воспринимаемых свойств предмета, а также

раскрытие тех свойств, которые он проявляет при своем взаимодействии с

другими предметами.

Сущность и явление взаимосвязаны между собой. Через явление мы узнаем о

сущности, а на основании сущности объясняют и предсказывают явление. Нет

непроходимой грани между сущностью и явлением, но сущность и явление-это

не одно и тоже, это различные стороны одной вещи.

Явление - это сущность, проявившаяся во вне. Некоторые философы считают,

что невозможно познать сущность предмета, объявляя сущность «вещью в себе»

и тем самым скатываются на позиции агностицизма. Другие считают, что

сущность вещей познать можно и в процессе познания «вещь в себе»

превращается в «вещь для нас».

58.Категорії, що відображають структурні зв”язки : частина і ціле, елемент

і система, форма і зміст.

Любое явление обладает как содержанием, так и формой.

Содержание - это совокупность элементов, составляющих данный предмет и

свойственные ему функции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.