рационального понимания, могут стать более постижимыми и даже могут быть
пережиты в измененных состояниях сознания [3].
Сознание органа, биологической ткани, клетки.
В большинстве случаев это переживание включает части тела субъекта и
физиологические процессы, которые при нормальных условиях недоступны
осознаванию. Субъекты в таком состоянии настраиваются на осознание
различных органов своего тела. Они могут оказаться свидетелями работы
датчика сердечного пульса, сокращения сердечной мышцы и открытия-закрытия
сердечных клапанов. Подобным же образом можно наблюдать функционирование
печени, производство и накопление желчи, пищеварительные процессы, функции
любого органа. Иногда субъекты утверждают, что они пережили себя в качестве
нейронов в собственном мозгу, белых и красных кровяных шариков, зародышевых
клеток [5].
Переживание встреч со сверхчеловеческими и духовными существами
Субъект воспринимает этих существ как сверхчеловеческие или духовные
существа, обитающие на более высоких энергоуровнях или на более высоких
планах сознания. Феноменология этой категории переживаний описана Джоном К.
Лилли в его книге "Центр циклона" [12].
Переживания других вселенных и встреча с их обитателями
Странные и чуждые миры, которые испытуемый открывает в этом виде
переживаний, по-видимому, наделены своей собственной реальностью, хотя и не
в пределах нашего космоса; они, очевидно, существуют и в других измерениях.
Пройдя через такие экстраординарные приключения, субъекты сравнивали их с
прочитанными фантастическими романами [4].
Архетипические переживания и сложные мифологические эпизоды
Эта группа трансперсональных переживаний представляет собой феномены,
которые К.Г.Юнг называл первообразами, доминантами коллективного
бессознательного, или архетипами. В некоторых из наиболее универсальных
архетипов человек может отождествляться с образами Матери, Отца, Ребенка,
Женщины, Мужчины или Любящего. Многие обобщенные роли воспринимаются как
сакральные, как воплощенные архетипы Великой Матери, Ужасной Матери, Матери-
Земли, Матери-Природы, Великого Гермафродита или Космического человека.
Часто встречаются архетипы, олицетворяющие определенные аспекты личности —
Тень, Анимуса или Аниму и Персону [4].
Нередко неискушенные люди рассказывают истории, очень напоминающие
древние мифологические сюжеты Месопотамии, Индии, Египта, Греции,
Центральной Америки и других стран. Эти сообщения сравнимы с юнговским
описанием неизвестных, но явно архетипических тем детских снов и снов
наивных пациентов, а также с симптоматикой некоторых людей, страдающих
шизофренией. Некоторые люди проникают в различные системы эзотерического
знания. Так, люди, не имеющие понятия о каббале, переживают состояния,
описанные в книге Зогар и Сефер Иецир, и демонстрируют неожиданную
осведомленность в каббалистической символике. Подобный феномен внезапно
сформированного понимания наблюдался также в отношении таких древних форм
предсказания, как И-Цзин и Таро [3].
Переживания встреч с божествами
Большинство божеств, встречающихся в описаниях субъектов делятся на две
категории: силы света и добра, силы тьмы и зла. Некоторые божества
принадлежали определенной религии, происхождение некоторых не удалось
установить ни испытуемым ни терапевтам. Основная часть субъектов не
ощущает, что имеет дело с главным или верховным существом во вселенной [4].
Активизация чакp и подъем змеиной силы (куиндалини)
На первой международной конференции по Научной йоге в Индии в декабре
1972 г. аудитория состояла более чем из 200 лиц, представлявших много
различных духовных ориентаций, существующих в современной Индии. Участники
дискуссии после доклада С.Грофа пришли к соглашению, что больше всего ЛСД-
терапия похожа на систему Йоги Куиндалини. И та и другая техника
способствует мгновенному и огромному освобождению энергии, порождает
глубокие переживания и может принести впечатляющие результаты в короткий
период времени. Они обе несут в себе огромный риск и могут быть опасны,
если проводятся не под наблюдением специалиста [21].
Сознание Универсального Разума
Сознание Универсального Разума — одно из наиболее глубоких и
всеобъемлющих экстатических переживаний. Отождествляясь с сознанием
Универсального Разума, человек переживает в опыте всеобъемлющее единство
существования. Он чувствует, что достиг реальности, лежащей в основе всех
реальностей, и стоит перед высшим и абсолютным принципом, олицетворяющим
все бытие. Здесь полностью преодолеваются иллюзии материи, пространства и
времени, равно как и бесконечное число других субъективных реальностей, и
все они приходят к этому единому модусу сознания, которое является их общим
истоком и общим знаменателем. Это переживание безгранично, непостижимо и
невыразимо; это само существование. Вербальная коммуникация и символическая
структура нашего повседневного языка оказывается до смешного беспомощной в
попытке постичь и передать природу и качество этого переживания. Опыт
феноменального мира и того, что мы называем обычным состоянием сознания,
кажется в этом контексте лишь крайне ограниченным, искаженным и частичным
аспектом всеобъемлющего сознания Универсального Разума.
