Рефераты. Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия






рационального понимания, могут стать более постижимыми и даже могут быть

пережиты в измененных состояниях сознания [3].

Сознание органа, биологической ткани, клетки.

В большинстве случаев это переживание включает части тела субъекта и

физиологические процессы, которые при нормальных условиях недоступны

осознаванию. Субъекты в таком состоянии настраиваются на осознание

различных органов своего тела. Они могут оказаться свидетелями работы

датчика сердечного пульса, сокращения сердечной мышцы и открытия-закрытия

сердечных клапанов. Подобным же образом можно наблюдать функционирование

печени, производство и накопление желчи, пищеварительные процессы, функции

любого органа. Иногда субъекты утверждают, что они пережили себя в качестве

нейронов в собственном мозгу, белых и красных кровяных шариков, зародышевых

клеток [5].

Переживание встреч со сверхчеловеческими и духовными существами

Субъект воспринимает этих существ как сверхчеловеческие или духовные

существа, обитающие на более высоких энергоуровнях или на более высоких

планах сознания. Феноменология этой категории переживаний описана Джоном К.

Лилли в его книге "Центр циклона" [12].

Переживания других вселенных и встреча с их обитателями

Странные и чуждые миры, которые испытуемый открывает в этом виде

переживаний, по-видимому, наделены своей собственной реальностью, хотя и не

в пределах нашего космоса; они, очевидно, существуют и в других измерениях.

Пройдя через такие экстраординарные приключения, субъекты сравнивали их с

прочитанными фантастическими романами [4].

Архетипические переживания и сложные мифологические эпизоды

Эта группа трансперсональных переживаний представляет собой феномены,

которые К.Г.Юнг называл первообразами, доминантами коллективного

бессознательного, или архетипами. В некоторых из наиболее универсальных

архетипов человек может отождествляться с образами Матери, Отца, Ребенка,

Женщины, Мужчины или Любящего. Многие обобщенные роли воспринимаются как

сакральные, как воплощенные архетипы Великой Матери, Ужасной Матери, Матери-

Земли, Матери-Природы, Великого Гермафродита или Космического человека.

Часто встречаются архетипы, олицетворяющие определенные аспекты личности —

Тень, Анимуса или Аниму и Персону [4].

Нередко неискушенные люди рассказывают истории, очень напоминающие

древние мифологические сюжеты Месопотамии, Индии, Египта, Греции,

Центральной Америки и других стран. Эти сообщения сравнимы с юнговским

описанием неизвестных, но явно архетипических тем детских снов и снов

наивных пациентов, а также с симптоматикой некоторых людей, страдающих

шизофренией. Некоторые люди проникают в различные системы эзотерического

знания. Так, люди, не имеющие понятия о каббале, переживают состояния,

описанные в книге Зогар и Сефер Иецир, и демонстрируют неожиданную

осведомленность в каббалистической символике. Подобный феномен внезапно

сформированного понимания наблюдался также в отношении таких древних форм

предсказания, как И-Цзин и Таро [3].

Переживания встреч с божествами

Большинство божеств, встречающихся в описаниях субъектов делятся на две

категории: силы света и добра, силы тьмы и зла. Некоторые божества

принадлежали определенной религии, происхождение некоторых не удалось

установить ни испытуемым ни терапевтам. Основная часть субъектов не

ощущает, что имеет дело с главным или верховным существом во вселенной [4].

Активизация чакp и подъем змеиной силы (куиндалини)

На первой международной конференции по Научной йоге в Индии в декабре

1972 г. аудитория состояла более чем из 200 лиц, представлявших много

различных духовных ориентаций, существующих в современной Индии. Участники

дискуссии после доклада С.Грофа пришли к соглашению, что больше всего ЛСД-

терапия похожа на систему Йоги Куиндалини. И та и другая техника

способствует мгновенному и огромному освобождению энергии, порождает

глубокие переживания и может принести впечатляющие результаты в короткий

период времени. Они обе несут в себе огромный риск и могут быть опасны,

если проводятся не под наблюдением специалиста [21].

Сознание Универсального Разума

Сознание Универсального Разума — одно из наиболее глубоких и

всеобъемлющих экстатических переживаний. Отождествляясь с сознанием

Универсального Разума, человек переживает в опыте всеобъемлющее единство

существования. Он чувствует, что достиг реальности, лежащей в основе всех

реальностей, и стоит перед высшим и абсолютным принципом, олицетворяющим

все бытие. Здесь полностью преодолеваются иллюзии материи, пространства и

времени, равно как и бесконечное число других субъективных реальностей, и

все они приходят к этому единому модусу сознания, которое является их общим

истоком и общим знаменателем. Это переживание безгранично, непостижимо и

невыразимо; это само существование. Вербальная коммуникация и символическая

структура нашего повседневного языка оказывается до смешного беспомощной в

попытке постичь и передать природу и качество этого переживания. Опыт

феноменального мира и того, что мы называем обычным состоянием сознания,

кажется в этом контексте лишь крайне ограниченным, искаженным и частичным

аспектом всеобъемлющего сознания Универсального Разума.

