комплексов, связанная с узнаванием чего-либо, влечет ощутимое изменение
свойств сознания. С этой точки зрения, измененным можно назвать сознание
людей, переживающих влюбленность, вдохновение, катарсис (личностная
трансформация, вызванная контактом с художественным произведением) и т. д.
ИСС также стимулируют природный сон, различные фазы засыпания и
пробуждения, сексуальные эмоции, пение, барабанный бой, монотонные танцы,
гипноз и самовнушение, гипервентиляция легких (холотропное дыхание),
сенсорная перегрузка, сенсорная изоляция, длительное одиночество, пост,
наконец, действие на организм различных психоактивных веществ - все эти
процессы непосредственно связаны с изменением характера мышления, глубины и
способа самоосознавания. Интересно отметить что спектр переживаний,
вызванных психоделиками, практически не отличается от переживаний,
вызванных различными немедикаментозными средствами [24].
Перинатальные переживания
Основные характеристики перинатальных переживаний связаны с проблемами
биологического рождения, физической боли и агонии, болезни и дряхлости,
умирания и смерти. Пугающее столкновение с этими критическими аспектами
человеческого существования, глубокое переживание его эфемерности неизбежно
сопровождается мучительным экзистенциальным кризисом. Благодаря такому
опыту человек приходит к пониманию того, что, независимо от его
прижизненных занятий, ему придется покинуть этот мир, лишиться всего, что
он приобрел и чего достиг, к чему он был эмоционально привязан. Сходство
рождения и смерти, поразительное открытие, что начало жизни тождественно ее
концу, — важный философский вывод, сопровождающий перинатальные переживания
[4].
Образ смерти как утраты ЭГО, переживание смерти очень часто встречается
как во время психотерапевтических сеансов с применением галлюциногенов, так
и во многих религиях [1]. (Сравнение психоделического опыта и переживаний
смерти, описанных в древнем тибетском трактате "науки об умирании" -
"Тибетской книги мертвых" (Бардо Тходол) можно найти в работе [13])
Для шаманизма характерна имитация смерти (и переживание ее) во время
посвящения, сопровождаемая созерцанием уничтожения плоти и создания из
скелета, субстанциальной основы организма, нового шаманского тела [41].
Подобного рода ритуалы характерны для ряда индийских йогических садхан
(практик), особенно связанных с тантризмом: в ходе этой практики йогин
создает себе новое нерушимое йогическое тело (йога духа), соотносящееся со
старым как незрелый плод со зрелым, или, в терминологии Расаяны (“колесницы
ртути", то есть индийской алхимии), как незрелый вульгарный (профанический)
металл с алхимическим золотом. Практикуется созерцание скелета и в
классическом буддизме. Однако семантика этого созерцания в шаманизме и
даосизме, с одной стороны, и буддизме — с другой, различна. В первом случае
речь идет о скелете как о знаке некоей первоосновы, возвращаясь к которой
человек через приобщение ей и переживание смерти-возрождения обретает новые
силы и творит новое бытие, новое тело (ср. образ возвращения в лоно матери,
уподобления неродившемуся младенцу в "Дао дэ цзине" и его онтологическую
коннотацию: возвращение в материнское лоно Дао-Отсутствия — у и обретение
нового рождения как бессмертного и совершенного человека). Из глубины и
мрака “хаотического и смутного” лона Матери-Дао творится свет просветления
и новая жизнь. В случае же буддизма подобные созерцания направлены на
достижение убежденности во всеобщей бренности, непостоянстве и смертности,
то есть на медитативное уяснение идеи сансары (круговорота смертей-
рождений) как страдания [25, 30].
Другое важное следствие — эмоциональное и физическое потрясение от
феномена смерти — открывает сферы духовных и религиозных переживаний,
являющихся существенной частью человеческой личности. Они не зависят от
культурных и религиозных корней и воззрений человека. Опыт исследования
глубинных пластов психики показывает, что люди, достигшие этих уровней,
получают возможность проникнуть в наиболее тонкие духовные и религиозные
измерения существующего порядка вещей. Даже ярые материалисты,
позитивистски ориентированные ученые, скептики и циники, бескомпромиссные
атеисты и антирелигиозно настроенные философы-марксисты, столкнувшись с
этими уровнями, начинают интересоваться духовными вопросами [3].
