общественное сознание. Общество есть материально-идеальная реальность.
Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,
традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного
сознания, образует духовную реальность,выступает составной частью обществен-
ного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль об-
щественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя
упрощенно говорить о первичности первого и вторичности дру- гого.
Общественное сознание возникло не спустя какое-то время пос- ле
возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без
общественного сознания общество просто не могло бы воз- никнуть и
развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях:
отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и
состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии
одновременного активно-творческого преобразо- вания его. Но, подчеркивая
единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об
их различии, специфической разъеди- ненности, относительной
самостоятельности. Особенностью общественного сознания является то, что оно
в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его
потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей
преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только
отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом
заключается та исторически сложившаяся функция общественного
сознания,которая делает его необходимым и реально существующим элементом
любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются
общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых
результатов, а толь- ко повиснут в воздухе. Связь между общественным бытием
и общественным сознанием мно- гогранна и разнообразна. Так, вещи,созданные
человеком, представляют собой опредмечи- вание соответствующих идей,
органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного
сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно
активно влиять на него через преоб- разовательную деятельность людей.
Относительная самостоятельность общественного сознания прояв- ляется в том,
что оно обладает преемственностью. Новые идеи возни- кают не на пустом
месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе
духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным,
общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от
него. Напри- мер, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до
того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического
использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия
и т.д. Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен,
отличающийся собственными, свойственными лишь ему харак- теристиками,
специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное
сознание, отражая всю сложность и противоречи- вость общественного бытия,
является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением
классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-
экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в
общественном сознании. В государствах многонациональных существует
национальное соз- нание различных народов. Взаимоотношения между различными
нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное
сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и
шовинизм. По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в
общественном сознании различают сознание обыденное и теоретичес- кое. С
точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном,
групповом и индивидуальном сознании, а в истори- ко-генетическом плане
рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных
общественно-экономических формаци- ях.
81. Суспільна та індивідуальна свідомість і її взаємозв”язок.
Суспільна свідомість сучасної людина – це велике розмаїття свідомості, її
формоутворень і рівнів. Суспільна свідомість обіймає правові, політичні,
моральні, естетичні. філософські, релігійні погляди, наукові знання,
національні особливості, психологічні риси і т.ін. У ній – загальнолюдські
духовні цінності минулого і сучасного, в ній постає прогностичне майбутнє.
Суспільна свідомість – багата, всеосяжна, вона є базою знань, теорій, ідей
і т.ін.
Важлива складова свідомості – ставлення до цінностей – чи то у вигляді
естетичної орієн-тації, чи як соціальне почуття або теоретична ідея.
Цінності відбивають у людині різнозначні об’єкти, без урахування ціннісних
пріоритетів неможливе розуміння специфіки і змісту свідо-мості.
Слід звернути уваїу на те, що є два рівні суспільної свідомості: буденна і
теоретична.
Буденна виникає на грунті щоденної практичної діяльності людини, вона
узагальнює емпірично дане. В цьому її обмежений характер. Слід визначити,
що буденна свідомість не збігається з індивідуадьнои, оскільки за своїм
призначенням вона "працює" на життєві потреби – забезпечує рецептами для
розв'язання конкретних життєвих ситуацій.
Індивідуальна свідомість – рухома, яскрава, вона – творча лабораторія
особистості.
Теоретичний рівень суспільної свідомості являє собою найдосконалішу форму
узагальнення дійсності. Це найбільш розвішена форма організації знання – у
вигляді теорії. Суспільна свідомість – складова духовної культури
суспільства.
До духовної культури належать результати людської діяльності: наука,
філософія, мистецтво, мораль, право і відповідні установи: Інститути,
театри, школи, музеї.
Людина – творепь культури, її споживач і продукт. Створюючи культуру, вона
створює себе. Духоваа культура несе на собі відбиток рис суолільно-
економічної формації та класів, нації, що її створюють.
Світогляд відбиває дійсність у її цілісності – як природничо-суспільний
світ життя і діяль-ності людини – в її значущості для людини – крізь призму
суспільних відносин, життєвих Інтересів.
Чільне місце в структурі суспільної свідомості посідають її форми. За
допомогою форм суспільної свідомості остання стає реальним компонентом
суспільного буття. Основними формами суспільної свідомості є: політична і
правова свідомість, мораль, мистецтво, релігія, філософія, наука. Кожну з
цих форм вивчають окремі науки: юриспруденція, політологія, етика, естетика
82. Політична свідомість та її роль у житті суспільства.
!!!У ЖЕНИ!!!
83. Людина як мета і вища цінність історичного розвитку.
84.Цінності в житті людини і суспільства. Соціальні норми і життєва позиція
85.Історична необхідність і свобода особистості.
86.Культура як міра розвитку людства. Культура і цивілізація.
Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее
проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных
наук. Это археология, этнография, история и социология. Каждая из этих наук
создает свое определенное предс- тавление о культуре. Археология по
остаткам, дошедших до нашего времени, изучает культуру исторических
предков, ныне живущих или исчезнувших народов. Этнография занимается
культурой представите- лей различных национальностей во всем ее
многообразии и целостнос- ти. Своя точка зрения на культуру как на объект
исследования име- ется у историков и социологов. Отсюда и огромное
количество опре- делений данного понятия. Ведь каждая из этих наук дает ей
свое оп- ределение. Не случайно поэтому специалисты насчитывают от 150 до
250 определений культуры в различных научных областях, а всего в мировой
литературе их около 500. Для философии в отличие от этих наук свойственно,
во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чер- тах, т.е. с
мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в
обществе и историческом процессе в целом. Сам термин культура имеет
происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает
"возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя более точно выражает
сущность понятия куль- туры, под которым философы понимают все виды
преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее
результатами. В нас- тоящее время слово "культура" часто употребляется как
мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя
спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и вряд ли
когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятель- ности человека
порождает и многообразие проявлений культуры, одним из наиболее
исчерпывающих и лаконичных определений культуры явля- ется определение
известного культуролога Э.С.Маркаряна. Оно гла- сит: "Культура есть способ
внебиологической адаптации человеком окружающей действительности". В этом
понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой
жизнедеятельности от би- ологических форм жизни, качественное своеобразие
исторически-конк- ретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах
обществен- ного развития. На протяжении всей истории развития философской
мысли культу- ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения
различными мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие
культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие "жень") и
Индии (понятие "дхарма") означало прежде всего целенап- равленное
воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также и
воспитание и обучение самого человека. Философы древ- ней Греции видели в
"пайдейе", т.е. "воспитанности", которую они считали синонимом культуры,
главное свое отличие от "некультурных" варваров. Эпоха Рима, особенно в
поздний ее период, органично впи- тав философские взгляды древнегреческих
мыслителей, породила свое представление о культуре, которое более близко к
понятию цивилиза- ции. Культура стала ассоциироваться с признаками личного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32