Рефераты. Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия






комплексов, связанная с узнаванием чего-либо, влечет ощутимое изменение

свойств сознания. С этой точки зрения, измененным можно назвать сознание

людей, переживающих влюбленность, вдохновение, катарсис (личностная

трансформация, вызванная контактом с художественным произведением) и т. д.

ИСС также стимулируют природный сон, различные фазы засыпания и

пробуждения, сексуальные эмоции, пение, барабанный бой, монотонные танцы,

гипноз и самовнушение, гипервентиляция легких (холотропное дыхание),

сенсорная перегрузка, сенсорная изоляция, длительное одиночество, пост,

наконец, действие на организм различных психоактивных веществ - все эти

процессы непосредственно связаны с изменением характера мышления, глубины и

способа самоосознавания. Интересно отметить что спектр переживаний,

вызванных психоделиками, практически не отличается от переживаний,

вызванных различными немедикаментозными средствами [24].

Перинатальные переживания

Основные характеристики перинатальных переживаний связаны с проблемами

биологического рождения, физической боли и агонии, болезни и дряхлости,

умирания и смерти. Пугающее столкновение с этими критическими аспектами

человеческого существования, глубокое переживание его эфемерности неизбежно

сопровождается мучительным экзистенциальным кризисом. Благодаря такому

опыту человек приходит к пониманию того, что, независимо от его

прижизненных занятий, ему придется покинуть этот мир, лишиться всего, что

он приобрел и чего достиг, к чему он был эмоционально привязан. Сходство

рождения и смерти, поразительное открытие, что начало жизни тождественно ее

концу, — важный философский вывод, сопровождающий перинатальные переживания

[4].

Образ смерти как утраты ЭГО, переживание смерти очень часто встречается

как во время психотерапевтических сеансов с применением галлюциногенов, так

и во многих религиях [1]. (Сравнение психоделического опыта и переживаний

смерти, описанных в древнем тибетском трактате "науки об умирании" -

"Тибетской книги мертвых" (Бардо Тходол) можно найти в работе [13])

Для шаманизма характерна имитация смерти (и переживание ее) во время

посвящения, сопровождаемая созерцанием уничтожения плоти и создания из

скелета, субстанциальной основы организма, нового шаманского тела [41].

Подобного рода ритуалы характерны для ряда индийских йогических садхан

(практик), особенно связанных с тантризмом: в ходе этой практики йогин

создает себе новое нерушимое йогическое тело (йога духа), соотносящееся со

старым как незрелый плод со зрелым, или, в терминологии Расаяны (“колесницы

ртути", то есть индийской алхимии), как незрелый вульгарный (профанический)

металл с алхимическим золотом. Практикуется созерцание скелета и в

классическом буддизме. Однако семантика этого созерцания в шаманизме и

даосизме, с одной стороны, и буддизме — с другой, различна. В первом случае

речь идет о скелете как о знаке некоей первоосновы, возвращаясь к которой

человек через приобщение ей и переживание смерти-возрождения обретает новые

силы и творит новое бытие, новое тело (ср. образ возвращения в лоно матери,

уподобления неродившемуся младенцу в "Дао дэ цзине" и его онтологическую

коннотацию: возвращение в материнское лоно Дао-Отсутствия — у и обретение

нового рождения как бессмертного и совершенного человека). Из глубины и

мрака “хаотического и смутного” лона Матери-Дао творится свет просветления

и новая жизнь. В случае же буддизма подобные созерцания направлены на

достижение убежденности во всеобщей бренности, непостоянстве и смертности,

то есть на медитативное уяснение идеи сансары (круговорота смертей-

рождений) как страдания [25, 30].

Другое важное следствие — эмоциональное и физическое потрясение от

феномена смерти — открывает сферы духовных и религиозных переживаний,

являющихся существенной частью человеческой личности. Они не зависят от

культурных и религиозных корней и воззрений человека. Опыт исследования

глубинных пластов психики показывает, что люди, достигшие этих уровней,

получают возможность проникнуть в наиболее тонкие духовные и религиозные

измерения существующего порядка вещей. Даже ярые материалисты,

позитивистски ориентированные ученые, скептики и циники, бескомпромиссные

атеисты и антирелигиозно настроенные философы-марксисты, столкнувшись с

этими уровнями, начинают интересоваться духовными вопросами [3].

