Рефераты. Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия






порывом. Оказываются неотличимыми переживания ледяного холода от

непереносимого жара, ненависти - от любви, агонии умирания - от восторга

нового рождения, апокалиптических ужасов - от радости созидания... У

индивида возникает ощущение приближения великого события, потрясающего весь

мир. - духовное освобождение, откровение высшей истины или единение всего

сущего. Однако, какими бы острыми не были бы эти ощущения и переживания,

экстаз никогда реально не достигает цели и реального разрешения драмы

смерти-возрождения. Для этого он должен перейти в "океанический" экстаз

(см. ниже). Сопровождающие "вулканический" экстаз характерные переживания

религиозного типа включают в себя ритуалы жертвоприношения, мученическую

смерть, шабаш ведьм, дионисийские оргии и т.п. [3].

"Океанический", или "аполлонический", экстаз

Для "океанического" экстаза характерно переживание чувства слияния с

окружением и единства с воспринимаемыми объектами. Мир представляется как

место невыразимого сияния и красоты. Элемент размышления и потребность в

рациональном анализе значительно снижаются, и Вселенная становится "тайной,

которую следует пережить, а не загадкой, которую нужно разгадать". В этом

состоянии человеку трудно видеть какие-либо негативные аспекты в мире и в

самой структуре мироздания. Все оказывается совершенным, все есть так, как

оно должно быть. В этот момент мир представляется благоприятным местом, где

с полным доверием и чувством совершенной безопасности можно принять

пассивно-зависимую позицию, подобную положению ребенка. Для человека в этом

состоянии ума зло кажется не имеющим значения, неважным, эфемерным или

несущественным. При переживании опыта космического единства

трансцендирование времени и пространства может принять довольно конкретную

форму, что можно проиллюстрировать рядом специфических образов. Человек

может переживать последовательность видений, позволяющих интерпретировать

опыт в терминах регрессии в историческом времени. Это включает разнообразие

эмбриональных ощущений, память предков, элементы коллективного

бессознательного и эволюционный опыт, сопровождаемый филогенетическими

"обратными кадрами" и дарвинским прозрением. Соответствующий выход за

пределы обычного пространственного ограничения можно проиллюстрировать на

примерах идентификации с другими лицами и группами лиц, с животными,

растениями и даже неорганическим веществом. Важной вариацией этого

переживания является субъективное отождествление с физической Вселенной, с

ее галактиками, солнечными системами и мириадами отдельных звезд [3].

Трансцендентация ЭГО и идея целостности в различных религиях

Феномен религиозности давно занимал философов и культурологов. В течении

последних ста лет в религиоведении господствовала социологическая

парадигма, проявившаяся, в частности, в теории экономического детерминизма

К. Маркса, социологии религии М. Вебера, теории социальной детерминации Э.

Дюркгейма, в ряде этнологических концепций (функционализме Б.Малиновского,

структурализме К. Леви-Стросса [11]). Тем не менее, особенно после ряда

результатов, полученных психологами и психоаналитиками (такими, как З.

Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм), а также введением в научный оборот эмпирического

материала, собранного и обработанного этнологами и востоковедами, возникли

серьезные сомнения в универсальности и окончательности социологической

парадигмы, сфера ее применения постоянно уменьшается. И тут на помощь

социологии приходит психология, предлагая новую, психологическую, парадигму

для рассмотрения феномена религиозности [25]. Ключевым понятием для такого

подхода является понятие "религиозного опыта", сформулированное У. Джеймсом

("Религия суть совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности....

Личная религия оказывается несомненно первичнее, чем богословие и церковь:

всякая церковь, однажды учрежденная, живет после этого, опираясь на

традицию; но "основатели" каждой церкви всегда черпали свою силу из

непосредственного личного общения с божеством, причем так было не только с

теми, кому, как Христу, Будде или Магомету, приписывается сверхчеловеческая

природа, но со всеми основателями христианских сект" [7]), а в истории

отечественной философии подобная проблематика отчетливо прослеживается в

трудах Вл. Соловьева и И. Ильина ("Наша уверенность в действительном

существовании божества нераздельно связана с теми явлениями, которые даны в

религиозном опыте и которые мы относим к действию божества на нас. Это

верно относительно всех религий. Древний эллин не верил бы в существование

Диониса, если бы не испытывал его душевно-телесного действия в опьянении"

[23]).

