Рефераты. Молекулы мистики и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия






депрессивных пациентов и людей, умирающих от рака: большинство

терапевтических изменений у пациентов с раз-. личными психоневрозами,

психосоматическими заболеваниями и дефектами личности требует обычно

проработки в течение ряда психоделических сеансов [5].

По-видимому, психоделики наряду с содержащейся в них опасностью обладают

также терапевтическими, творческими и религиозными возможностями. Хотя

данные хорошо контролируемых экспериментов немногочисленны, существует ряд

историй болезни, подтверждающих значительный терапевтический успех

психоделиков, принимаемых под профессиональным контролем и наблюдением.

Многие отчеты описывают драматические и устойчивые сдвиги к лучшему у

пациентов, страдающих тяжелыми и безнадежными с точки зрения других методов

терапии заболеваниями; люди, стоящие перед лицом смерти, находили большое

утешение в переживаниях, вызванных воздействием психоделиков [24, 36, 38].

Необъяснимая тревога, иногда охватывающая человека под действием

психоделического вещества, провоцирует аналитический поиск ее причины.

Рассуждая, мы связываем те или иные переживания с подходящими смысловыми

комплексами, то есть, проецируем эмоции на внешнюю ситуацию или внутренние

психологические проблемы, если не вполне уверены в себе. В такие моменты,

особенно у мнительных людей опасения за собственное душевное здоровье могут

вызвать глубокие дезорганизующие переживания - панику, способную задержать

естественное перерождение тревожных эмоций в ощущение обновленного

существования (как это происходит в профессиональном психоделическом

сеансе). Такой опыт довольно часто случается во время самодеятельных

экспериментов [5]. В психотерапевтической практике он называется

незавершенным сеансом, а в просторечии - "плохая поездка" ("bad trip")

[36].

В конце 60-х после запрещения открытых исследований, когда американская

контркультура активно пропагандировала психоделический образ жизни,

эксперименты на себе носили массовый характер. Была широко распространена

практика приема высоких доз ЛСД - 500-600 мкг. (в психотерапии средняя доза

- 200 мкг.). Конечно, среди сотен тысяч людей, безответственно

употреблявших этот препарат, случались трагические инциденты (в основном,

несчастные случаи, но иногда имели место и внешние проявления агрессии

[34].

Действие психоделиков связано с анализом собственных эмоций "Я", и, что

принципиально, с нашей способностью им противостоять. Поэтому тяжелее всего

эти переживания даются людям, живущим в неустойчивом внутреннем мире и

плохо контролирующим выражение своих чувств. Преодоление возникающего

кризиса требует от человека иной раз предельной выдержки и самообладания,

но приносит самое настоящее освобождение - начало новой жизни в ином

качестве. А.Маслоу пишет об этом так: "И вот парадокс - то, что было

болезненным, патологическим и "низменным", становится частью самого

здорового и "возвышенного" аспекта человеческой природы. Погружение в

"безумие" пугает только того, кто не до конца уверен в своей нормальности.

Образование должно помочь научиться жить в обоих мирах" [18].

Психологические кризисы в процессе употребления галлюциногенов могут

выражаться в ощущении неполноценности собственного бытия, например, когда

привычный внутренний мир человека обнаружил свою иллюзорность, но

альтернатива прежним смысловым связям не найдена. Именно образование -

единственный рецепт от понятийной путаницы, возникающей в этом процессе.

Оно дает главное - уверенность в выборе, необходимость которого часто

становится очевидной в измененном состоянии сознания. Если этой уверенности

нет, личностная позиция человека демонстрирует неустойчивость, а для

близких людей его поведение кажется странным. Это связано с процессом

восстановления границ между внешней и внутренней реальностями [18, 37].

Психологические кризисы, возникающие у некоторых людей после

экстатических переживаний (например, связанных с употреблением

галлюциногенов), следует понимать как важные этапы личностного роста,

связанные с последовательным отреагированием добиографических и

биографических моментов травмировавших переживаний, с реорганизацией ранее

неосознаваемых психических структур [5]. По мере освобождения их от

эмоциональной напряженности человек все отчетливее ощущает трансцендентное,

надличностное измерение собственного опыта, осваивает духовное отношение к

окружающей действительности. Кризисы, вызываемые психоделиками, бывают

самыми разнообразными — от острых до хронических. Со временем возможна

активизация психопатологии, в том числе психозов, у предрасположенных к

этому индивидов. Практика показывает, что негативно реагируют на

психоделики, как правило, люди, плохо подготовленные, использующие их в

неподходящей обстановке, употребляющие смесь препаратов или уже страдающие

психопатологией. У лиц, прошедших отбор, в клинических условиях такие

осложнения редки, а вызываемые психоделиками кризисы обычно преодолеваются

с помощью специально подготовленного терапевта. К настоящему времени нет

никаких доказательств того, что психоделики наносят необратимый ущерб

мозгу, даже в случаях длительного их употребления [29].

