Рефераты. Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия






пребывания сразу в двух местах или полета [12].

Буддизм

Буддизм начал формироваться в Индии в середине II-го тыс. до н.э. и

позднее распространился по южной, юго-восточной, восточтой и центральной

Азии. Основателем этой религии считается царевич из рода Шакьев по имени

Сиддхартха Гаутама. Руководимый стремлением познать и пережить, то есть

понять, истину, сидя под священным фикусом в состоянии созерцательного

углубления, он "пробудился", то есть достиг освобождения от причинной

обусловленности бытия и, как следствие, от страданий, то есть стал Буддой.

Всю оставшуюся до окончательного ухода в нирвану жизнь Гаутама проповедовал

своим ученикам, чтобы они надеялись на собственные силы, "были бы сами себе

светильниками" и усердно трудились во имя освобождения. Таким образом, в

соответствии с концепцией буддизма, освобождение от страданий достигается

только путем психотехническую практику. Именно созерцание, а не

догматические определения или философские концепции составляли стержень

буддийского Пути (Дхармы). Более того, именно результаты созерцания

ложились в основу того или иного учения и именно они служили критериями его

истинности (следует, однако, сделать оговорку, что ни одна буддийская

система никогда не рассматривалась в качестве учения, возвещающего истину в

последней инстанции. Строго говоря, буддийский взгляд вообще заключается в

том, что истина не может ни быть постигнута дискурсивно, ни описана в

категориях дискурсивного мышления, ни быть выражена средствами дискурса).

Быть религией буддизму отнюдь не мешает то, что он категорически не

принимает идею Бога — всеблагого Творца и Промыслителя мира. Да и понятно,

что в системе буддизма законы кармы и причинно зависимого происхождения с

успехом заменяют собой Бога теистических религий, который в буддизме

выглядел бы просто “архитектурным излишеством”, каковым он в какой-то

степени является в йоге [25].

Буддизм вообще мало интересовали вопросы метафизики и космологии. В

соответствии с доктриной буддизма, не догматы преднаходят для нас истину,

но мы сами открываем ее своим усилием, воплощенном в духовном делании. Не

мир сам по себе рассматривался буддизмом, а психокосм, то есть мир,

переживаемый живым существом, мир как аспект его психического опыта.

Собственно, различные миры анализировались буддистами как уровни

развертывания сознания живых существ, а таких основных уровней они выделяли

три: мир желаний (кама дхату), мир форм (рупа дхату) - уровень высших

небожителей и мир не-форм (арупа дхату) - на уровне которого развертывается

сознание лидей, практикующих различные виды психотехники (мир не-форм лишен

"местопребываний" и представляет собой состояние сознания в чистом виде, на

этом уровне чувственные переживания не актуализируются) [25].

Обыденное (сансарическое) существование буддисты характеризуют четырьмя

терминами: оно суть страдание, непостоянство, оно бессущностно и загрязнено

иллюзиями и неведением. Этому миру непрерывной череды рождений-смертей

противопоставляется нирвана - высшее внеличностное бытие, состояние покоя и

блаженства. А для обретения освобождения необходима трансформация сознания,

переворот в самой его основе. Для этой трансформации необходимо понимать

природу обыденного, эмпирического сознания и характера психических

процессов. Отсюда и происходит отчетливо выраженный психологизм буддийского

учения.

Одним из главных методов буддийской психотехники является созерцание.

Созерцательные практики можно разделить на два типа - саматха

("приостановление", "прекращение" волнения сознания, его максимальное

успокоение и сосредоточение) и випасьяна (аналитическое созерцание,

предполагающее рассмотрение природы сознания для избавления от иллюзии "Я"

и коренящихся в этой природе аффектов).

Наиболее высоким уровнем созерцания является созерцание на уровне мира

не-форм (сфера бесконечного пространства, сфера безграничного сознания,

сфера отсутствия чего бы то ни было, сфера ни восприятия, ни невосприятия).

Развертывание сознания на уровне бесконечного пространства мира не-форм

достигается посредством выхода за пределы восприятия каких-либо форм,

угасания всяких видов деятельности, отключения от фиксации сознания на

многообразии и различиях и сосредоточения на образе бесконечного

пространства (пространства психического опыта). Развертывание сознания на

уровне бесконечного сознания достигается после полного выхода за пределы

уровня безграничного пространства. Здесь сознание развертывается как

таковое, вне каких-либо содержаний, что делает излишним наличие

пространства психического опыта. Затем происходит переход на уровень

отсутствия чего бы то ни было, а за ним — на уровень ни восприятия, ни

невосприятия. Эти уровни принципиально неописываемы, поскольку полностью

выходят за пределы профанического опыта, к описанию которого, собственно,

только и приспособлен язык, поэтому тексты не содержат какой-либо важной

положительной информации по поводу этих уровней.

