Рефераты. Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)






закономірності спостережуваних явищ. На цьому рівні ми одержуємо знання не

тільки за допомогою досвіду, а й абстрактного мислення. Теоретичне знання

включає систему понять, суджень, абстракцій, часткові й загальні теорії.

Перевага теоретичного знання полягає в тому, що воно дає розуміння суті

загального закону і може передбачити майбутнє.

Метафізичний підхід до розуміння емпіричного і теоретичного рівнів

пізнання виявляється в запереченні єдності між ними або абсолютизації

одного з них. Емпіричне пізнання може випереджати теоретичне, а теоретичне

– емпіричне. Суперечності між емпіричним і теоретичним знанням вирішуються

практикою, яка є основою пізнання і критерієм істини.

63.Філософська методологія та її значення для розвитку науки.

Методология—совокупность приёмов исследования,применяемых в какой-либо

науке,учение о методах

научного познания и преобразования мира.Теоретическое обоснование методов

научного познания вызвано потребностями развивающейся науки и получило

наибольшее развитие в Новой философии,начиная с Ф.Бэкона и Декарта.

Материалистическая философия обосновала методы познания законами

объективного мира.Идеалистические системы объясняли их законами духа,

идеи,или рассматривали как совокупность правил,произвольно создаваемых

человеческим умом.При этом нередко общий метод познания связывался с

законами одной из конкретных областей знания(механика, математика,биология

и т.д.),сводился к методу одной науки.

Существенный вклад в методологию внёс Гегель.Он впервые подчеркнул

специфический характер философского метода,его отличие от методов конкретнх

наук и несводимость к ним;подчеркнул,что метод есть движение самого

содержания и поэтому не может рассматриваться вне содержания.

Материалистическая диалектика как методология выступает и в качестве

всеобщего метода познания,и как научная теория применяемых в познании

методов;исходит из того,что в основе методов познания лежат объективные

законы природы и общества.Метод познания может быть научным лишь отражая

объективные законы самой действительности,поэтому принципы научного

метода,его категории и понятия не сумма произвольных правил,созданных

человеческим умом,а выражение закономерностей природы и человека.

Значение методологии научного познания возрастает ,что связано с бурным

развитием науки и метатеоретических исследований,которые тесно связаны с

конкретными проблемами методологии.

64.Соціальна філософія, її предмет і функції. Специфіка соціального

пізнання.

Функции социальной философии как науки.

Двумя основными специфическими функциями социальной философии, как и

философии в целом, являются мировоззренческая и методологическая.

Специфическими они называются потому, что в развитом и концентрированном

виде присущи только философии.

Мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о

сущности окружающего нас мира и месте человека в нем. Для правильного

понимания мировоззренческой функции философии необходимо учесть, по крайней

мере, два момента.

1. Способы формирования мировоззрения у человека. Мировоззрение индивида

может сформироваться либо в результате получения научных знаний в процессе

образования (в том числе и самообразования), либо в стихийном процессе

становления личности под воздействием социального окружения. При этом

возможны и смешанные, гибридные варианты, когда одни элементы мировоззрения

индивида оказываются научно выверенными, а другие остаются на уровне

расхожего обыденного мнения с его предрассудками и заблуждениями. Не

погрешим против истины, если скажем, что никакая философская система, даже

самая современная и совершенная, не гарантирует абсолютного отсутствия во

взглядах индивида подобных предрассудков и заблуждений, хотя бы потому, что

сама она не полностью свободна от них. И в то же время только

систематическое философское образование способно свести «мифологическую»

составляющую нашего собственного мировоззрения к минимуму.

2. Философия представляет собой все же не все мировоззрение, а «лишь» его

ядро, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все отрасли знания,

все те учебные дисциплины, которые изучаются студентами в вузе (всеобщая

история, психология, физика, языкознание и т.д.). Каждая из них в скрытом,

а зачастую и в открытом, виде содержит в себе мировоззренческие выводы и,

соответственно, вносит свой вклад в мировоззренческую подготовку будущего

специалиста.

