Рефераты. Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)






общественное сознание. Общество есть материально-идеальная реальность.

Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,

традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного

сознания, образует духовную реальность,выступает составной частью обществен-

ного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль об-

щественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя

упрощенно говорить о первичности первого и вторичности дру- гого.

Общественное сознание возникло не спустя какое-то время пос- ле

возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без

общественного сознания общество просто не могло бы воз- никнуть и

развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях:

отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и

состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии

одновременного активно-творческого преобразо- вания его. Но, подчеркивая

единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об

их различии, специфической разъеди- ненности, относительной

самостоятельности. Особенностью общественного сознания является то, что оно

в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его

потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей

преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только

отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом

заключается та исторически сложившаяся функция общественного

сознания,которая делает его необходимым и реально существующим элементом

любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются

общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых

результатов, а толь- ко повиснут в воздухе. Связь между общественным бытием

и общественным сознанием мно- гогранна и разнообразна. Так, вещи,созданные

человеком, представляют собой опредмечи- вание соответствующих идей,

органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного

сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно

активно влиять на него через преоб- разовательную деятельность людей.

Относительная самостоятельность общественного сознания прояв- ляется в том,

что оно обладает преемственностью. Новые идеи возни- кают не на пустом

месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе

духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным,

общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от

него. Напри- мер, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до

того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического

использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия

и т.д. Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен,

отличающийся собственными, свойственными лишь ему харак- теристиками,

специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное

сознание, отражая всю сложность и противоречи- вость общественного бытия,

является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением

классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-

экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в

общественном сознании. В государствах многонациональных существует

национальное соз- нание различных народов. Взаимоотношения между различными

нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное

сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и

шовинизм. По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в

общественном сознании различают сознание обыденное и теоретичес- кое. С

точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном,

групповом и индивидуальном сознании, а в истори- ко-генетическом плане

рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных

общественно-экономических формаци- ях.

81. Суспільна та індивідуальна свідомість і її взаємозв”язок.

Суспільна свідомість сучасної людина – це велике розмаїття свідомості, її

формоутворень і рівнів. Суспільна свідомість обіймає правові, політичні,

моральні, естетичні. філософські, релігійні погляди, наукові знання,

національні особливості, психологічні риси і т.ін. У ній – загальнолюдські

духовні цінності минулого і сучасного, в ній постає прогностичне майбутнє.

Суспільна свідомість – багата, всеосяжна, вона є базою знань, теорій, ідей

і т.ін.

Важлива складова свідомості – ставлення до цінностей – чи то у вигляді

естетичної орієн-тації, чи як соціальне почуття або теоретична ідея.

Цінності відбивають у людині різнозначні об’єкти, без урахування ціннісних

пріоритетів неможливе розуміння специфіки і змісту свідо-мості.

Слід звернути уваїу на те, що є два рівні суспільної свідомості: буденна і

теоретична.

Буденна виникає на грунті щоденної практичної діяльності людини, вона

узагальнює емпірично дане. В цьому її обмежений характер. Слід визначити,

що буденна свідомість не збігається з індивідуадьнои, оскільки за своїм

призначенням вона "працює" на життєві потреби – забезпечує рецептами для

розв'язання конкретних життєвих ситуацій.

Індивідуальна свідомість – рухома, яскрава, вона – творча лабораторія

особистості.

Теоретичний рівень суспільної свідомості являє собою найдосконалішу форму

узагальнення дійсності. Це найбільш розвішена форма організації знання – у

вигляді теорії. Суспільна свідомість – складова духовної культури

суспільства.

До духовної культури належать результати людської діяльності: наука,

філософія, мистецтво, мораль, право і відповідні установи: Інститути,

театри, школи, музеї.

Людина – творепь культури, її споживач і продукт. Створюючи культуру, вона

створює себе. Духоваа культура несе на собі відбиток рис суолільно-

економічної формації та класів, нації, що її створюють.

Світогляд відбиває дійсність у її цілісності – як природничо-суспільний

світ життя і діяль-ності людини – в її значущості для людини – крізь призму

суспільних відносин, життєвих Інтересів.

Чільне місце в структурі суспільної свідомості посідають її форми. За

допомогою форм суспільної свідомості остання стає реальним компонентом

суспільного буття. Основними формами суспільної свідомості є: політична і

правова свідомість, мораль, мистецтво, релігія, філософія, наука. Кожну з

цих форм вивчають окремі науки: юриспруденція, політологія, етика, естетика

і т.ін.

82. Політична свідомість та її роль у житті суспільства.

!!!У ЖЕНИ!!!

83. Людина як мета і вища цінність історичного розвитку.

84.Цінності в житті людини і суспільства. Соціальні норми і життєва позиція

особистості.

85.Історична необхідність і свобода особистості.

86.Культура як міра розвитку людства. Культура і цивілізація.

Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее

проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных

наук. Это археология, этнография, история и социология. Каждая из этих наук

создает свое определенное предс- тавление о культуре. Археология по

остаткам, дошедших до нашего времени, изучает культуру исторических

предков, ныне живущих или исчезнувших народов. Этнография занимается

культурой представите- лей различных национальностей во всем ее

многообразии и целостнос- ти. Своя точка зрения на культуру как на объект

исследования име- ется у историков и социологов. Отсюда и огромное

количество опре- делений данного понятия. Ведь каждая из этих наук дает ей

свое оп- ределение. Не случайно поэтому специалисты насчитывают от 150 до

250 определений культуры в различных научных областях, а всего в мировой

литературе их около 500. Для философии в отличие от этих наук свойственно,

во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чер- тах, т.е. с

мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в

обществе и историческом процессе в целом. Сам термин культура имеет

происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает

"возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя более точно выражает

сущность понятия куль- туры, под которым философы понимают все виды

преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее

результатами. В нас- тоящее время слово "культура" часто употребляется как

мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя

спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и вряд ли

когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятель- ности человека

порождает и многообразие проявлений культуры, одним из наиболее

исчерпывающих и лаконичных определений культуры явля- ется определение

известного культуролога Э.С.Маркаряна. Оно гла- сит: "Культура есть способ

внебиологической адаптации человеком окружающей действительности". В этом

понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой

жизнедеятельности от би- ологических форм жизни, качественное своеобразие

исторически-конк- ретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах

обществен- ного развития. На протяжении всей истории развития философской

мысли культу- ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения

различными мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие

культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие "жень") и

Индии (понятие "дхарма") означало прежде всего целенап- равленное

воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также и

воспитание и обучение самого человека. Философы древ- ней Греции видели в

"пайдейе", т.е. "воспитанности", которую они считали синонимом культуры,

главное свое отличие от "некультурных" варваров. Эпоха Рима, особенно в

поздний ее период, органично впи- тав философские взгляды древнегреческих

мыслителей, породила свое представление о культуре, которое более близко к

понятию цивилиза- ции. Культура стала ассоциироваться с признаками личного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.