Рефераты. Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия






Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия

Дипломная работа

"Молекулы мистики" и трансцендентация ЭГО:

утрата и обретение целостности бытия.

Научный руководитель:

2000

Содержание

Введение. 3

Стремление к "измерению Иного", к целостности. 7

"Молекулы Мистики" (экзогенные и эндогенные) как элемент связи

материального и духовного. 9

Классификация и описание действия "молекул мистики" 9

Галлюциногенные фенэтилалкиламины (производные природного

нейромедиатора дофамина) 10

Диссоциативные галлюциногены 11

Индольные галлюциногены 12

Бета-карболины 14

Ибогаиновое семейство веществ 14

Механизм действия психоделиков 15

"Молекулы мистики" как способ трансцендентации ЭГО (теория "квантового

резонанса в синапсических полях") 16

Основные виды мистических переживаний. 19

Перинатальные переживания 20

Трансперсональные переживания 22

Экстатические переживания 28

"Вулканический", или "дионисийский" экстаз 28

"Океанический", или "аполлонический", экстаз 29

Трансцендентация ЭГО и идея целостности в различных религиях 30

Шаманизм 31

Исихазм 33

Суфизм 35

Даосизм 39

Индуистская йога и тантризм. 42

Буддизм 45

Архаичная духовность, целостность бытия и психоактивные вещества. 49

Утрата целостности как проявление "Власти над живым" 52

"Культура Партнерства" и "Культура Владычества". Переход к запрещению

психоделиков. 56

Психотерапия с применением "молекул мистики" - один из современных способов

обретения целостности бытия. 61

Литература 66

Введение.

В данной работе будет сделана попытка взглянуть на проблему обретения

целостности бытия ("душевной гармонии", ощущение себя частью некой

надличностной структуры, неразрывности и нерасчлененности структур

сознания) и проблему утраты этой целостности (исчезает упорядоченность

мышления, происходит расщепление сознание, вплоть до ощущения нескольких

личностей в одном теле - возникает проблема самоидентификации; крайний

случай этого - шизофрения).

Я попытаюсь рассмотреть необходимость целостности бытия, причины ее

утраты, а также один из основных путей обретения этой целостности -

посредством выхода за пределы обыденного сознания (трансцендентации ЭГО) -

экстатических переживаний, которые находят свое отражение в различных

религиях, экспериментах с применением гипноза, а также с применением

психоактивных препаратов группы галлюциногенов - "молекул мистики".

Достаточно важной и связанной с проблемой целостности бытия также

представляется мне проблема стремления людей к трансцендентным

переживаниям, и, как следствие, контроля государства над подобными

стремлениями (религиозные табу, политические запрещения и т.д.).

Актуальность проблемы: отсутствие целостности бытия.

Если спросить у прохожих на улице "Чувствуете ли Вы себя счастливым

человеком?", то очень редко можно услышать утвердительный ответ.

Современная наука обладает всем необходимым, чтобы уничтожить большую

часть болезней, справиться с бедностью и голодом, выработать достаточное

количество безопасной и обновляющейся энергии. У нас достаточно ресурсов и

рабочей силой, чтобы реализовать все мечты, которые когда-либо были у

человечества. Если у нас есть средства и технологии, чтобы накормить

население планеты, обеспечить всем приемлемый уровень жизни, справиться с

болезнями, переориентировать промышленность на неистощимые источники

энергии, предотвратить загрязнение окружающей среды, то что же мешает нам

сделать эти важные шаги?

По-видимому, ответ состоит в том, что все вышеперечисленные трудности —

симптомы одного фундаментального кризиса [5]. В конечном счете проблемы, с

которыми мы столкнулись, не являются чисто экономическими, политическими и

технологическими по своей природе. Все они отражают эмоциональное,

моральное и духовное состояние современного человечества. Злобная

агрессивность и ненасытное приобретательство, деструктивные аспекты

человеческой психики — силы, ответственные за невообразимые потери,

связанные с гонкой вооружений. Они препятствуют разумному распределению

ресурсов между людьми, классами и нациями, переориентации на экологические

приоритеты, необходимые для сохранения жизни на нашей планете. Эти

деструктивные и саморазрушительные элементы современного человека

непосредственно отражают его отчуждение от самого себя, от духовной жизни и

духовных ценностей [2, 5].

