Рефераты. Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия






означает или престарелый мудрец или даже Престарелый Младенец) открыло

широкие возможности для мифотворчества. В настоящее время большинство

ученых считает, что он не мог быть автором "Дао Дэ Цзин".

В "Дао Дэ Цзин" речь идет о едином первоначале всего сущего - единой

субстанции и одновременно мировой закономерности - Дао (дословно - "путь").

В соответствии с даосской космологией и космогонией, Дао оказывается как бы

космическим лоном, охватывающим весь универсум, пребывающий в неразрывном

единстве (хаотическом единстве — хунь и) с материнским телом Пути (Дао)

вплоть до своего рождения — дифференциации и обособления от Дао в процессе

космогенеза. Тем не менее даже "рожденный мир" сохраняет определенное

единство с Дао. будучи вскармливаем его Благой Силой (дэ). "Дао рождает, дэ

вскармливает" ("Дао Де Цзин", § 51), Таким образом, сформировавшийся в ходе

космогонического процесса мир сохраняет связь с Дао, аналогичную связи

новорожденного с кормящей матерью. Только человек в силу появления у него

восприятия себя в качестве обособленного, самодовлеющего Я, неизменного

субъекта действий, нарушает это исходное единство и даже начинает поступать

наперекор ему, руководствуясь в своих установках и поступках не

закономерностью космического ритма Дао-Пути, а собственными предпочтениями,

заменяя таким образом спонтанную самоестественную жизнь деятельностью,

основанной на целеполагании и коренящейся исключительно в ЭГОцентрической

субъективности. Отсюда и все страдания и бедствия человека, начиная от его

смертности и кончая социальными коллизиями [25].

Единственное средство не только избавиться от этих страданий, но и

обрести высшее счастье — это восстановить исходное единство с Дао,

расширить свое сознание, отказавшись от шор ЭГОцентрической установки, то

есть вернуться к состоянию нерожденного младенца, для которого не

существует четкой грани между собственным и материнским телом, который

дышит дыханием матери и питается пищей матери. Это возвращение в лоно

Матери-Дао связывается с расширением личности до космических масштабов,

когда “навечно не отделяя себя от Благой Силы возвращаешься к состоянию

младенца” (§ 28) и “смотришь на всю Поднебесную как на свое собственное

тело” (§ 13).

Это состояние нерожденного младенца есть состояние бессмертия, покоя,

пребывания в единстве со всем сущим и в согласии со своей собственной

исконной природой (“Возвращение к корню называют покоем, покой называют

возвращением к жизненности, возвращение к жизненности называют

постоянством. Знающего постоянство называют просветленным” — §16).

Даосизм учит, что тело человека является микрокосмом, образом и подобием

макрокосма — вселенной. "Человек — это малое Небо и Земля", — говорит даос

XVI—XVII вв. У Чун-сюй. Это учение, очень важное для всей даосской

традиции, характерно и для многих других религиозно-философских концепций

как на Востоке, так и на Западе, включая и христианство, особенно в его

гностическом варианте (однако о. П. Флоренский, например, считает его

вполне ортодоксально православным).

Уподобляется тело человека и государству, которое в китайской философии

рассматривалось как часть космоса. На этой доктрине полностью основана

даосская практика “внутренней” алхимии (нэй дань), направленной на создание

эликсира бессмертия в самом теле адепта из энергий тела, уподобленных

металлам и минералам макрокосма. Понятно, что и процессы, протекавшие в

теле, уподоблялись космическим процессам, а упражнения “внутренней” алхимии

рассматривались как аналог тех изменений, которые происходили во “внешней”,

лабораторной, алхимии в алхимическом тигле, реторте — своеобразной модели

макрокосма.

Собственно говоря, речь в трактатах по “внутренней” алхимии идет о

создании в теле адепта нового, бессмертного тела, впоследствии рождающегося

и покидающего бренную оболочку старого, тленного тела. Мотив создания

нового тела является достаточно распространенным в религиозных верованиях

самых различных народов земного шара (впервые он появляется, как это было

показана ранее, в шаманизме).

Учение о методе алхимической плавки — это учение о совершенстве в плавке

природной сущности н жизненности. Закон природной сущности и жизненности

имеет две стороны: это данная Небом природная сущность и природная сущность

пневменного качества (телесной природы), которую надлежит преодолевать.

"Разделенно-утвержденную жизненность надо умиротворять, телесную

жизненность надо питать".

