Рефераты. История философии (часть I)






между собой и сущности человека вообще. К. Маркс и Ф. Энгельс преодолели

ограниченность и недостатки метафизического материализма, создав

диалектический материализм и разработав диалектический метод на

материалистической основе, обосновали сущность материалистического

понимания истории и вскрыли основной социологический закон, общие законы

общественного развития, обосновали единство теории и практики в процессе

познания.

Большой вклад в развитие философии марксизма внёс В.И. Ленин. Он развил

марксистскую теорию познания, как теорию отражения, разработал основные

положения учения об истине, сформулировал основные категории материализма /

материя, сознание, познание и др. /, обобщил достижения современного

естествознания, предложил методологические основы оценки различных

философских течений, школ и учений и на этой основе проводил анализ

общественных процессов, осуществлял практическую деятельность по

преобразованию общества.

Введение принципа практики в познавательный процесс позволило марксистам

решить проблему тождества мышления и бытия, взаимосвязи теории и практики,

проникать в сущность процессов / «Вещей в себе»/, а распространение

материализма на познание общественных явлений позволило рассмотреть в целом

проблему взаимосвязи мира-общества- человека, представить общество как

целостную систему и определить возможности его преобразования на научно-

методологической основе материализма и диалектики. Основное отличие

марксистской философии - это тесное единство содержания естественно-

научных, философских , социально- политических и научно- социальных идей,

ориентация на решение общечеловеческих проблем с позиции социальной

справедливости и социального равенства. Можно говорить и о выполнении

марксистской теории определённого социального заказа - заказа людей труда,

стремящихся видеть критерием распределения социальных благ общестенно-

полезный труд.

Выводы:

Отличие марксистской философии - тесное единство содержания философских,

социально-политических и научно-социальных идей, ориентация на решение

общечеловеческих проблем

Высшая цель марксизма - теоретическое обоснование идей социальной

справедливости и

освобождение порабощенного

Сущность философии марксизма: исследование фундаментальных классических

проблем, концентрирующихся вокруг отношений мира к человеку и человека к

миру, отношений между людьми и сущности человека

Конкретные концепции: о законах истории и развития общества, о сущности и

содержании общественного производства в формировании определенного

социального типа личности, о значении материального производства в жизни

общества, о классовой борьбе, о социальной революции, о роли народных масс

и личности в истории, гуманизации общественных отношений и т.д.

Предпосылки и источники возникновения марксистской философии

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ:

*развитие капиталистических общественных отношений

*образование новой социальной структуры общества

*обострение социально-экономических,

политических и духовных отношений

между классами

*потребность рабочего класса в научной

теории общественного развития

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ:

*открытие закона превращения и сохранения энергии

*открытие клеточной структуры живых организмов

*создание эволюционной теории раз-

вития животного и растительного

мира, происхождения человека

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ:

Английская политическая э к о н о м и я

Французский утопический с о ц и а л и з м

Немецкая классическая ф и л о с о ф и я

Вопрос №2.1.

Продолжатель марксистской философии (Плеханов)

Г. В. Плеханов — энциклопедически образованный ученый, крупный философ,

исследователь в области экономики, социологии, эстетики, этики.

Г. В. Плеханов обосновывал и популяризировал учение марксизма, разрабатывал

и конкретизировал его отдельные вопросы, особенно в области социальной

философии: о роли народных масс и личности в истории, о взаимодействии

базиса и надстройки, о роли идеологии и т.д.

Он считал, что ключ к раскрытию существа социальных явлений нужно искать в

отношениях индивидов в процессе производства.

По его мнению, существуют два типа производственных отношений:

. технические («непосредственные отношения производителей в процессе

производства»), не носящие классового характера.

. имущественные, которые в классовом обществе имеют классовый характер.

Это дало ему основание определять государство как целое надклассовое

образование, возникновение которого может быть в весьма значительной

степени объяснено непосредственным влиянием нужд общественно-

производительного процесса.

В области онтологии и гносеологии он высказал ряд оригинальных идей. Так,

он полагал, что материя в качестве источника ощущений представляет собой

совокупность «вещей в себе». Органы чувств не механически копируют

действительность, но преобразовывают информацию, которая затем предстает в

виде «иероглифов», доводящих до нашего сведения то, что происходит в

действительности, с «вещами в себе».

