говорить о новой технологии власти, опираю- щейся на достижения НТР,
которая заключается в использовании бю- рократического, военно-полицейского
аппарата, системы коммуникаций и средств массовой информации. Все это дает
возможность по-новому связывать власть и общество, влиять на сознание в
политических це- лях, привлекать более широкие слои населения к участию в
полити- ческой жизни. Как не велика роль государства (его сущность и!фуА
ления экономической и политической власти используются и другие
организации, такие, например, как партии. Политические партии возникли в
конце XVII- начале XVIII ве- ков, отражая борьбу сторонников различных
направлений в новой на- рождающейся буржуазной государственности. Это были
формы борьбы с монархами за ограничение их власти, за расширение состава
полити- ческой элиты. А к середине XIX века формируются массовые полити-
ческие партии (христианско-демократические, социалистические и др.). Партии
прошли длительный эволюционный путь развития. Их ха- рактер зависит от
многих факторов: социального и экономического развития страны, традиций,
демографической ситуации и т.д. Следо- вательно, и роль партии в
политической системе будет особая для каждой страны. Сегодня партии играют
существенную роль в политической жизни, отражая интересы классов и
социальных групп, их положение в об- ществе, отношения с другими
социальными институтами и государс- твом. Они имеют свой аппарат, бюджет,
устав, регламентирующий от- ношения членов партии. Разрабатывают
идеологическую программу сво- ей деятельности, обосновывая место, роль и
перспективы класса, группы, чьи интересы они выражают. Партия - это тот
политический механизм, который позволяет приводить к государственной власти
своих представителей. Профсоюзы, как другой важный элемент политической
системы, появились на основе общественного разделения труда. Как правило
они представляют собой группы людей одной и той же профессии, объ-
единенных общими интересами. Задача профсоюзов - защищать интересы трудовых
коллективов, быть в определенной степени в оппозиции к администрации,
являться ей противовесом. Конечно, количество организаций, принадлежащих к
политической системе, больше, чем рассмотрено нами. Развивается
общественная жизнь, появляются новые и исчезают старые политические
институты. Но особая роль в политической системе по-прежнему остается за го-
сударством.
75. Держава її походження і сутність.
Рушійною силою розвитку суспільства є також політична система, найбільш
яскраво виражена у формі держави. Політична система – це система політичних
партій, організацій. інститутів, рухів та відносин між ними. Політична
система органічно входить до надбудови суспільства та обслуговує
економічний базис. Важливим компонентом надбудови є держава. Це основна
форма управління суспільством політичними засобами. Вона виникла після
появи класів і необхідності встановлення злагоди між ними. Існує два
погляди на сутність держави: марксистський, який вважає, що держава має
класовий характер і є органом насильства, та загальнолюдський, за яким
держава — це орган управління і досягнення злагоди в суспільстві. Тип
держави завжди відповідає типові суспільства – рабовласницька, феодальна,
капіталіс-тична, соціалістична, постсоціалістична. Предметом особых
дискуссий является вопрос о происхождении государства. Античная философия в
лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение государства как
проявление естественных потребностей, присущих человеку. Формирование
сословий философов, воинов и работников и было проявлением этих
потребностей. У Аристотеля государство отождествлялось с обществом, поэтому
политическая сфера охватывала все: семью, религию, культуру, искусство.
Философия нового времени выдвигает договорную теорию происхождения
государства, представителями которой были Т.Гоббс, Ж.Руссо, А.Радищев. Они
полагали, что государство возникло в результате общественного договора,
сознательно заключенного людьми. Это – сила, служащая всему обществу: и
богатыми и бедными, оно формируется для обеспечения мира и безопасности
граждан. Теория насилия, представленная Е.Дюрингом и Л.Гумпловичем,
объясняла появление государства в результате войн и политического насилия,
которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию классов и
эксплуатации. Существует также психологическая теория (представитель,
напр., Шопенгауэр), которая рассматривает возникновение государства как
результат того, что у одних людей существует потребность подчинять, а у
других подчиняться. Согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в
результате раскола общества на антагонистические классы. Развивая именно
эту, классовую особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к
выводу о том, что государство – это машина для подавления одних классов
другими, аппарат насилия, который возникает в силу того, что классовые
противоречия объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает
не в силу внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже
играют свою роль, но под воздействием внутренних экономических причин. В
настоящее время постепенно преодолевается свойственный марксизму
узкоклассовый подход к сути государства, как только органа одного,
господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата насилия,
давления на общество. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда функций
государства как органа, управляющего делами всего общества, а также
выражающего в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого
конкретного человека. Можно дать следующее его определение: государство
есть социальный институт, осуществляющий всю полноту политической власти и
управления на определенной территории.
Основные исторические типы государства:
1) рабовладельческое – характеризуется наличием класса рабов, не имеющих
никаких политических и юридических прав, являющихся объектами частной
собственности.
2) феодальное - характеризуется тем, что главное средство производства -
земля находится в монопольной собственности господствующего класса
феодалов, а хозяйство ведется силами и техн. средствами крестьян. На
ранней стадии характерна государственная раздробленность (множество
почти независимых княжеств, герцогств и т.п.), позднее в силу
требований экономики переходящая в монархию.
3) буржуазное (капиталистическое) - характеризуется централизацией
власти, принципом выборности на руководящие государственные посты,
предоставлением угнетенным классам юридических прав и свобод.
4) социалистическое - теоретически характеризуется отсутствием классов,
прекращением эксплуатации одними людьми других. Выступает в форме
диктатуры пролетариата, то есть власть используется для подавления
эксплуатации, а также творческих преобразований во всех сферах
социальной жизни.
Основные признаки государства:
1) наличие политической власти, опирающейся на армию, суд, полицию,
разведку и т.д.;
Власть - это способность ее субъекта управлять чьим-либо поведением с
помощью каких-либо средств. Делится на законодательную, исполнительную и
судебную.
2) суверенитет;
3) наличие своей территория;
4) взимание налогов, необходимых для содержания государственного аппарата
и обеспечивающих финансовую основу государственной деятельности.
Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние:
конституционная, правоохранительная, экономического регулирования,
социальной защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление
общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние:
внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-
идеологическая, направлены на отстаивание интересов в межгосударственных
отношениях.
76. Історичні типи держави, форми правління і державного устрою.
Согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в результате раскола
общества на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую
особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том,
что государство – это машина для подавления одних классов другими, аппарат
насилия, который возникает в силу того, что классовые противоречия
объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу
внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже играют свою
роль, но под воздействием внутренних экономических причин. В настоящее
время постепенно преодолевается свойственный марксизму узкоклассовый подход
к сути государства, как только органа одного, господствующего класса,
противостоящего другим, как аппарата насилия, давления на общество. Но при
этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства как органа,
управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной
степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Можно
дать следующее его определение: государство есть социальный институт,
осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной
территории.
рабовладельческое – характеризуется наличием класса рабов, не имеющих
феодальное - характеризуется тем, что главное средство производства - земля
находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов, а
хозяйство ведется силами и техн. средствами крестьян. На ранней стадии
характерна государственная раздробленность (множество почти независимых
княжеств, герцогств и т.п.), позднее в силу требований экономики
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32