Работы в области психотерапии с психоделиками дают экспериментальное

подтверждение социальной детерминации человеческой психики, показывают, что

идя вглубь своего бессознательного, человек выходит за границы своего

"ЭГО", находит единую связь с окружающим его миром и людьми [17, 27, 40].

Глубина самосознания - это лучший рецепт от душевной боли, который когда-

либо выписывала Природа людям [37]. По накопленному опыту; можно

предположить, что растительные галлюциногены - тот самый рецепт...

Литература

1. Батай Ж. О самозванстве смерти //В сборнике "Танатография эроса". -

СПб.: 1994

2. Гроф К. Жажда целостности: наркомания и духовный кризис. М., Изд.

Трансперсон. Ин-та, 1999.

3. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансцендентация в

психотерапии. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1993

4. Гроф С. Области бессознательного: данные исследований ЛСД. - М.: Изд.

Трансперсон. Ин-та, 1995

5. Гроф С. Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые

перспективы психотерапии и внутреннего сознания. - М.: Изд.

Трансперсон. Ин-та, 1996

6. Делез Ж. Логика смысла. - М., "Раритет", 1998

7. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - СПб., "Андреев и

сыновья", 1992.

8. Капра Ф. Дао физики :Исследование параллелей между современной физикой

и мистицизмом Востока. - СПб.:ОРИС,1994.

9. Леви-Брюлль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: 1994

10. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М.: 1994

11. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.:1980

12. Лилли Дж. В центре циклона. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1997

13. Лири Т., Мецнер Р., Алперт Р. Практика приема психоделиков:

руководство, основанное на Тибетской книге Мертвых. - Минск, 1999

14. Маккенна Т. Истые галлюцинации: быль о необычайных приключениях автора

в дьявольском раю. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1996

15. Маккенна Т. Пища богов: поиск первоначального древа знания. - М.: Изд.

Трансперсон. Ин-та, 1995

16. Мамардашвили М. Проблема человека в философии. - М.: "Наука", 1992

17. Маслоу А.. Дальние пределы человеческой психики. - СПб., "Евразия",

1997.

18. Маслоу А. Происхождение психологии бытия. - СПб., Евразия, 1997.

19. Моуди Р. Жизнь после смерти. (1985) INTERNET:

http://lib.ru/Psychology/Moudi/

20. Пригожин И. От существующего к возникающему М., "Наука", 1985

21. Пути за пределы ЭГО: трансперсональная перспектива. Антология. /Под

ред. Р. Уолша и Ф. Воон/. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1998

22. Ранк О. Травма рождения. (1924) INTERNET:

http://www.psychology.ru/Library/

23. Соловьев Вл. Понятие о Боге. - СПб.:1993

24. Тарт Ч. Измененные состояния сознания. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та,

1997

25. Торчинов Е. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и

трансперсональные состояния. - СПб, "Петербургское востоковедение",

1997

26. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - СПб.: "Университетская

книга", 1997

27. Хаксли О. Вещества, которые формируют умы людей. (1963) INTERNET:

http://www.high.ru/Library/

28. Хаксли О. Остров. Врата восприятия. Небеса и ад. - Киев: "София", 1995

29. Шарлаускас И., Бистрицкис Р. Психоактивные препараты в исследовании

человека. (1999)

INTERNET:http://www.incart.spb.ru/~ikv/meta/russian/texts/

30. Элиаде М. Азиатская алхимия. - Киев: "София", 1998

31. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. - СПб.: "Алетейя", 1998

32. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. - Киев: "София", 1998

33. Энциклопедия мистицизма [Сост.:Н.Дядьков]. СПб.: "Литера": ВИАН, 1997.

34. Hofmann A. LSD - My problem child. The story of discovery and use.

//In "Psychedelic Reflections" Ed. Grinspoon L., Bakalar J.B. -N.Y,

1983

35. Krippner S. Psychedelic drugs and the creative process //Humanist.

Psychol. Inst. Rev., L.A. (1980), vol.2, pp.9-34.

36. Leary Т. The psychology of Ecstasy. - San-Francisco: Harvard

University Press, 1975

37. Maslow A. Religions, Values, and Peak Experiences. - Los-Angeles: The

Viking Press, 1970

38. Shulgin А. TIHKAL: Tryptamines I Have Known And Loved. - Berkeley, CA:

"Transform Press", 1996

39. Wasson R.G. Persephone's Quest: Entheogens and the Origins of

Religion. - New Haven, 1986

40. Watts A. The Joyous Cosmology: Adventures in the Chemistry of

Consciousness. - N.Y.: "Pantheon Books", 1962

41. Wilson J. Shamanism and trance states. //Humanist. Psychol. Inst.

Rev., L.A. (1978), vol.1, pp.15-28.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.