Опыт преподавания в средних и высших учебных заведениях показывает, что

учащимися и студентами высоко ценится именно этот, мировоззренческий,

аспект наших выступлений перед ними. Оно и понятно: этот аспект

представляет собой наиболее основательный, наименее тленный слой знания, а

факты, которые нанизываются на эту координату, на эту логическую канву,

приобретают обоснованность, с которой их уже невозможно забыть. К тому же

факты, хотя и «упрямая вещь», но по мере продвижения науки вперед постоянно

обновляются и уточняются. И это происходит не по причине конъюнктурных

соображений, разделяемых исследователем. Такова логика развития науки.

Вспомним хотя бы, как был отброшен физикой двадцатого века «факт»

существования эфира. Однако при этом следует отметить, что само отношение к

интерпретации и к судьбе факта в немалой степени зависит от

мировоззренческих позиций исследователя.

Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в

неразрывной связи с ней социальная философия выполняет методологическую

функцию.

Философский метод есть система наиболее общих принципов теоретического

исследования действительности. Принципы эти могут быть совершенно различны.

Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как

развивающемуся, а можно подойти к нему как неизменному, раз навсегда

данному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и

практические выводы из него будут существенно различаться.

В истории философии прослеживаются два основных философских метода —

диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними как двумя

противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить

следующим образом.

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и

процессов в окружающем нас мире; метафизика признает только связи

случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений

и процессов; метафизика сводит все изменения в мире только к количественным

изменениям.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей

любому явлению или процессу; метафизика же считает, что противоречия

свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной

действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих

явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник

их развития; метафизика же переносит этот источник вне исследуемого

предмета.

Философский метод выступает как отражение определенного уровня научного

познания мира. Это становится очевидным, как только кто-то пытается

ответить на вопрос: в чем причина, почему в истории философии диалектика и

метафизика сменяли друг друга в качестве господствующих философских

методов? Смена эта происходила закономерно, в связи с качественными

изменениями в характере самой науки, и, прежде всего, естествознания. Так,

античная диалектика, превосходившая метафизику в объяснении мира в целом

вынуждена была уступить свое первенство, как только конкретные науки

занялись детальным, скрупулезным исследованием каждого явления в

отдельности и в его статике. На этом этапе (а он длился сотни лет)

метафизика как нельзя лучше отвечала духу тогдашней науки. Но затем

наступил новый этап, когда научное знание из описывающего, собирающего

начало превращаться в сравнивающее, классифицирующее, систематизирующее

(вспомнимте, что сделали Карл Линней в виде системы растительного и

животного мира, Дарвин своей эволюционной теорией, Менделеев —

периодической системой элементов и т.д.). Духу такого научного знания может

соответствовать только диалектический метод.

Подытоживая, можно выделить следующие линии взаимодействия философии и

частных наук:

а) на каждом историческом этапе развития науки философский метод

синтезируется из достижений частных, конкретных наук, отражая дух науки

своего времени, ее качественную специфику;

б) в свою очередь каждая из конкретных наук использует

философский метод в качестве системы общих принципов подхода к изучению

интересующих ее явлений и процессов.

Возникает вполне закономерный вопрос: если принципы философского метода

действительно всеобщи и универсальны, то насколько вправе говорить о

методологической функции социальной философии? Оказывается, вправе, ибо

общефилософский метод преломляется в социально-философском срезе весьма

специфически. Так, в ряде естественных наук к середине XIX в. уже

утверждались основные принципы диалектического метода, между тем как в

социальной философии еще господствовала метафизика. А ведь методологическая

функция философии реализовывалась в отраслях обществоведческо-гуманитарного

цикла, как

До 64 питання

правило, не непосредственно, а прежде всего через социальную философию. Еще

один пример. В философии вообще идея объективной закономерности развития

окружающего нас мира прослеживается с античных времен, однако, когда речь

заходит об обществе, то и сегодня есть ряд течений (например, позитивизм),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.