совер- шенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Ев-
ропе не позволяло ставить проблему изучения культуры,как важнейше- го
качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам процесс
создания культурных ценностей и всей деятельности человека целиком
отдавался в удел бога. Процесс творческого подъема иногда отождествлялся то
с проявлением божьей милости, то с кознями дь- явола. Подлинное возрождение
интереса к изучению и познанию куль- туры возобновилось лишь в эпоху
Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать
соответствие гуманисти- ческому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу
просветителей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание
под культурой различных форм духовного и политического саморазви- тия
общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусс- тва, морали,
религии и государственном правлении. Французские просветители XVIII века
(Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер- жание культурно-исторического
процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса, по их
мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и
потребностями своей "естественной" природы. Однако уже в то время
зародилось философс- кое направление "критики культуры". Последователи
этого направле- ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и
саму че- ловеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чис-
тоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени
развития, испорченности и развращенности "культурных" на- ций. Восприняв
эту критику культуры,как проблему общетеоретическо- го осмысления
противоречий буржуазной цивилизации, представители немецкой классической
философии стали искать выход в осознании культуры как сферы "духа". Кант
рассматривал культуру прежде все- го с позиций морального сознания (его
знаменитый категорический императив). Шиллер как совокупность эстетических
форм сознания, а Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию
философского созна- ния человека. С этой точки зрения, культура предстает
как область духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой
классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь
множества ее типов и форм, располагающихся в определенной ис- торической
последовательности и образующих единую линию духовной эволюции
человечества. Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно за-
нимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно го- воря,
именно в это время возникла философия культуры как самостоя- тельная
философская дисциплина.Последователи неокантианства (Рик- керт и М.Вебер)
рассматривали культуру прежде всего как специфи- ческую систему ценностей и
идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или
иного типа. Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера.
Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который
обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому
культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого
культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, ци- вилизация
рассматривается как противоположность культуре. Это оз- начает, что единой
общечеловеческой культуры нет и быть не может. С этой точки зрения на
культуру очень тесно соприкасается теория "локальных" цивилизаций
английского историка А.Тойнби. Диалектико-материалистическая философия
рассматривает культу- ру как специфическую характеристику общества, которая
выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включаю-
щий в себя определенное отношение человека к природе и обществу,
развитие творческих сил и способностей личности.
Важнейшей детер- минирующей характеристикой культуры является ее
качественная сто- рона. Любое
До 86 питання
выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков,степени
развития человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от
субъекта культуры. Собст- венно сам процесс формирования человека протекает
как культурно-ис- торический процесс. Его человеческие качества есть
результат усво- ения им языка, приобщения к существующим в обществе
ценностям, традициям,овладения присущими данной культуре приемами и
навыками деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека, и, в
известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоз- даваемый
им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни,"вто- рая" искусственно
созданная человеком природа. Там,где есть чело- век, его деятельность, ее
продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть культура. Иными
словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Само
становление личности есть не что иное, как результата культурной эволюции
индивида. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной
культуры, человек становится лич- ностью и персонифицирует обретенный
культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего "Я".
Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее,
материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое
качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой
деятельности. Культура - это процесс развития человеческих сил и
способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика
развития человека как человеческого су- щества, процесс, получающий свое
внешнее выражение во всем богатс- тве и многообразии создаваемой людьми
действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и
мысли. По мнению большинства современных социологов и философов, за-
нимающихся проблемой культуры, в структуре данного феномена можно выделить
два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи, ценности, которые
направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и
индивидуальной жизни. Второй класс элемен- тов состоит из социальных
институтов и учреждений культуры, благо- даря которым эти идеи и ценности
сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена.
Если первый класс элемен- тов характеризует культуру как систему эталонов
общественного по- ведения людей, то второй - как систему, осуществляющую
социальный контроль над ценностями и идеями. К последнему классу относятся
системы просвещения и образования, средств массовой информации и
коммуникации, различные виды культурного сервиса. Культуру принято
разделять на материальную и духовную. Мате- риальную культуру образуют
продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их
различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что
предметы духовной куль- туры всегда так или иначе овеществляются,
материализуются, а мате- риальная культура несет в себе человеческую мысль,
достижения че- ловеческого духа. Они связаны между собой так, как и две
обозна- ченные выше области производства- материального и духовного, при-
чем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую,
определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной
организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает
рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры,воплощающаяся в
нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее
важная функция культуры называется коммуникативно-репро- дуктивной. Она
заключается в трансляции опыта, знаний, опредмечен- ных результатов
человеческой деятельности от поколения к поколе- нию, чем обеспечивается
непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Продукты
культуротворческой деятельности подвергаются своеобразной проверке,
социальному отбору: одни из них сразу входят в культурный оборот и
становятся составляющей культурного прогресса, для других требуется время,
чтобы они были осознаны и включены в социальную практику. Социальной
функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех куль-
турных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поко- ления и
тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры называется
ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам
деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами
культура ми- ровоззренческая, политическая, технологическая,
производственная, культура человеческого общения, культура экологическая,
правовая и художественная. Культура данной эпохи поэтому включает в себя и
результаты, и способы деятельности, причем не только творческой, но и
репродуктивной. Деятельность выступает как составляющая и ис- точник
культуры тогда, когда она носит общественный характер, когда ее продукты
имеют смысл не только для данного индивида,но и для других людей. Таким
образом, культура является продуктом об- щественной деятельности,
независимо от того в какой форме - кол- лективной или индивидуальной - она
осуществлялась. Поэтому главный родовой признак культуры - это неприродный,
деятельностный, общест- венный источник ее происхождения и развития. Под
этим источником подразумевается общественный труд, который носит всеобщий
характер. Таким образом, культура - это не только производство вещей и идей
в их оторванности от человека, это производство самого чело- века во всем
богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей
целостности его общественного бытия.
87.Соціальний прогноз і глобальні проблемми сучасності.
Проблема исторического прогресса является одной из централь- ных во всех
значительных философских учениях. И это не случайно, так как именно
философия призвана рефлексивно осмыслить историчес- кий процесс. Но вопрос
об историческом прогрессе долгое время трактовался упрощенно - как
непрерывное восхождение по пути к со- вершенству. Если в научно-технической
сфере прогресс несомненен, то уже в области экономики он не столь очевиден
(по крайней мере, экономика служит базой для многих негативных процессов),
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32