Обсуждая подобные переживания, люди часто утверждают, что поэтический
язык, хотя он тоже является несовершенным, больше подходит для их описания.
Становится понятным, почему провидцы, пророки и религиозные учителя
прибегали к поэзии, притче и метафоре, описывая свои трансперсональные
переживания.
Опыт сознания Универсального Разума тесно связан с переживанием
Космического Единства, но не тождествен ему. Его важными составляющими
являются интуитивные прозрения относительно процесса творения
феноменального мира, каким мы его знаем, и постижение буддийских
представлений о Колесе смерти и перевоплощения. Это может привести к
временному или устойчивому чувству достижения глобального, нерационального
и транс- рационального понимания фундаментальных онтологических и
космологических вопросов существования [4].
Сверх- космическая и мета- космическая пустота
Последний и наиболее парадоксальный трансперсональный феномен,
обсуждаемый в этом контексте, — переживание сверх- космической или мета-
космической пустоты. Это опыт изначальной пустоты, опыт ничего и молчания,
представляющих собой исток и начало всего сущего, переживание
“несотворенного, невыразимого Всевышнего”. Термины “сверхкосмический” и
“метакосмический”, которыми в этом контексте пользуются высокообразованные
участники ЛСД- сеансов, выражают то, что эта пустота кажется одновременно
лежащей в основе мира и определяющей его сверхпорядок. Она лежит за
пределами времени и пространства, за пределами форм или любых эмпирических
дифференциаций, за пределами таких полярностей, как добро и зло, свет и
тьма, покой и движение, агония и экстаз.
Кажется парадоксальным, что сверхкосмическая пустота и Универсальный
Разум воспринимаются как нечто тождественное и взаимозаменяемое; это два
различных аспекта одного и того же феномена. Пустота представляется
чреватой формами, а тонкие формы Универсального Разума переживаются как
абсолютная пустота.
Такой глубокий трансцендентный опыт, как активизация куиндалини,
сознание Универсального Разума, или пустоты, не только положительно влияет
на физическое и эмоциональное состояние человека, но и пробуждает в нем
острый интерес к религии, мистике и философским вопросам, сильную
потребность включить духовное измерение в свой образ жизни [4].
Экстатические переживания
"Экстаз (от греч. ekstasis - исступление, восхищение) - высшая степень
восторга, воодушевления, иногда на грани исступления" (Из "Толкового
словаря русского языка" под ред. Ожегова).
"Экстаз - это масштаб, мощный аккорд, в котором звучит вся гамма чувств
от ужаса до восторга. Ужас от сознания собственной ничтожности перед
Бесконечным. Восторг от того, что ты можешь чувствовать эту Бесконечность.
Художник в творческом экстазе создает гениальные произведения. В
пророческом экстазе пророк буквально становится рупором Бога, который
вкладывает в его уста слова, исполненные высшего смысла. Мистик в
мистическом экстазе делается репортером повсеместного Божественного
Присутствия - всеобщего Божественного Промысла. Да и нам, простым смертным,
знакомо это чувство, когда в самый неожиданный момент в тебе вдруг как
будто происходит какая-то химическая реакция с выделением то ли какого-то
газа, то ли понимания, то ли того, что на поэтическом слэнге зовется
эфиром. Но не успеешь оглянуться - пшик, и нет его. Прошло "понимание". Но
радость от того, что оно было, осталась в виде довольно глупой по местным
понятиям улыбки" [36].
Экстатические переживания (в частности, характерные для многих
мистериальных культов древности), можно разделить на две большие группы:
"вулканический", или "дионисийский" экстаз, и находящийся в разительном с
ним контрасте "океанический", или "аполлонийский" экстаз [5].
"Вулканический", или "дионисийский" экстаз
Для " вулканического" экстаза характерно крайнее физическое и
эмоциональное напряжение, высокая агрессивность, деструктивные импульса
внутренней и внешней направленности, мощные побуждения сексуальной природы,
ритмические оргиастические движения. "Вулканический" экстаз предполагает
уникальную смесь крайних эмоциональных и физических мук с диким чувственным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22