Плеханов стремился вывести марксистскую теорию познания из тупиков

наивного реализма. Его «иероглифизм» был попыткой признать знаковость как

одно из важнейших средств познания, как одно из проявлений творчества

разума, преодолевшего не только обманчивость органов чувств (цвета как

такового, например, объективно вне человека нет), но и заблуждения,

рождаемые сложностью отражения сущности в сознании. Он утверждал, что

«иероглифы» хотя и не полностью отражают действительность, но все же несут

адекватную информацию о форме, структуре и взаимоотношениях реальных

объектов и этого достаточно, чтобы мы смогли изучить действия на нас «вещей

в себе» и в свою очередь воздействовать на них.

Г. В. Плеханов отстаивал также объективность пространства и времени.

Пространство, считал он, не есть только субъективная форма созерцания (как

полагал И. Кант); ему тоже соответствует некоторое объективное «само по

себе». Он раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традициями

прошлого и в то же время подчеркивал необходимость творческого его

развития.

Вопрос №2.2.

Продолжатель марксистской философии (Ленин)

В. И. Ленин, как организатор и руководитель большевистской социал-

демократической партии России и профессюнальный революционер, развивал

прежде всего идею классовой борьбы и механизмы осуществления диктатуры

пролетариата. В. И. Леню прошел большой и сложный путь профессионального

революционера. Он был прежде всего политиком, и в центре его политических

интересов находилась идея классовой борьбы, доведенная до идеи диктатуры

пролетариата. Этой идее были подчинены многие его произведения.

Исследования В. И. Ленина по экономике также подчинены идее социального

преобразования, ликвидации частной формы собственности. Подчиненной

политическим задачам оказалась и философия. Н. А. Бердяев отмечал: «Все

миросозерцание Ленина было приспособлено к технике революционной борьбы».

Наряду с этим, будучи теоретиком марксизма, В. И. Ленин разработал далее

марксизм в позитивном плане, а в ряде случаев выдвинул принципиально новые

положения (в книге «Материализм и эмпириокритицизм», в «Философских

тетрадях», в статье «О значении воинствующего материализма» и др.).

В его трудах освещались под новым углом зрения многие проблемы социальной

философии —о сущности, формах и типах государства, о критериальных

признаках социальных классов и т. д. На некоторых из проблем общей

философии остановимся подробнее и первой из них будет проблема материи.

Проблема материи. Раньше представление о материи отождествляли с

веществом, с вещественно-субстратными образованиями. Получалось, что

физическое поле не есть материя, а нечто духовное или, в лучшем случае,

материально-духовное. Некоторые из естествоиспытателей полагали, что

открытие полей расширило понятие материи, которым оказалось вещество плюс

поле. В. И. Ленин проанализировал это понятие и дал ему гносеологическое

определение. «Материя, —отмечал он,—есть объективная реальность,

существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им». Это

определение дано в плане противоположения «Я» и «Мир». Под ним разумеется

уже не только вещество и поле, но и антивещество, производственные

отношения и многое другое, что существует вне сознания и способно прямо или

косвенно воздействовать на него. Можно сказать, что это подлинно

мировоззренческо-философское определение, ибо раскрывается через основной

вопрос мировоззрения.

Проблема истины. Истина согласно классической концепции означала

совпадение представлений человека и действительности. В. И. Ленин не только

расшифровал понятие «действительность», под которым нужно подразумевать и

явление, и сущность, и предмет, и духовное образование. Но он еще выдвинул

положение о субъективной стороне истины и объективном ее содержании.

Истина, писал он, это такое содержание наших представлений, которое не

зависит ни от человека, ни от человечества (следовательно, не зависит оно

по содержанию и от классов, т.е. истина надклассова и надисторична). В. И.

Ленин сформулировал также положение об истине как процессе (при анализе

истины в качестве теории): он показал, как соотносятся между собой

абсолютная и относительная истины, как из одной относительной истины

вырастает другая, более полная.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.