Достаточно интересен в плане анализа созерцательных практик культ

Амитабхи-будды мира предельного Божества (в настоящее время этот культ

особенно широко распространен в Японии и в Корее под названием

"амигдаизм"), некоторые исследователи считают, что этот культ имеет

иранское происхождение и восходит к зороастрийскому культу Анагра-раоча,

Бесконечного Света рая (напомню, что изменения светового восприятия

являются одними из самых распространенных эффектов действия галлюциногенов,

также описания видения Света характерны для переживаний смерти-и

определенных стадий родов). Особое внимание культ Амитабхи уделяет

созерцаниям, рекомендуемым к практике при ощущении приближающейся смерти.

Другой метод психотехники в этом культе - молитвенное повторение имени

Амитабхи. Такой же метод психотехники применяется в широко

распространенной в Японии буддийской школы "тэндай", которая предписывает

вместо занятий медитацией постоянное повторение формулы “Поклонение Сутре

Лотоса Благой Дхармы” ("Наму мехо рэнгэ ке"). Постоянное повторение имени

Будды приводило к тем же важным экстатическим эффектам, что и повторение

имен Кришны и Рамы в индуизме, Иисусовой молитвы у исихастов [25].

Одна из школ раннего китайского буддизма - хуаянь - исходит из

истолкования образа сети индийского бога Индры. Эта сеть является символом

вселенной как единого целого. Она состоит из бесчисленных драгоценных

камней, каждый из которых содержит в себе все остальные камни и, в свою

очередь, сам содержится во всех прочих камнях. Объясняя этот образ,

основатель школы Фа-цзан взял статую Будды и окружил ее со всех сторон

отражающими зеркалами. Школа хуаянь утверждает, что каждый элемент

существования включает в себя все остальные элементы и, а свою очередь,

содержится а них. "Все — во всем- Все имманентно всему, в каждом атоме —

все миры Будды. Во всех мирах Будды — все атомы всех миров". Как в одном

сколке с голограммы содержится вся полнота записанной на ней информации,

так и в каждом элементе содержится все целое. И вся сложная целостность

этих взаимопроникающих миров есть единое абсолютное сознание Будды,

символически представленное в образе Будды Вайрочаны, Будды Великого

Солнца. Это также ветка цветущей сливы на картинах буддийских художников

Китая: ветка — единое сознание Будды, цветы — его бесчисленные

развертывания в виде многообразных миров.

Эта сложная доктрина выражается в учении хуаянь двумя формулами:

"принцип и вещи беспрепятственно проникают друг в друга" и "каждая вещь

беспрепятственно проникает во все другие вещи". Первое из этих положений

восходит к общебуддистской доктрине тождества сансары и нирваны. Под

принципом здесь имеется в виду нирвана, природа Будды, под вещами — дхармы

как элементы эмпирического существования. Но эти элементы не существуют

сами по себе, они лишены собственной природы. Их природа — “принцип”,

“буддовость”. В вещах является принцип, принцип наделяет вещи природой.

Следовательно, ни то, ни другое не существует обособленно, но совокупно

образуют абсолют — Единое Сознание Будды. Второе положение более

оригинально и является достоянием только школы хуаянь. Ее учение

утверждает, что ни одна дхарма (вещь), ни один элемент опыта не

представляет собой обособленную от других сущность- Они непрестанно

взаимодействуют между собой по принципу "все в одном, одно во всем, образуя

вселенную, в которой есть и единство, и множественность, и субъект, и

объект. В этом мире — сети Индры. нет только противоположностей,

взаимоисключающих противоречий между этими и другими парами категорий.

Точная формула учения хуаянь: “все в одном, одно во всем, одно в одном, все

во всем”.

Школа хуаянь процветала до середины IX в.. однако и позднее не утратила

своего значения: дело в том, что ее философия была усвоена медитативной

школой чань (по-японски -"дзэн") в качестве теоретической основы своего

духовного делания.

Чрезвычайно интересны и разнообразны методы психотехники тантрического

буддизма (Ваджраяны, "Алмазного пути"), который в настоящее время широко

распространен в Тибете, Бутане и Непале. Этот путь - путь практика-йогина,

и методы, практикуемые адептами этого направления буддизма, очень близки к

методам индуисской тантра-йогиОсновные виды практики тантристов - это йога

внутреннего тепла, йога иллюзорного света, йога сновидений, йога ясного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.