попередніх стадій розвитку, а виступає як діалектична єдність, в якій
переборюються однобічності попередніх стадій розвитку і утверджується більш
багатий і всебічний зміст, відбувається перехід у вищу фазу розвитку. Закон
заперечення заперечення відображає вихідний характер розвитку, поступовість
руху; розвиток, який ніби повторює пройдені вже ступені, але повторює їх
інакше, на вищій фазі. Ця форма зумовлена особливостями зв'язку між етапами
в розвитку явища, що виступають як стадії руху внутрішніх суперечностей від
їхнього зародженн до розв'язання. Остання стадія, стадія розв'язання
суперечностей, перебуває в такому зв'язку з вихідною, що вона є ніби
поверненням до неї, поверненням старого, але повторенням на новій вищій
основі.
В об'єктивній дійсності закон заперечення заперечення діє не в чистому
вигляді, а прокладає собі шлях через безліч випадковостей Багатосистемність
предметів і явищ вимагає конкретного підходу ді аналізу різних умов,
суперечностей, тенденцій.
Диал-ка - наука о наиб. общ. законах разв-я прир., о-ва и мышл-я. Научному
пониманию Д. предшествовала долгая история, само понятие Д. возникло в ходе
переработки и даже преодоления первонач. смысла термина. Уже античн. ф.
подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действит-сть как
процесс, осветила роль, какую в этом пр-се играет переход всякого свойства
в противоположное (Гераклит, отчасти милетск. мат-сты, пифагорейцы). К
подобным иссл-ям еще не применялся термин Д. Первонач. этим термином
обозначались: 1) способность вести спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во
классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель счит.
изобретателем Д. Зенона, к-рый подверг анализу противоречия, возник. при
попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Арист. отличает Д. от
аналитики как науку о вероятн. мнениях от науки о док-ве. Платон вслед за
элеатами опред. истинное бытие как тождеств. и неизменное, но обосновыв.
диалект. выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т.о.,
что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен
себе и переходит в свое иное. Сл. бытие заключает в себе противоречия: оно
едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и
движется. Противоречие - необх. условие для побуждения души к размышлению.
Это иск-во и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали
неоплатоники. В философии феод. о-ва - в схоластике Д. стали называть
формальн. логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возр.
диал. идеи о совпадении противоположностей выдвиг. Ник. Кузанский и Бруно.
В Нов. время Декарт и Спиноза (Д. в космогонии, С. в учении о субстанции
как о самопричине) дают образцы диал. мышления. В 18 в. во Франции
богатством диал. идей выдел. Руссо и Дидро. Первый исслед. противоречия как
условие истор. разв-я, второй, кроме того, противоречия в совр. ему
обществ. сознании. Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем.
классич. идеализм, к-рый в отличие от метафизич. материализма рассм.
действительность не только как предмет познания, но и как предмет деят-сти.
Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деят-сти
субъекта привело к ограниченности и ошибочности диал. идей нем. идеалистов.
Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоп. сил
в физич. и космогонич. процессах, ввел впервые после Декарта идею разв-я в
познание природы. В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об
антиномиях. Однако Д. разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как
только мысль возвр. в свои пределы, огранич. познанием одних явлений.
Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Гегель
впервые представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса,
т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и
сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отл. от
абстр. определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного
определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни
и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя.
До 56 питання
Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого научного
развертывания мысли и предст. собой единств. принцип, кот. вносит в
содержание науки имманентную связь и необходимость". Рез-т Д. Гегеля далеко
превзошел то значение, к-рое ей отвел он сам. Истинно научное понимание Д.
было создано Марксом и Энгельсом.Отбросив идеалистич. содержание ф. Гегеля,
они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. процесса и
развития познания, обобщения реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и
мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия,
так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только
по форме. Сл. материалистич. Д. не только онтологическ., но и гносеологич.
учение, логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в
становлении и развитии, т.к. вещи и явления есть то, чем они становятся в
пр-се развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они
станут. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистич. Д.
как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория несм. на
свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Гл.
категорией материалистич. Д. является противоречие. В учении о
противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в
нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диал.
развития: развитие путем перехода колич. изменений в качественные, перерыв
постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание
самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт
первоначального состояния. Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я
природы и о-ва. Только с позиции Д. можно понять сложный, полный
противоречий путь становления объ. истины, связь на каждой ступени развития
науки элементов абс. и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы
от одних форм обобщения к др., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем
и неподвижностью, делает ее орудием практич. преобразования о-ва,
помогающим объ. учитывать историч. потребности обществ. развития,
несоответствие старым форм новому содержанию, необходимость перехода к
высшим формам, способствующим прогрессу чел-ва.
Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия
Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист.
называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-
ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь
умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат.
для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В
ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с
термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта,
Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и
гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов. время возник.
понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та
односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как
неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как
источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем,
что научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало
природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и
дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей,
рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. в смысле
антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как
правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения
термина М.
57. Категорії діалектики, що відібражають універсальні зв”язки буття:
одиничне, особливе, загальне. Явище та сутність.
Окружающий нас мир, предметы, явления неповторимы, своеобразны и
индивидуальны. Каждое явление, предмет характеризуется через понятия,
которые обладают как общими, так и единичными свойствами.
Особенности свойств предметов отражают категории: единичное и общее.
Единичное - черты, признаки, присущие только одному предмету и
отсутствующие у других предметов.
Общее - это то, что присуще не только данному предмету, но и другим
предметам.
Единичное и общее взаимосвязаны между собой и связь выражается категорией
особенного.
Особенное - это такие общие черты, свойственные индивидуальному предмету,
которые отличают его от некоторых других предметов.
Cущность и явление употребляется в широком и узком смысле слова.
Сущность – это такая сторона предмета, которая определяет в данном
отношении взаимодействие его с другими предметами.
Явление – установление чувственно воспринимаемых свойств предмета, а также
раскрытие тех свойств, которые он проявляет при своем взаимодействии с
другими предметами.
Сущность и явление взаимосвязаны между собой. Через явление мы узнаем о
сущности, а на основании сущности объясняют и предсказывают явление. Нет
непроходимой грани между сущностью и явлением, но сущность и явление-это
не одно и тоже, это различные стороны одной вещи.
Явление - это сущность, проявившаяся во вне. Некоторые философы считают,
что невозможно познать сущность предмета, объявляя сущность «вещью в себе»
и тем самым скатываются на позиции агностицизма. Другие считают, что
сущность вещей познать можно и в процессе познания «вещь в себе»
превращается в «вещь для нас».
58.Категорії, що відображають структурні зв”язки : частина і ціле, елемент
і система, форма і зміст.
Любое явление обладает как содержанием, так и формой.
Содержание - это совокупность элементов, составляющих данный предмет и
свойственные ему функции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32