Каким-то образом — пока не вполне понятно, каким именно, — такого рода

переживания представляются связанными с обстоятельствами биологического

рождения. Многие люди нередко совершенно определенно ссылаются на них как

на проживание своей собственной родовой травмы. Люди, не чувствующие этой

связи и описывающие свое столкновение с переживанием смерти и смерти-

возрождения с чисто психологической и духовной точек зрения, регулярно

демонстрируют ряд характерных физических симптомов, напоминающих процесс

биологического рождения. Их позы и движения поразительным образом

соответствуют положениям и движениям ребенка на различных стадиях родов.

Кроме того, эти люди обычно сообщают о своей идентификации с эмбрионом,

плодом в утробе и новорожденным ребенком. Помимо этого, встречаются

вариации аутентичных неонатальных чувств и поведения, а также образы

женских гениталий и груди.

Эти феномены принято называть перинатальными переживаниями. Причинная

связь между актуальным биологическим рождением и бессознательными матрицами

этих переживаний все еще остается не установленной. Перинатальные

переживания — проявление глубинного уровня бессознательного — выходят за

пределы классических фрейдовских методов. Возникновение подобных структур

психики, по-видимому, связано с т.н. "травмой рождения" (подробнее о травме

рождения в работе Отто Ранка [22]). Феномены этой категории никогда не

описывались в психоаналитической литературе и не принимались во внимание в

психоаналитической теории. Более того, классический фрейдовский анализ не

позволяет объяснить эти феномены и не может предложить понятий, пригодных

для их интерпретации.

Перинатальные переживания представляют собой очень существенное

пересечение индивидуальной и трансперсональной психологии или, если так

можно выразиться, психологии и патопсихологии, с одной стороны, и религии —

с другой. Если считать их связанными только с рождением, они могли бы

относиться к структуре индивидуальной психологии, но характерные аспекты

придают им совершенно определенный трансперсональный оттенок. Напряженность

этих переживаний превышает все обычно предполагаемые для человека пределы.

Зачастую они сопровождаются отождествлением с другими людьми или с борьбой

и страданиями человечества. Более того, их составной частью нередко

оказываются некоторые формы явно трансперсональных переживаний:

эволюционные воспоминания, элементы коллективного бессознательного и

некоторые юнгианские архетипы [4].

Каждая стадия биологического рождения имеет специфическое духовное

соответствие: для благополучного внутриутробного существования это опыт

космического единства; начало родов сопровождается чувством поглощения

вселенским водоворотом, первая клиническая стадия родов со схватками в

замкнутом утробном пространстве соотносится с переживанием “отсутствия

выхода” или ада; духовным соответствием продвижения по родовому каналу во

второй стадии клинических родов является борьба смерти-возрождения, а

метафизический эквивалент собственно рождения и событий третьей клинической

стадии родов представляет собой переживание смерти “ЭГО” и возрождения [4].

Большое теоретическое значение имеет глубинная параллель между

физиологической деятельностью в последовательных стадиях биологического

рождения и паттернами активности различных эрогенных зон, особенно зон

генитального оргазма. Это дает возможность сместить этиологический акцент в

психогенезисе эмоциональных нарушений из сексуальной сферы в перинатальные

матрицы, не отрицая при этом значимости многих принципов фрейдизма [21].

Трансперсональные переживания

Трансперсональные переживания (мистический, или "пиковый", опыт; экстаз,

транс), спонтанно посещающие некоторых вполне здоровых и трезвых людей,

свидетельствуют о том, что это врожденное свойство нашей психики, которое,

конечно, зависит и от социальных и генетических факторов личностного

развития [17].

Многие переживания такого рода известны уже несколько столетий или

тысячелетий. Рассказы о них можно найти и в священных писаниях всех великих

религий мира, и в письменных документах множества малых сект, фракций и

религиозных движений. Они играли важную роль в видениях святых, мистиков и

религиозных учителей [37]. Этнологи и антропологи обнаружили их в священных

обычаях различных народов, в состояниях экстаза и религиозных мистериях, в

практике целительства и ритуалах различных культур [32, 41]. Психиатры и

психологи наблюдали трансперсональные феномены, не называя их таким

образом, в своей повседневной практике у психотических пациентов, особенно

шизофреников [26]. Историки, антропологи, религиеведы, психиатры и

психологи-экспериментаторы знали о существовании разнообразных древних и

современных методов индуцирования трансперсональных переживаний, многие из

которых подобны описанным выше процедурам, ведущим к возникновению

перинатальных переживаний [24, 33, 36].

Вопреки распространенности этих феноменов и их очевидной значимости для

многих сфер человеческой жизни, в прошлом делалось удивительно мало

серьезных попыток включить их в теорию и практику современных психиатрии и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.