Рефераты. Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)






совер- шенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Ев-

ропе не позволяло ставить проблему изучения культуры,как важнейше- го

качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам процесс

создания культурных ценностей и всей деятельности человека целиком

отдавался в удел бога. Процесс творческого подъема иногда отождествлялся то

с проявлением божьей милости, то с кознями дь- явола. Подлинное возрождение

интереса к изучению и познанию куль- туры возобновилось лишь в эпоху

Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать

соответствие гуманисти- ческому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу

просветителей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание

под культурой различных форм духовного и политического саморазви- тия

общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусс- тва, морали,

религии и государственном правлении. Французские просветители XVIII века

(Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер- жание культурно-исторического

процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса, по их

мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и

потребностями своей "естественной" природы. Однако уже в то время

зародилось философс- кое направление "критики культуры". Последователи

этого направле- ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и

саму че- ловеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чис-

тоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени

развития, испорченности и развращенности "культурных" на- ций. Восприняв

эту критику культуры,как проблему общетеоретическо- го осмысления

противоречий буржуазной цивилизации, представители немецкой классической

философии стали искать выход в осознании культуры как сферы "духа". Кант

рассматривал культуру прежде все- го с позиций морального сознания (его

знаменитый категорический императив). Шиллер как совокупность эстетических

форм сознания, а Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию

философского созна- ния человека. С этой точки зрения, культура предстает

как область духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой

классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь

множества ее типов и форм, располагающихся в определенной ис- торической

последовательности и образующих единую линию духовной эволюции

человечества. Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно за-

нимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно го- воря,

именно в это время возникла философия культуры как самостоя- тельная

философская дисциплина.Последователи неокантианства (Рик- керт и М.Вебер)

рассматривали культуру прежде всего как специфи- ческую систему ценностей и

идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или

иного типа. Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера.

Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который

обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому

культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого

культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, ци- вилизация

рассматривается как противоположность культуре. Это оз- начает, что единой

общечеловеческой культуры нет и быть не может. С этой точки зрения на

культуру очень тесно соприкасается теория "локальных" цивилизаций

английского историка А.Тойнби. Диалектико-материалистическая философия

рассматривает культу- ру как специфическую характеристику общества, которая

выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включаю-

щий в себя определенное отношение человека к природе и обществу,

развитие творческих сил и способностей личности.

Важнейшей детер- минирующей характеристикой культуры является ее

качественная сто- рона. Любое

До 86 питання

выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков,степени

развития человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от

субъекта культуры. Собст- венно сам процесс формирования человека протекает

как культурно-ис- торический процесс. Его человеческие качества есть

результат усво- ения им языка, приобщения к существующим в обществе

ценностям, традициям,овладения присущими данной культуре приемами и

навыками деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека, и, в

известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоз- даваемый

им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни,"вто- рая" искусственно

созданная человеком природа. Там,где есть чело- век, его деятельность, ее

продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть культура. Иными

словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Само

становление личности есть не что иное, как результата культурной эволюции

индивида. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной

культуры, человек становится лич- ностью и персонифицирует обретенный

культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего "Я".

Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее,

материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое

качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой

деятельности. Культура - это процесс развития человеческих сил и

способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика

развития человека как человеческого су- щества, процесс, получающий свое

внешнее выражение во всем богатс- тве и многообразии создаваемой людьми

действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и

мысли. По мнению большинства современных социологов и философов, за-

нимающихся проблемой культуры, в структуре данного феномена можно выделить

два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи, ценности, которые

направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и

индивидуальной жизни. Второй класс элемен- тов состоит из социальных

институтов и учреждений культуры, благо- даря которым эти идеи и ценности

сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена.

Если первый класс элемен- тов характеризует культуру как систему эталонов

общественного по- ведения людей, то второй - как систему, осуществляющую

социальный контроль над ценностями и идеями. К последнему классу относятся

системы просвещения и образования, средств массовой информации и

коммуникации, различные виды культурного сервиса. Культуру принято

разделять на материальную и духовную. Мате- риальную культуру образуют

продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их

различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что

предметы духовной куль- туры всегда так или иначе овеществляются,

материализуются, а мате- риальная культура несет в себе человеческую мысль,

достижения че- ловеческого духа. Они связаны между собой так, как и две

обозна- ченные выше области производства- материального и духовного, при-

чем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую,

определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной

организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает

рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры,воплощающаяся в

нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее

важная функция культуры называется коммуникативно-репро- дуктивной. Она

заключается в трансляции опыта, знаний, опредмечен- ных результатов

человеческой деятельности от поколения к поколе- нию, чем обеспечивается

непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Продукты

культуротворческой деятельности подвергаются своеобразной проверке,

социальному отбору: одни из них сразу входят в культурный оборот и

становятся составляющей культурного прогресса, для других требуется время,

чтобы они были осознаны и включены в социальную практику. Социальной

функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех куль-

турных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поко- ления и

тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры называется

ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам

деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами

культура ми- ровоззренческая, политическая, технологическая,

производственная, культура человеческого общения, культура экологическая,

правовая и художественная. Культура данной эпохи поэтому включает в себя и

результаты, и способы деятельности, причем не только творческой, но и

репродуктивной. Деятельность выступает как составляющая и ис- точник

культуры тогда, когда она носит общественный характер, когда ее продукты

имеют смысл не только для данного индивида,но и для других людей. Таким

образом, культура является продуктом об- щественной деятельности,

независимо от того в какой форме - кол- лективной или индивидуальной - она

осуществлялась. Поэтому главный родовой признак культуры - это неприродный,

деятельностный, общест- венный источник ее происхождения и развития. Под

этим источником подразумевается общественный труд, который носит всеобщий

характер. Таким образом, культура - это не только производство вещей и идей

в их оторванности от человека, это производство самого чело- века во всем

богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей

целостности его общественного бытия.

87.Соціальний прогноз і глобальні проблемми сучасності.

Проблема исторического прогресса является одной из централь- ных во всех

значительных философских учениях. И это не случайно, так как именно

философия призвана рефлексивно осмыслить историчес- кий процесс. Но вопрос

об историческом прогрессе долгое время трактовался упрощенно - как

непрерывное восхождение по пути к со- вершенству. Если в научно-технической

сфере прогресс несомненен, то уже в области экономики он не столь очевиден

(по крайней мере, экономика служит базой для многих негативных процессов),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.