Обсуждая подобные переживания, люди часто утверждают, что поэтический

язык, хотя он тоже является несовершенным, больше подходит для их описания.

Становится понятным, почему провидцы, пророки и религиозные учителя

прибегали к поэзии, притче и метафоре, описывая свои трансперсональные

переживания.

Опыт сознания Универсального Разума тесно связан с переживанием

Космического Единства, но не тождествен ему. Его важными составляющими

являются интуитивные прозрения относительно процесса творения

феноменального мира, каким мы его знаем, и постижение буддийских

представлений о Колесе смерти и перевоплощения. Это может привести к

временному или устойчивому чувству достижения глобального, нерационального

и транс- рационального понимания фундаментальных онтологических и

космологических вопросов существования [4].

Сверх- космическая и мета- космическая пустота

Последний и наиболее парадоксальный трансперсональный феномен,

обсуждаемый в этом контексте, — переживание сверх- космической или мета-

космической пустоты. Это опыт изначальной пустоты, опыт ничего и молчания,

представляющих собой исток и начало всего сущего, переживание

“несотворенного, невыразимого Всевышнего”. Термины “сверхкосмический” и

“метакосмический”, которыми в этом контексте пользуются высокообразованные

участники ЛСД- сеансов, выражают то, что эта пустота кажется одновременно

лежащей в основе мира и определяющей его сверхпорядок. Она лежит за

пределами времени и пространства, за пределами форм или любых эмпирических

дифференциаций, за пределами таких полярностей, как добро и зло, свет и

тьма, покой и движение, агония и экстаз.

Кажется парадоксальным, что сверхкосмическая пустота и Универсальный

Разум воспринимаются как нечто тождественное и взаимозаменяемое; это два

различных аспекта одного и того же феномена. Пустота представляется

чреватой формами, а тонкие формы Универсального Разума переживаются как

абсолютная пустота.

Такой глубокий трансцендентный опыт, как активизация куиндалини,

сознание Универсального Разума, или пустоты, не только положительно влияет

на физическое и эмоциональное состояние человека, но и пробуждает в нем

острый интерес к религии, мистике и философским вопросам, сильную

потребность включить духовное измерение в свой образ жизни [4].

Экстатические переживания

"Экстаз (от греч. ekstasis - исступление, восхищение) - высшая степень

восторга, воодушевления, иногда на грани исступления" (Из "Толкового

словаря русского языка" под ред. Ожегова).

"Экстаз - это масштаб, мощный аккорд, в котором звучит вся гамма чувств

от ужаса до восторга. Ужас от сознания собственной ничтожности перед

Бесконечным. Восторг от того, что ты можешь чувствовать эту Бесконечность.

Художник в творческом экстазе создает гениальные произведения. В

пророческом экстазе пророк буквально становится рупором Бога, который

вкладывает в его уста слова, исполненные высшего смысла. Мистик в

мистическом экстазе делается репортером повсеместного Божественного

Присутствия - всеобщего Божественного Промысла. Да и нам, простым смертным,

знакомо это чувство, когда в самый неожиданный момент в тебе вдруг как

будто происходит какая-то химическая реакция с выделением то ли какого-то

газа, то ли понимания, то ли того, что на поэтическом слэнге зовется

эфиром. Но не успеешь оглянуться - пшик, и нет его. Прошло "понимание". Но

радость от того, что оно было, осталась в виде довольно глупой по местным

понятиям улыбки" [36].

Экстатические переживания (в частности, характерные для многих

мистериальных культов древности), можно разделить на две большие группы:

"вулканический", или "дионисийский" экстаз, и находящийся в разительном с

ним контрасте "океанический", или "аполлонийский" экстаз [5].

"Вулканический", или "дионисийский" экстаз

Для " вулканического" экстаза характерно крайнее физическое и

эмоциональное напряжение, высокая агрессивность, деструктивные импульса

внутренней и внешней направленности, мощные побуждения сексуальной природы,

ритмические оргиастические движения. "Вулканический" экстаз предполагает

уникальную смесь крайних эмоциональных и физических мук с диким чувственным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.