Каким-то образом — пока не вполне понятно, каким именно, — такого рода
переживания представляются связанными с обстоятельствами биологического
рождения. Многие люди нередко совершенно определенно ссылаются на них как
на проживание своей собственной родовой травмы. Люди, не чувствующие этой
связи и описывающие свое столкновение с переживанием смерти и смерти-
возрождения с чисто психологической и духовной точек зрения, регулярно
демонстрируют ряд характерных физических симптомов, напоминающих процесс
биологического рождения. Их позы и движения поразительным образом
соответствуют положениям и движениям ребенка на различных стадиях родов.
Кроме того, эти люди обычно сообщают о своей идентификации с эмбрионом,
плодом в утробе и новорожденным ребенком. Помимо этого, встречаются
вариации аутентичных неонатальных чувств и поведения, а также образы
женских гениталий и груди.
Эти феномены принято называть перинатальными переживаниями. Причинная
связь между актуальным биологическим рождением и бессознательными матрицами
этих переживаний все еще остается не установленной. Перинатальные
переживания — проявление глубинного уровня бессознательного — выходят за
пределы классических фрейдовских методов. Возникновение подобных структур
психики, по-видимому, связано с т.н. "травмой рождения" (подробнее о травме
рождения в работе Отто Ранка [22]). Феномены этой категории никогда не
описывались в психоаналитической литературе и не принимались во внимание в
психоаналитической теории. Более того, классический фрейдовский анализ не
позволяет объяснить эти феномены и не может предложить понятий, пригодных
для их интерпретации.
Перинатальные переживания представляют собой очень существенное
пересечение индивидуальной и трансперсональной психологии или, если так
можно выразиться, психологии и патопсихологии, с одной стороны, и религии —
с другой. Если считать их связанными только с рождением, они могли бы
относиться к структуре индивидуальной психологии, но характерные аспекты
придают им совершенно определенный трансперсональный оттенок. Напряженность
этих переживаний превышает все обычно предполагаемые для человека пределы.
Зачастую они сопровождаются отождествлением с другими людьми или с борьбой
и страданиями человечества. Более того, их составной частью нередко
оказываются некоторые формы явно трансперсональных переживаний:
эволюционные воспоминания, элементы коллективного бессознательного и
некоторые юнгианские архетипы [4].
Каждая стадия биологического рождения имеет специфическое духовное
соответствие: для благополучного внутриутробного существования это опыт
космического единства; начало родов сопровождается чувством поглощения
вселенским водоворотом, первая клиническая стадия родов со схватками в
замкнутом утробном пространстве соотносится с переживанием “отсутствия
выхода” или ада; духовным соответствием продвижения по родовому каналу во
второй стадии клинических родов является борьба смерти-возрождения, а
метафизический эквивалент собственно рождения и событий третьей клинической
стадии родов представляет собой переживание смерти “ЭГО” и возрождения [4].
Большое теоретическое значение имеет глубинная параллель между
физиологической деятельностью в последовательных стадиях биологического
рождения и паттернами активности различных эрогенных зон, особенно зон
генитального оргазма. Это дает возможность сместить этиологический акцент в
психогенезисе эмоциональных нарушений из сексуальной сферы в перинатальные
матрицы, не отрицая при этом значимости многих принципов фрейдизма [21].
Трансперсональные переживания
Трансперсональные переживания (мистический, или "пиковый", опыт; экстаз,
транс), спонтанно посещающие некоторых вполне здоровых и трезвых людей,
свидетельствуют о том, что это врожденное свойство нашей психики, которое,
конечно, зависит и от социальных и генетических факторов личностного
развития [17].
Многие переживания такого рода известны уже несколько столетий или
тысячелетий. Рассказы о них можно найти и в священных писаниях всех великих
религий мира, и в письменных документах множества малых сект, фракций и
религиозных движений. Они играли важную роль в видениях святых, мистиков и
религиозных учителей [37]. Этнологи и антропологи обнаружили их в священных
обычаях различных народов, в состояниях экстаза и религиозных мистериях, в
практике целительства и ритуалах различных культур [32, 41]. Психиатры и
психологи наблюдали трансперсональные феномены, не называя их таким
образом, в своей повседневной практике у психотических пациентов, особенно
шизофреников [26]. Историки, антропологи, религиеведы, психиатры и
психологи-экспериментаторы знали о существовании разнообразных древних и
современных методов индуцирования трансперсональных переживаний, многие из
которых подобны описанным выше процедурам, ведущим к возникновению
перинатальных переживаний [24, 33, 36].
Вопреки распространенности этих феноменов и их очевидной значимости для
многих сфер человеческой жизни, в прошлом делалось удивительно мало
серьезных попыток включить их в теорию и практику современных психиатрии и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22