Несмотря на то, что У. Джеймс пишет о многообразии религиозного опыта

[7], ряд исследователей настаивает на общности всех подобных религиозных

переживаний (например, на философском факультете СПбГУ представителем

подобного подхода к религиоведению является проф. Е.А.Торчинов). В качестве

связующего звена для всех типов религиозности они рассматривают так

называемые "пиковые переживания", то есть особые (часто называемые также

"мистическими", "профетическими", "экстатическими") глубинные переживания,

связанные с выходом за пределы обыденного сознания (трансперсональные, или

"расширенные" состояния сознания), такие как переживания непосредственного

общения, единения или слияния с божеством, безличным Абсолютом или иным

типом первоосновы бытия. Это может быть также переживание онтологического

"ничто" или "пустоты", но в любом случае предполагает высшую форму

святости, достижение спасения, освобождения и т.д. Сюда же можно отнести

измененные состояния сознания, предполагающие переживание ряда

архетипических образов и ситуаций: смерти и воскресения (обновления,

возрождения из праха), гибели и воссоздания мира, духовного рождения,

Великой Матери. Спасителя-Мессии и т.п. [3]. Для достижения подобных

состояний существуют различные методы, которые обычно называют

психотехникой (в данном смысле этот термин был введен петербургскими

буддологами В.Рудым и Е.Островской), или "техниками экстаза" (термин введен

М. Элиаде). Далее я попытаюсь дать краткий обзор психотехник и

экстатических переживаний, характерных для различных типов религиозности,

обращая особое внимание именно на те религии или секты, которые уделяют

психотехнике особое внимание.

Шаманизм

Шаманизм - древнейшая из форм религиозности - достаточно неплохо изучен,

возможно, благодаря оживленному интересу к эзотерической практике у

современных людей. Архаичное мироустройство было не просто устойчивой

общественной формацией. Просуществовав, как предполагают антропологи, около

50 тысяч лет, шаманизм стал своеобразной колыбелью цивилизации, источником

основополагающих мифов и первых религий [10]. Что же такое шаманизм, какова

роль шамана и как вообще возникла эта форма религиозности?

В этот исторический период доступ к сакральному имели многие: жрецы-

жертвоприносители, каждый глава семьи являлся также главой домашнего

культа, многие получали сакральные переживания в ходе обрядов инициации,

мистерий, но "только шаман остается центральной фигурой, поскольку во всей

этой сфере, где экстатическое переживание является в высшей степени

религиозным, шаман и только шаман является безусловным мастером экстаза.

Главное достоинство шаманизма - личный опыт шамана -личное знакомство с

духами, умение "ориентироваться на местности" в потустороннем мире и т. д.

Потому первым и, возможно, наименее рискованным определением этого сложного

явления будет формула: шаманизм -- это техника экстаза" [32]. Шаманизм -

древний (архаичный) магическо-религиозный феномен. Следует различать

понятия "маг, колдун" и "шаман": магию и магов мы встречаем почти во всем

мире, тогда как шаманизм представляет собой особую магическую

"специальность", которую мы выделяем особо: "укрощение огня", магический

полет и т. д. [41]. По этой причине, хотя шаман является, помимо всего

прочего, также и магом, не каждого мага можно определить как шамана. Это же

относится и к шаманским исцелениям: каждый знахарь является целителем, но

только шаман обладает своими особыми методами [25]. Что касается шаманских

техник экстаза, то они не исчерпывают всех разновидностей экстатических

переживаний, зафиксированных в истории религий и религиозной этнологии;

поэтому нельзя каждого экстатика считать шаманом: шаман является

специалистом по трансу, во время которого его душа, как принято считать,

покидает тело, чтобы подняться на Небо или спуститься в Ад.

Такого же рода различение обычно необходимо для определения связи

шамана с "духами". Во всем первобытном и современном мире мы находим людей,

утверждающих, что они якобы поддерживают связи с "духами", что они ими

"одержимы" или сами ими владеют. Потребовалось бы несколько томов, чтобы

должным образом проанализировать все проблемы, связанные с самой идеей

"духа" и его гипотетическими связями с людьми, поскольку "дух" может быть

как душой умершего, так и "духом Природы", мифическим животным и т. д. Но

при исследовании шаманизма не обязательно заходить так далеко; достаточно

определить позицию шамана по отношению к его духам-помощникам. Легко

убедиться, что шаман отличается, например, от "одержимого": шаман

повелевает своими "духами" в том смысле, что, как человеческое существо,

умеет налаживать контакты с умершими, "демонами" и "духами Природы", не

становясь при этом их орудием. Несомненно, среди шаманов встречаются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.