"Внутренняя" алхимия направлена на гармонизацию природной сущности и

жизненности, устранение коллизии между ними и создание в теле адепта

вначале эликсира, а потом из него — “бессмертного зародыша” (сянь тай),

превращающегося в новое, бессмертное тело даоса. Таким образом, тело адепта

оказывается женским, материнским телом, подобно тому как в космогоническом

мифе Лао-цзы оказывается матерью самого себя. Конечно, “бессмертный

зародыш” является плодом соития, иерогамии двух начал, Инь (женского) и Ян

(мужского), как н все в мире, по учению даосизма, но это священное соитие

происходит в теле адепта, подобно тому как все сущее зреет в материнском

лоне сокровенного Дао. Тело даоса — женское тело, в котором происходит

соединение первоначал, плод его в конце концов оказывается самим

преображенным адептом. Далее, тело даосского адепта — аналог, образ

материнского лона Дао. уподобиться которому и стремится адепт.

Основные средства, применявшиеся даосами на этом пути, это медитация

(созерцание Дао и единства мира с визуализацией божеств, символизировавших

собой особые состояния сознания и типы жизненной энергии), специфические

гимнастические (Дао инь) и дыхательные (син ци) упражнения, а также особая

сексуальная практика - "возвращение семени для питания мозга", то есть

умение предотвращать семяизвержение при интенсивном оргазме с целью

сохранения в организме "жизненной силы" [25].

Имеется также определенная информация об использовании некоторых

галлюциногенных веществ в качестве алхимических эликсиров. Некоторые типы

созерцания предполагали вдыхание галлюциногенных паров от веществ,

обладающих психоделическим воздействием, поднимавшихся из треножников в

келье созерцателя. К. М. Скиппер предположил, что здесь выявляется сущность

алхимии как средства медикаментозной трансформации сознания. К. М. Скиппер

упоминает также о ханьскнх курильницах "бощаньлу", являющих собой

изображения гор, населенных божественными животными и святыми-

бессмертными, с отверстиями и пещерами, откуда н поднимаются курения. В них

сжигали ароматические травы, но имеются упоминания и о галлюциногенных

веществах. В современном даосском богослужении совершенно уникальную роль

также играет курильница, самый важный объект в храме. К. М. Скиппер

высказывает в связи с этим предположение, что современный даосский

священнослужитель, возжигающий курения и призывающий нефритовых дев и

золотых отроков сопровождать его во время священного танца, следует

традиции, коренящейся в видениях адепта древности, погруженного в

наркотическое забытье, вызванное вдыханием курений священной курильницы-

реторты. Кроме того, известно, что в традиции Небесных наставников,

процветавшей в Ш в. в северном Китае, употреблялся особый галлюциногенный

(психоделический) состав из пяти минералов, ставший после распространения

этой школы к югу от Янцзы любимым источником поэтических образов н

поэтического вдохновения у аристократов-эстетов эпохи Шести династий (а до

этого — у поэтов-“нон-конформистов” династии Вэй на севере) [25].

Индуистская йога и тантризм.

Основным текстом индуизма являются Веды - тексты откровения, которые

называются на санскрите шрути, то есть “услышанное”. Кем услышанное? Некими

древними мудрецами, называемыми риши. Эти мудрецы своим чутким слухом

(духовным слухом, разумеется), уловили некие тонкие вибрации, исходящие из

божественного мира (поздняя философская школа пурва-миманса вообще считала

Веды вечными и несотворенными, что потребовало от ее последователен

разработки утонченной лингвофилософской теории информации — звука, Шабда),

внимали им и изложили услышанное на “человеческом” языке. создав собственно

ведические тексты, являющиеся, так сказать, знаковой перекодировкой

божественной информации, выраженной в таинственном первозвуке. Таким

образом. Веды были восприняты риши благодаря тому, что их душа (сознание)

находилась в особом состоянии, позволявшем ей воспринимать божественные

вибрации [30]. Эта легенда, как можно предположить, в конечном итоге как бы

указывает на то, что сама ведическая религия обязана своим появлением

религиозному опыту древних мудрецов, находившихся в особом состоянии

сознания. А если мы вспомним, что практически все традиционные и

архаические верования сближают и даже отождествляют шаманов-провидцев,

пророков и поэтов, то высказанное нами предположение получит дополнительное

подтверждение: сама традиция смотрела на риши как на людей экстатического

видения и поэтического вдохновения [25].

Следует отметить и ведический культ сомы, некоего растения, имевшего

определенный психоделический эффект, и олицетворяемого им бога (его

связывали с луной). Сок этого растения активно использовали в ведическом

ритуале, в котором сома играла чрезвычайно важную роль. Мы не знаем, была

ли сома просто наркотическим напитком (в таком случае она вряд ли могла

оказывать какое-то существенное воздействие на раскрытие бессознательного)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.