Цивилизация накормила и одела почти все население планеты, изобрела

телефон и автомобиль, делает все возможное для удобства и удовольствий

человека, а у него все же возникает "дефицит положительных эмоций". Этот

дефицит вызван неудовлетворенностью базисной психологической потребности

человека - потребности в безопасности [17]. Источник единой для большинства

людей тревоги носит фундаментальный характер, хотя часто не осознается как

опасность, а считается очевидной нормой. Отказываясь от представления об

одушевленности окружающей действительности, отказываясь от веры в

сверхъестественное, индивид обрекает свою внутреннюю глубинную сущность

(душу) на отсутствие точек опоры, и, как следствие, на исчезновение. Чем бы

не развлекала такого человека цивилизация, отношение к жизни будет

изначально пессимистичным [40].

Современность ставит перед нами множество проблем. Среди них такие, как

эпидемия наркомании, волны насилия и преувеличенное потребление, проблема

"бегства от реальности" с помощью ухода в виртуальные миры - мир книг,

компьютерных игр, в метареальность, создаваемую средствами массовой

информации. Существует и проблема "метафизического голода", который очень

часто неудачно удовлетворяется с помощью алкоголя, табака и других

наркотиков. Все это угрожает нашей внутренней жизни и мировой экологии.

Люди утрачивают традиции, религию, разочаровываются в догматических

идеологиях (напр., в идее коммунизма или в Американской Мечте).

Человечество стоит перед выбором - близкая катастрофа (термоядерная ли,

экологическая ли, внутренняя экзистенциальная или какая-то другая) или

движение к ноосфере и гармонии [18].

В связи с этим одним из обнадеживающих аспектов современности является

возрождение интереса к древним духовным традициям и мистическому опыту.

Разрушение железного занавеса, Гринпис, психоанализ, рэйв-культура,

сексуальная терпимость - все это признаки возвращения к ценностям

доисторической племенной жизни. "Культура владычества", которую мы имеем на

сегодняшний день, изжила себя и чуть было не довела планету до

самоубийства. "Закон, позволяющий уничтожать природу, контролирующий

средства информации - от природных до электронных, - не указ племени

"мутантов", пускающихся на утлых катерах против авианосцев, начинающих жить

на деревьях, приговоренных к вырубке, танцующих в Гоа и на "Tribal

Gathering", в то время как грустные, застегнутые на все пуговицы "бобби"

охраняют от них покой добропорядочных бюргеров" [14].

Люди, пережившие мощный преобразующий опыт и сумевшие применить его в

своей повседневной жизни, отказываются от деструктивных и

саморазрушительных черт личности, проявляют качества, способствующие

индивидуальному и коллективному выживанию. Пиковые переживания способствуют

устранению внутреннего раскола личности, разобщенности между индивидами,

конфликта между индивидом и миром, ведущего к утрате единства мира. Люди,

имевшие подобные переживания, часто выказывали отчетливую тенденцию к

самореализации и самоактуализации [37].

Люди, вовлеченные в процесс духовного развития, начинают по-новому

ценить и уважать все формы жизни, постигают всеобщее единство, что часто

делает их более терпимыми к другим людям, внимательными к экологии [5].

Общечеловеческие соображения, сострадание всему живому и способность

мыслить в планетарных масштабах становятся важнее узколичностных интересов

семьи, политической партии, потребностей класса, нации и вероучения. То,

что характерно для всех нас, то что связывает нас, становится ценнее

различий, а сами различия обогащают, а не отталкивают. Эти изменившиеся

благодаря духовному развитию установки противостоят нетерпимости,

равнодушию к жизни и моральному банкротству, лежащим в основе глобального

кризиса. Можно надеяться, что растущий интерес к духовному миру и

значительное число спонтанных мистических переживаний предвещают сдвиг в

сознании человечества, который поможет отказаться от нынешнего

саморазрушительного направления развития. Это утверждение подкрепляется

универсальной культурной тенденцией к изменению "естественного" потока

сознания при помощи психоактивных веществ, социально предписанных методов и

условий. В соответствии с гипотезой К.Юнга, это стремление не что иное, как

поиск организмом структурного единства через интеграцию личного "ЭГО" и

истинной самости [21].

Одним из аспектов психического здоровья является интеграция

("нерасщепленность") сознания, поэтому существует необходимость развития

интегрирующих и преобразующих методов, адресованных различным аспектам

человеческой природы: телесному, эмоциональному, психическому,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.